double arrow

Понятие парламента и парламентаризма

Законодательная власть в зарубежных странах

Сущность законодательной власти и ее носители.

Парламент как орган законодательной власти. Его представительный характер и компетенция в зарубежных странах.

Однопалатная и двухпалатная структура парламента. Причины создания и виды двухпалатных парламентов. Формирование парламентских палат в зарубежных странах. Сроки их полномочий.

Организация парламентских палат и внутренние органы парламентов и их палат в

зарубежных странах. Статус члена парламента в зарубежных странах.

Общая парламентская процедура в зарубежных странах.

Законодательный процесс в зарубежных странах. Контрольные и иные парламентские процедуры в зарубежных странах.

Понятие парламента и парламентаризма

Согласно концепции разделения властей, по мнению ряда ученых государствоведов первое место принадлежит власти законодательной. Поскольку, по их мнению, исполнительная и судебная ветви власти действуют от имени и во исполнение закона.

Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом – парламентом. Во всех современных конституциях он определяется как высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом, путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает членов конституционного суда, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством или главой государства и обладает другими полномочиями.

Парламенты положили начало такой форме государственного руководства как парламентаризм – которой присущи ведущее положение парламента в системе высших органов государственной власти, его контроль за исполнительной властью, привилегированное положение депутатов, их юридическая независимость от избирателей.

В XIX и начале XX века парламент считался представительным органом исключительно формально, поскольку подавляющая часть граждан в силу различных цензов не допускалась к участию в выборах (в 1815г. в 30-миллионной Франции депутатов в парламент избирали около 80 тысяч граждан).

В XX веке парламентаризм заметно трансформировался. Этот процесс шел по двум направлениям.

С одной стороны, благодаря отмене многочисленных цензов в избирательном праве парламенты стали действительно представительными органами, представляющими различные слои общества.

С другой стороны, происходило постепенное усиление роли органов исполнительной власти за счет парламентских полномочий, использования разнообразных механизмов воздействия на парламент со стороны исполнительной власти.

В конституционной практике зарубежных стран существует несколько путей усиления исполнительной власти за счет законодательной:

· монополизация правительством права законодательной инициативы – в странах Западной Европы более 80% законов принимается по инициативе правительства;

· делегированное законодательство – прямое наделение правительства правом издания нормативных актов, имеющих силу закона (Франция, Италия, Германия);

· конституционное или фактическое ограничение круга вопросов, по которым парламент может законодательствовать. Это позволяет исполнительной власти произвольно определять вопросы, которые решаются актами правительства или президента (Великобритания, Франция);

· принятие парламентом «законов-рамок» или «законов-принципов», что дает возможность президенту или правительству развивать их и дополнять, иногда до такой степени, что этими актами закону придается иной смысл, чем заложенный в него законодателем.

Однако, несмотря на перечисленные тенденции за парламентом остается последнее слово в решении самых важных вопросов в государстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: