Лит-ра Латинской Америки (ЛА) в 20 веке

ЛА – это особый регион, где градиоз культурный синтез рас и народов

Самые краний взгляды – ЛА – это такой же особый мир как япония. Не связана европейской культурой. Эта идея была весьма популярна в сов.традиции. ЛА отделялась от зап.мира.

С др.стороны это концепция была распрострена в ЛА.

Комплекс нац-культ неполноценности.

Противопол.взгляд – литра ЛА принадлежит к европейскому ареалу.

Запад принимал ЛА в свой круг. Второй точке зрение следует отдать предпочтение.

Гл.основание – язык. Какие бы элементы не входили в субстракт культуры ЛА они преобразуются языком.

Можно согласиться с тем, что в ЛА сложились неевропейские литр-е формы о мифологичности, регионализме.

Магический реализм впервые был использован все-таки в европе.

Потом этот термин широко использовался нем и итал литературоведами.

Литра ЛА – это литра европейского ареала = общность языка. Это же определяет и внутр единство литры ЛА.

В нач период колонизации не считали себя американцами. Временно живущими за океаном. И их произвденеия принадлежат итал и испан литре.

Нац.самосознание складыается к началу 19 века. Тогда же зарождается литра ЛА. Тогда же сформировалась их лит-ая классика.

После 1 мир войны – 20-30 годы (Борхес, Карпетьер). Всемирно известной литра ЛА становится после 2 мир войны. После нее появля первые писатели – лауреаты Ноб.премии (Маркес в том числе)

ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС (1986 г умер)

Родился в Аргентине а юность провел в Европе, там он учился и потом надолго приезжал. В испании сблизился с кружком авангардист.

В 1925 году вышла первая книга проза.

1935 г – всеобщая история бесчестия. Там оформилась борхесовская поэтика.

Он не был кабинетным затворником.

В 1938 г теряет зрение, потом оно возвращается но все таки он ослеплет полностью.

Борхес участвует в борьбе против Перрона. Его и его семью подвергли репрессии.

1955 г – когда свергнут перрон – Борхес мировая знаменитость.

Борхес признанный классик и объект поклонения многи читателей и критиков. Он сложный автор.

КНИГА ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ БЕСЧЕСТИЯ

Построение рассказов есть общность. Там есть обмащик, самозванец или лжец. Но автор не высказывает негодование по поводу героя. Это вызывает интерес. В обманщиках есть энергия. Они что-то создают.

В «Обманщике билл хариган» на фоне аргентиской земли Хариган создает миф о себе как о беспощадном убийце.

Пророк под покрывалом. Хаким – красильщик, кот потом скрывает свое прокаженное лицо под маской пророка. Придуманное обманщиком оказывается интереснее и значительнее правды.

В истории бесчестия – основа и суть мира Борхеса. Над скудной и убогой реальностью надстраивается вымысел. И этот вымысел улучшает и совершенетсвует реальность.

«Тлен. Укбар...» Статья о земле Укбар в малой Азии. В их мифах есть планета ТЛЕН. В др экземплярах этой статьи нет.

Исходным пукнтом яв-ся нечто самое надежное – британская энциклопедия.

Энциклопедию обкрадывают. Затем один из томов подделывают и вклеивают несколько страниц.

Кто-то выпускает полную энциклопедию Тлена. В большинсвте рассказов Борхеса есть целый лабиринт превращений. Плотность письма Борхеса нет аналогов.

Каждая сл выдумка оказывается интересней предыдущей.

Каждое сл отражение вклбючает больший круг явлений. Оно охватывает всю вселенную. Такой образ оказывается усовершенствованным и упорядоченынм. – это поэтический образ. Мир Тлена подчиняется поэтическим законам.

Отхождение от жизн прозы к поэзии есть в рассказах ГОРОДСКИХ ОКРАИН

В них много аргентинской романтики.

При этом сюжетная логика не отличается от логики рассказов.

У Борхеса мир бандитов оказывается миром поэтического бытия.

Над реальность которая есть надстроилась другая – реальность танго – стратсти. Мести, любви. В этой реальности рассказчик убил

Логика танго = худ логика.

Герой рассказа Юг умирает на операц.столе. но ему удается прожить настоящую жизнь и умереть в бою.

Сюжетом рассказов Борхеса становится эстетизация реальности. Этой работой заняты его обманщики. Они оказывают двойниками автора. Автор тоже делает свое произведение из ничего, из абсурда. И поверх этой реальности он утверждает новую реальность. Худ.реальность.

Осуществляя норму реальности худ утверджает себя, делает маску из своего лица. Рассказ «Борхес и я». Где он сопоставляет свой реальный облик и облик, кот он выстраивает в своих произведениях.

Невозможно оперделить, кто из персонажей более реален.

Для этого худ должен найти особую точку обзора – точка АЛЕФ. Заняв ее он обнаруживает порядок и ритм в жизненном хаосе. Он обнаруживает совпдаения. Тайные связи.

Изобрел новое удовольствие от текста – составление антологий.

Такая игра – это прообраз всякой культуры. У Борхеса образ культуры – это образ лабиринта. Усложнение. Культура создает возможность вариантов.

Читая книгу, мы проживаем чужую жизнь. Дает чел-ку обрести хотя бы частичную бессмертность (новелла Сад расходящихся тропок, новела смерть и бусоль).

В центре лабиринта – минотавр и он приводит к страху. Обманщик – он всего лишь обманщик. Маска будет сорвана.

Две главные фигуры детективы – преступник и сыщик. Делатель – преступник. Именно он создает таинственный образ лабирирнта. А сыщик разоблачает лабиринт и его корыстную основу.

Новеллы Борхеса всегда включает момент поражения худ-ка. Развенчание игры и фантазии не происходит абсолютно. Потому что рассказ – это воплощение красоты.

ХУЛИО КОРТАСЕР 1914 – 1984

ХУЛИО КОРТАСЕР 1914 – 1984

Не был связан с культурной традицией. Ориетировался на лит-ный опыт Европы и США. Кортасер большую часть жизни провел в Европе – Париже. Первые его произведения были опубликованы лишь в начале 50-х. В них К создает жуткую и загадочную атмосферу. Например, новелла «Захваченный дом».

В нек рассказах К играет с временем и пространством. Герой новеллы «Ночью на спине» умирает на койке в совр Европе и одновременно на жерственном камне в доколубм.америке. Влияние Э.По. Борхеса.

Но К говорил, что его фантастика другая.

По сравнению с Борхесом проза К создает впечателение меньше логической образности. К говорит, что разгадки быть не может. Тайна остается тайной.

В конце 50-х у К новые черты – яв-я связанные с мол.нонконфрмист явлением. Девушки автостопом, хипстеры, джазовые музыканты.

Повесть «Преследователь».

Прототип Джонни Картера – кумир битников – Саксофонис

Он святой бунтарь. Ему тесно в рамках муз канонов и сущест. Умирает Дж.кКартер измченный наркотиками, алкоголем и женщинами.

Его друг пишет о нем книгу с фальшивым героем.

Для Джонни музыка – это средство для самоощуствеление – чтобы совпасть с самим собой. Саморазрушительная практика и разрушая себя Джонни разрушает музыку. Друг Бруно – наследник бюргерской культуры. При таком раскладе превосходство одного героя над другим нет очевидности. В скрытом родстве с Бруно был сам Хулио Кортасер. Он был склонен к обыгрыванию культ моделей. Создание смыслов второго порядка.

Очевидно это в ИГРА В КЛАССИКИ.

Это не биография и не рассуждение о ней. Это нечто третье.

ГАБРИЭЛЬ ГАРСИА МАРКЕС 1928 г родился

С ним произошло тоже что и с другими любимыми писателями. Его книги – магический реализм. Ему свойственен мифологизм и одиночество.

Как правило М противопоставляют Борхесу и Кортасеру. Они ориентируются на США и Европу. Маркес ориетируется на нац.традицию. И подчеркивает такой хар-р своего тво-ва. Его произеведения могут быть понятны только аборигенам. Только тем, кто живет в ЛА., где есть чудеса взаправду.

К таким суждениям не следует относиться слишком в серьез.

Проза М принадлежит к разряду литры – провинциальный эпос (в США Фолкнер, в РФ – Гоголь, Шолохов. М-Сибиряк).

Нет ничего удивительного в сходстве Маркеса и Фолкнера нет.

В жизни любой провинции есть обшие черты – она отклоняется от нормы. Провинциалы странны, гротескны, но они об этом не подозревают.

Во всяком провинц эпосе есть одни и те же типы: красавицы, гордецы, герои, богачи и др.

В провин мире нормой считается то, что привычно. В повествовании эта странность увидена со стороны. Поэтому она кажестя удивительной.


Роман «СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВОМ»

Сам Маркес говорил, что роман написан по воспоминаниям детства, по рассказам его деда и бабки. Для ребенка мир в самом деле полон фантастики, кот воспринимается как должное.

Отсюда и летающие священники и девушки, и дождь идущий несколько лет без перерыва. Ребенок не сравнивает и анализирует. Он отождествляет.

Детское восприятие фантастического как нормального и наоборот как раз и запечатлено в голосе рассказчика.

Тут нет ничего принципиально отличающегося.

Вопрос эротики у Маркеса

Говорят что в русском переводе многое смягчено и выброшено и сам автор этим был недоволен.

Но в ней много сцен которые поразили советского человека.

В России секс был отделен от жизни непреодолимой чертой. В Маркеса сексуальность представлен как нормальное. Это не столько эротика, сколько бесстыдство.

До него таких книг вообще не было. Роман Маркеса был уникален для русского читателя. Но он был близок отчественным приемам. Поэтому он был интригующим и понятным. Романом зачитывались ему стали сразу подражать. Некоторые стали искать в нем и находить применение к советской реальности.

Торжественно приподнятый слог М означает отсраненность и пафос. Переводчикам удалось передать сложность повествовательной структуре М.

СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА – это роман-миф.

Неполная развлеченность героев указывает на связь с мифом.

Одна из героев Урсула знает причину падения рода. Она знает роковую предопредленность. В основе рода – убийство.

Видение истории через призму мифа. Через категорию рокового предопределения. Но оно дано со стороны и включено в кругозор автора. Но миф не выносит видения со стороны. Миф – это тотальность. Это место в котором живут. Он не предполагает сущ-е точки вне его. Все есть миф. У М миф дан во внешнем видении.

Взгляд со стороны вносит цыган. Он яв-ся из вне. Как представитель цивилизации. Приносит дары цивилизации – чудеса науки. Но в маг.мире они становятся магическими объектами. Все становится частью мифа, магией.

Знания и навыки не перстраивают ее а поглощаются ей.

Тут М затрагивает важную тему – тему отступления зап.культуры из стран третьего мира.

Не город разрушен. А разрушен миф, поскольку он увидел себя со стороны. Но разрушен не вполне. Они получают возможность посмертного существоания в романе.

В начале книге повествователь безличен. Он не дает своей оценки. Но потом – все больше личной окраски – появляется образ автора. Повествователь становится рассказчиком и его родословной.

У повествователя появ-ся имя. Именно он получает возможность уйти из Маккондо, чтобы потом о нем рассказать.

Название книги. Указывающее на одиночество – это одиночесвто ед субъекта в мире объектов. Это одиночество только того, кто считает себя субъектом.

В простом смысле – это одиночество ребенка. Для него другие люди для него не тождественны. Это одичество мифологического героя, потому что он тождественен вселенной.

Такими героями-детьми оказываются орлеиаон. Их деятельность титаническая, но бессмысленная, инфальтильная, в кот страдают реальные люди. Вдохновляется фантаст целью. Деяте-ть бесплодна. Деят-ть одинокого сознания. Одиночество кончается, когда созанение Я пересекается с бытием другого. Это ключ к множественности тем романа.

Это роман история детства автора. Но как и история любого другого человека.

Плюс это рассуждение о сужьбе ЛА. Кот задердалась в волшебном детсве и должна повзрослеть. Плюс это рассуждение о сужьбе человека. Кот тоже должно повзрослеть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: