Логика бытия

Логика бытия подразделяется на логику: 1) качества, 2) количества, 3) меры. 1). Качество — понятийное определение, непосредственно совпадающее с вещью. 2). В понятии количества качество игнорируется и мыслится как индифферентное. 3). Мера есть синтез, снимающий и удерживающий два предыдущих момента,

Логика 89

единство качественного и количественного, т. е. это «квалитативное количество», или иначе — «правило» любой операции измерения (в самом деле, мера — это качественно-количественный синтез).

Абсолютное начало «Логики» образуется первой триадой, состоящей из бытия, небытия и становления. Здесь Гегель суммирует положения античной метафизики (досократиков, Парменида, Гераклита), первые попытки мыслить и говорить об Абсолюте. Если я мыслю чистое бытие (лишенное определений), то мыслю и нечто, что не есть ничто (определенное). Чистое мышление не есть истинное. Мышление — это движение, и как таковое оно проявляется в становлении. Становление предполагает непрерывный переход от бытия к небытию (и наоборот). Внимательный исследователь гегелевских сочинений Гадамер заметил, что становление — истина мышления так же, как и истина реальности.

«Нечто» отсылает от своего определенного бытия к «иному», другому нечто, то нечто — к другому, и так далее до бесконечности. Бесконечное нельзя понять здесь иначе, как бегство от конечного, что описывается прямой без предела. Но такое бесконечное ложно, ибо оно проистекает от рассудка, «надуманно». «Истинная бесконечность» — разумная бесконечность, и она кругообразна, точнее, это циркулярный процесс, цель которого — достичь самого себя через иное.

Но есть и другой ошибочный способ мыслить бесконечное, как в старой метафизике, уносившей его за пределы конечного, т. е. в духе бесконечной трансцендентной субстанции. Бесконечность, по Гегелю, — это непрерывное диалектическое преодоление конечности (конечным же).

По поводу негативности конечного Гегель пишет: «Конечное не просто молчит, как нечто оно вообще исчезает, и не просто в возможности, но его не было бы и как неисчезающего. Бытие конечного таково, что внутри себя оно уже содержит семя разложения: час рождения — это и час смерти конечного».

Философия, приписывающая истинную реальность конечному, не заслуживает и называться философией. «Положение, что конечное идеально (не имеет реальности в себе), конституирует идеализм. Философский идеализм не признает конечное за истинное бытие. Любая философия сущностным образом — идеализм или как минимум идеализм в основе. Вопрос только в том, до какого пункта этот принцип реализован. Философия — идеалистична, как идеалистична религия. Ведь и религия не признает конечное как истинное бытие... Оппозиция идеалистической философии и реалистической, следовательно, лишена смысла. Философия, которая приписывает конечному существованию истинное бытие, определенное и абсолютное, не заслуживала бы имени философии».


90-91

ЛОГИКА И ВСЕОБЩНОСТЬ ЕЕ КАТЕГОРИЙ

ИДЕЯ В СЕБЕ, ИЛИ ИДЕЯ КАК ЛОГОС { 1. Бытие { 1. Качество: { 1. Бытие — ничто ~ становление
2. Наличное бытие как таковое — конечность — бесконечность
3. Для-себя-бытие — одно и многое — отталкивание/притяжение
2. Количество: { 1. Чистое количество — непрерывная и дискретная величина — ограничение количества
2. Число — экстенсивное и интенсивное определенное количество — количественная бесконечность
3. Количественное отношение прямое — обратное — степенное отношение
3. Мера: { 1. Специфическое количество — специфицирующая мера — для-себя-бытие в мере
2. Отношение самостоятельных мер — узловая линия отношений меры — безмерное
3. Становление сущности: абсолютная неразличенность как обратное отношение ее факторов — переход в сущность
2. Сущность { 1. Сущность: { 1. Видимость: существенное и несущественное — видимость — рефлексия
2. Определенные сущностности: тождество — различие — противоречие
3. Основание: абсолютное — определенное — условие
2. Явление: { 1. Существование: вещь и ее свойства — материя вещей — растворение вещи
2. Явление: закон явлений — являющийся мир и в себе сущий мир — разложение явления
3. Существенное отношение: между целым и частями — между силой и ее проявлением — внешнего и внутреннего
3. Действительность: { 1. Развертывание абсолютного — абсолютный атрибут — модус абсолютного
2. Случайность — относительная необходимость — абсолютная необходимость
3. Абсолютное отношение: субстанциальности — отношение причинности — взаимодействие
3. Понятие { 1. Субъективность: { 1. Понятие: всеобщее — особенное — единичное
2. Суждение: наличного бытия — рефлексии —необходимости — понятия
3. Умозаключение: наличного бытия — рефлексии — необходимости
2. Объективность: { 1. Механический объект — процесс — абсолютный механизм
2. Химический объект — процесс — переход химизма
3. Телеология: субъективная цель — средство — осуществленная цель
3. Идея: { 1. Жизнь: живой индивид — процесс жизни — род
2. Идея познания: идея истинного — идея блага
3. Абсолютная идея, тотальность всех категорий в их структурной диалектической связи
             

92 Гегель


ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ЕЕ КАТЕГОРИИ

ПРИРОДА = ИДЕЯ ВНЕ СЕБЯ { Механика { 1. Пространство и время { 1. Пространство 2. Время 3. Место и движение
2. Материя и движение { 1. Инертная материя 2. Толчок 3. Падение
3. Абсолютная механика    
Физика { 1. Физика всеобщей индивидуальности { 1. Свободные физические тела 2. Стихии 3. Процесс стихий
2. Физика особенной индивидуальности { 1. Удельный вес 2. Сцепление 3. Звук 4. Теплота
3. Физика тотальной индивидуальности { 1. Образ 2. Обособление индивидуального тела 3. Химический процесс
Органическая физика { 1. Геологическая природа { 1. История Земли 2. Расчленение Земли 3. Жизнь Земли
2. Растительная природа { 1. Формообразовательный процесс 2. Процесс ассимиляции 3. Родовой процесс
3. Животный организм { 1. Образ 2. Ассимиляция 3. Родовой процесс

Философия природы 97


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: