Великий Сибирский путь

Западно-Сибирская железная дорога

Западно-Сибирская железная дорога в 2006 году отметила свой 110-летний юбилей. Но еe история начинается гораздо раньше в 30-е годы ХIХ века. Именно тогда возникла мысль о необходимости строительства железной дороги в Сибири, которая обеспечила бы более быстрое заселение этого края, разработку естественных богатств, развитие промышленности и торговли. Но прошли еще десятки лет, прежде чем возникла необходимость развивать сеть железных дорог по экономическим соображениям. Первого июня 1887 года особым совещанием членов Комитета Министров было принято решение о строительстве отдельных участков железной дороги в Сибири: Средне-Сибирской - от Томска до Иркутска, Забайкальской - от оз.Байкал до Сретенска и Уссурийской – от Владивостока до села Буссе на реке Уссури.

Начальником Средне – Сибирской экспедиции по производству предварительных изысканий этой линии был назначен инженер путей сообщения Николай Павлович Меженинов.В конце 1887 года Н.П. Меженинов, подробно и основательно ознакомившись на месте с условиями работ по строительству этой дороги, представил две записки выше стоящим инстанциям. В этих записках он высказал мысль о том, что ввиду малой населенности округов на протяжении 1600 верст и ненадежности водного пути от Тюмени до Омска, Средне – Сибирская железная дорога не может быть построена скоро и дешево, а количество грузов будет незначительно, поэтому выгоднее строить ее как продолжение Уфа – Златоустовской линии. Указывая, таким образом, на необходимость Западно – Сибирской железной дороги. Он находил, что дорога от Урала до Оби, следуя по ровной местности, стоила бы наполовину дешевле Средне – Сибирской и облегчила бы постройку последней.

И только 21 февраля 1891 года Комитетом Министров было принято решение о начале работ по сооружению железной дороги от Миасса до Челябинска и о начале изысканий на участке от Челябинска до Томска. Таким образом, Средне–Сибирская дорога получила характер продолжения Самаро–Златоустовской и Западно–Сибирской железных дорог, как это отстаивалось в записках Н.П. Меженинова.Работы по сооружению Средне–Сибирской железной дороги на участке Обь – Красноярск начались в мае 1893 года, 1 декабря 1895 года, было открыто рабочее движение, а 1 января 1898 года участок принят в постоянную эксплуатацию. А Западно–Сибирская железная дорога (Челябинск – Обь) была принята в эксплуатацию в 1896 году. Размеры работы обеих дорог были приблизительно одинаковы.В этих условиях было целесообразным их объединение, что и произошло в 1900 году: образовалась одна – Сибирская железная дорога. К 1 января 1915 года были выполнены значительные объемы работ по увеличению пропускной способности Сибирской дороги до 20 пар поездов (строительство дополнительных раздельных пунктов, усиление пути, замена временных искусственных сооружений на постоянные, увеличение локомотивного и вагонного парка и др.). Теперь было признано необходимым разделить Сибирскую дорогу на Омскую и Томскую, с возвращением к прежним перестроечным границам. Причем к Омской дороге оказалась причисленной станция Ново–Николаевск. В последующие годы было много всевозможных структурных изменений. Скажем лишь одно: Томская и Омская дороги вновь объединились в 1961 году. С этого времени и по сей день дорога именуется Западно– Сибирской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: