Логика бытия подразделяется на логику: 1) качества, 2) количества, 3) меры. 1). Качество — понятийное определение, непосредственно совпадающее с вещью. 2). В понятии количества качество игнорируется и мыслится как индифферентное. 3). Мера есть синтез, снимающий и удерживающий два предыдущих момента,
Логика 89
единство качественного и количественного, т. е. это «квалитативное количество», или иначе — «правило» любой операции измерения (в самом деле, мера — это качественно-количественный синтез).
Абсолютное начало «Логики» образуется первой триадой, состоящей из бытия, небытия и становления. Здесь Гегель суммирует положения античной метафизики (досократиков, Парменида, Гераклита), первые попытки мыслить и говорить об Абсолюте. Если я мыслю чистое бытие (лишенное определений), то мыслю и нечто, что не есть ничто (определенное). Чистое мышление не есть истинное. Мышление — это движение, и как таковое оно проявляется в становлении. Становление предполагает непрерывный переход от бытия к небытию (и наоборот). Внимательный исследователь гегелевских сочинений Гадамер заметил, что становление — истина мышления так же, как и истина реальности.
«Нечто» отсылает от своего определенного бытия к «иному», другому нечто, то нечто — к другому, и так далее до бесконечности. Бесконечное нельзя понять здесь иначе, как бегство от конечного, что описывается прямой без предела. Но такое бесконечное ложно, ибо оно проистекает от рассудка, «надуманно». «Истинная бесконечность» — разумная бесконечность, и она кругообразна, точнее, это циркулярный процесс, цель которого — достичь самого себя через иное.
Но есть и другой ошибочный способ мыслить бесконечное, как в старой метафизике, уносившей его за пределы конечного, т. е. в духе бесконечной трансцендентной субстанции. Бесконечность, по Гегелю, — это непрерывное диалектическое преодоление конечности (конечным же).
По поводу негативности конечного Гегель пишет: «Конечное не просто молчит, как нечто оно вообще исчезает, и не просто в возможности, но его не было бы и как неисчезающего. Бытие конечного таково, что внутри себя оно уже содержит семя разложения: час рождения — это и час смерти конечного».
Философия, приписывающая истинную реальность конечному, не заслуживает и называться философией. «Положение, что конечное идеально (не имеет реальности в себе), конституирует идеализм. Философский идеализм не признает конечное за истинное бытие. Любая философия сущностным образом — идеализм или как минимум идеализм в основе. Вопрос только в том, до какого пункта этот принцип реализован. Философия — идеалистична, как идеалистична религия. Ведь и религия не признает конечное как истинное бытие... Оппозиция идеалистической философии и реалистической, следовательно, лишена смысла. Философия, которая приписывает конечному существованию истинное бытие, определенное и абсолютное, не заслуживала бы имени философии».
90-91
ЛОГИКА И ВСЕОБЩНОСТЬ ЕЕ КАТЕГОРИЙ
ИДЕЯ В СЕБЕ, ИЛИ ИДЕЯ КАК ЛОГОС | { | 1. Бытие | { | 1. Качество: | { | 1. Бытие — ничто ~ становление |
2. Наличное бытие как таковое — конечность — бесконечность | ||||||
3. Для-себя-бытие — одно и многое — отталкивание/притяжение | ||||||
2. Количество: | { | 1. Чистое количество — непрерывная и дискретная величина — ограничение количества | ||||
2. Число — экстенсивное и интенсивное определенное количество — количественная бесконечность | ||||||
3. Количественное отношение прямое — обратное — степенное отношение | ||||||
3. Мера: | { | 1. Специфическое количество — специфицирующая мера — для-себя-бытие в мере | ||||
2. Отношение самостоятельных мер — узловая линия отношений меры — безмерное | ||||||
3. Становление сущности: абсолютная неразличенность как обратное отношение ее факторов — переход в сущность | ||||||
2. Сущность | { | 1. Сущность: | { | 1. Видимость: существенное и несущественное — видимость — рефлексия | ||
2. Определенные сущностности: тождество — различие — противоречие | ||||||
3. Основание: абсолютное — определенное — условие | ||||||
2. Явление: | { | 1. Существование: вещь и ее свойства — материя вещей — растворение вещи | ||||
2. Явление: закон явлений — являющийся мир и в себе сущий мир — разложение явления | ||||||
3. Существенное отношение: между целым и частями — между силой и ее проявлением — внешнего и внутреннего | ||||||
3. Действительность: | { | 1. Развертывание абсолютного — абсолютный атрибут — модус абсолютного | ||||
2. Случайность — относительная необходимость — абсолютная необходимость | ||||||
3. Абсолютное отношение: субстанциальности — отношение причинности — взаимодействие | ||||||
3. Понятие | { | 1. Субъективность: | { | 1. Понятие: всеобщее — особенное — единичное | ||
2. Суждение: наличного бытия — рефлексии —необходимости — понятия | ||||||
3. Умозаключение: наличного бытия — рефлексии — необходимости | ||||||
2. Объективность: | { | 1. Механический объект — процесс — абсолютный механизм | ||||
2. Химический объект — процесс — переход химизма | ||||||
3. Телеология: субъективная цель — средство — осуществленная цель | ||||||
3. Идея: | { | 1. Жизнь: живой индивид — процесс жизни — род | ||||
2. Идея познания: идея истинного — идея блага | ||||||
3. Абсолютная идея, тотальность всех категорий в их структурной диалектической связи | ||||||
92 Гегель
ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ И ЕЕ КАТЕГОРИИ
ПРИРОДА = ИДЕЯ ВНЕ СЕБЯ | { | Механика | { | 1. Пространство и время | { | 1. Пространство 2. Время 3. Место и движение |
2. Материя и движение | { | 1. Инертная материя 2. Толчок 3. Падение | ||||
3. Абсолютная механика | ||||||
Физика | { | 1. Физика всеобщей индивидуальности | { | 1. Свободные физические тела 2. Стихии 3. Процесс стихий | ||
2. Физика особенной индивидуальности | { | 1. Удельный вес 2. Сцепление 3. Звук 4. Теплота | ||||
3. Физика тотальной индивидуальности | { | 1. Образ 2. Обособление индивидуального тела 3. Химический процесс | ||||
Органическая физика | { | 1. Геологическая природа | { | 1. История Земли 2. Расчленение Земли 3. Жизнь Земли | ||
2. Растительная природа | { | 1. Формообразовательный процесс 2. Процесс ассимиляции 3. Родовой процесс | ||||
3. Животный организм | { | 1. Образ 2. Ассимиляция 3. Родовой процесс |
Философия природы 97