Уильям Фолкнер

(1897 – 1962) лауреат Нобелевской премии

Его противопоставляют Хемингуэю. Особенно у российских критиков, поскольку у нас других не знают – самые извествные романисты.

Хемингуэя знали больше. Но в один момент Фолкнер даже оспаривал первенство. Аксенов в своей книге приводит суждение, что хвост мула (рассказ «Мул на дворе») Фолкнера стоит дороже всех взорванных мостов Хемингуэя.

Увлечение Фолкнером было менее продолжите. Привлекал его стиль – поток сознания и др.приемы. Интерес определялся еще и тем, что у него публика обнаружила близкие себе концептуальные основы (для русских). Традиция его близка русским.

Различие между Ф и Х разительные: 1. Конструкция фразы (Ф – длин. = барочные долинные фразы, перебирает чуть ли не все формы англ героя. Х – короткие=стремится к классике и простоте). 2. не похожи их герои (Х – странник, бродяга. Гражданин мира. Ф – домосед, для которого поездка в райцентр – это уже большое событие).

Ф – сначала писал стихи, потом сатирический роман (литра потерянного поколения). Ф хотел повоевать. Но из-за учебы не успел.

Первый роман Ф – САРТОРИС 1929

Потом роман ШУМ И ЯРОСТЬ; КОГДА Я УМИРАЮ; СВЕТ В АВГУСТЕ; плюс повести и сборники рассказов

Ф населили Йокнапотофу героями своих произведений. Герои переходят из одной книги в другую (в одной книге втор роль, в другой у этого персонажа – гл.роль). Часто путает детали и приводит к путанице. Такие противоречия естественные, потому что у автора не было плана.

Случай Ф не уникальный. Такой же есть у Искандера. У Шолохова «Тихий дон». И т.д.

Для обозначения порядка используется термин «ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ЭПОС»

В произведениях этих авторов образы родной провинции приобретают эпический масштаб. Провинциальный эпос Ф самый масштабный.

Общей чертой = общим недостатком яв-ся гиперболизм. Они изображают тесный мир в кот нет горизонта. В нем предметы кажутся огромными. Позиция наблюателя = позиция подростка, кот наблюдает огромное царство, кот населены сильными мужчинами. Но что-то в мире взрослый вызывает и отвращение.

Есть читатели, кот раздражает непропорциональность провинциальных читателей. Страсти у Ф действительно Шекспировские. Он наделил ими деревенских простаков – реннекс = красношеи (от работы под палящим солнцем). Ф сам себя показывал таким же простаком. Но он впитал не меньше влияний, чем Х или Набоков. Он был не менее образован. Но в универе не проделжался год. Х и вовсе в универе не учился.

Ф принадлежит к ЮЖНОЙ ЛИТ-РЕ (ЮГ США). К этому относятся писатели, жизнь и тво-во кот связано с южными штатами. Там много первостепенный писателей. Н: Т.Вулф. К.Маккалерс. Ф.Оконор. Т.Капотэ, Т.Уильямс и др. Они образуют общность не только по месту проживания, но имеют общие черты стиля: трагич напряженность, гиперболизм и библейскую высокопарность.

Такие определения оч условны. У каждой страны есть свой юг и мифологии юга в общих чертах совпадают.

В США на природную мифологию наложилась историческая.

Американское единство складывалось долго и не просто. Колонисты были разбросаны на большие терр-ии. По этим немеряным км бродили индейца и бандиты. Развитие внутр свзяей ограничивалось английским законом. Торговля между штатами была запрещена, только через Англию.

Когда была провозглашена независимость. Большинство понимали ее как независимость отдельных штатов (свои законы и даже своя армия у штатов). Юг – единство южных штатов софрмировался к середине 19 века. Экономика юга была аграрной. Гл.полит и соц фигурой был землевладелец. Поместья могли быть оч большими или оч маленькими. Везде труд рабов. Богатые землевладельцы окружали себя многочисленной челядью. Такой уклад жизни соответ истор предназначению Америки.

Но в какой-то момент сущ-е юга для США стало нецелесообразным. Рабовладел хоз-ва были не достаточно эффективными. С правовой точки зрения разные нормы (на севере рабство запрещено – как быть с беглыми рабами?). С полит т.з. – южный стали гос-ом в государстве. Северня нуждались в высоких налогах на ввозимые товары. Южане были заинтересованы в конкуренции. Рабство в США вредило ее международному престижу.

Моральные аспекты были важны. Но решающей роли не играли. Белые везде считали негров низшей расой.

Гл противоречени: сев – за интеграцию. Юг – деинтеграцию.

Линкольн был не противником рабства, а условием союза было отменено рабства.

Юж.Каролина объявила о выходе из союза. Потом и все юж штаты вышли. Потом новое гос-во – КОНФЕДЕР Штатов Америки (1861). Война началась в апр 1861 года и закончилась в апр 1865 года.

В ходе войны погибло 620 тыс солдат. Это примерно 2% населения США, это больше чем в любой другой войне, где участововали США.

Для юна результаты войны катастроф – это была оккупация. Сопровождалась насилием и грабежом.

Экономика юга была разрушена. На долгие годы юг превратился в депрессивный регион. Писатели зафиксир юг – где время остановилась.

Но там возникла замеч литра. Центр фигурой – Уильям Фолкнер.

Сравнение Х и Ф.

Герой Х – героический индивидуалист. Он ощущает себя автономной личностью. Изолированное от мира я. Герой противистся включению в какую-либо общность. Не желает подчиняться нормам и приоритетам. Лишь по собственной воле. Нормы он создает для себя сам.

У Ф – герой наоборот ощущает себя частью сложного мира культурных норм. Эти нормы не ощущаются им как насилие над личностью. Как раз наоборот, только внутри системы норм может быть реализована свобода.

Ф – это человек-культуры.

Правильно сравнивать его с Томасом Манном. При всем разительном несхожстве героев и окружения.

Общего между ними не мало: проблематика взаимоотношений природы, культуры и цивилизации. Культуры и цив понимаются в шпенглеровском смысле = немецкая романт философия = культура – это целостный организм. От перв простых форм он переходит к цветущей сложности. Постпенно вырабатывают обычаи, ритуалы, правила поведения. Эти правила должны быть различными у различных групп населения. Так формируются традиция, обычаи, ритуалы, танцы и т.д.

Все эти правила не враждебны жизни. В этих нормах жизнь играет и артистически самовыявляется.

Первыми так трактовали гельдебрейские романтики. Для них идеалом было немецкий бюргерский город.

Ф ощущает юг как целостный организм, кот долго формируется. Это сложная система отношений между разными группами населения. В своих книгах Ф занят тщательной реконструкцией этого мира. Для него этот мир обладает первостепенной значимостью.

Цивилизация противопоставляется миру янки – северян.

Оппозиция север-юг придумал не Ф.

Это возникло в южной легенде. Гражд война разрушила представление о жизни. Им стало казаться, что они утратили мир совершенный и прекрасный.

***

Ведут титаническую борьбу с порядком. Трагедия рока.

Важны античные ассоциации. Ф также опирается на библейские ассоциации. Колонисты юга были пуритане. Читатели библии. Понимали библию буквально как книгу, написанную о них. Сам юг и был для них израилем, кот суждено погибнуть.

Упадок юга осмысляется Ф также осмысляет литрой декаданства.

Ф начал как поэт символист.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: