Образ юга, как распавшейся и деградир культуры, в романе ШУМ и ярость

Хронология в романе нарушена. Действия второй части до 10 лет до первой части. Третья часть. Четвертая часть.

Кроме второй части – все о пасхальных днях.

Поток сознания Бенджамина Комсона. Вторая часть – студента – третья часть – джеймс Комсона. Чет часть – беличный повествователь.

Бенджин – ребенок

Джейсон – хитрый и злобный негодяй

При том, что братья не похожи друг на другу есть общая – сестра Кеди. Он нужна всем братьям. Для Бенджи единственная связь с миром. Заменяет мать.

Квентин в Кеди влюблен. Джейсон ее использует, берет ее деньги.

Кеди беременна от кого то из поклонников. Квентин убеждает

Бенджин и Квентин удержать КЕДИ и КВЕНТИНА

От них сбегает сама жизнь. У братьев Комсоном сложное отношение с временем. Бенджи живет настоящией. Квен – прошлый, Дже – будущим. Всех их время обманывает. Часы ы доме идут как попало.

Еще один персонаж противопоста – ДИЛСИ – старая негритянка. Она служила в доме еще при генерале.

Она знает о семье все, но видит их со стороны и на своем языке выражает авторское видение страгедии Комсонов. Дже – у вас нет сердца. Дело не только в отсутствии доброты, а в отству живого контакта с жизнью. Такой связи с миром нет у Квентина. Всегда попадает в дурацкие истории.

Инцест выражает желание вернуться в материнскую утробу и не жить взрослой жизнью.

ДИЛСИ знает время. Выражает саму жизнь. Между Дилси и природой устанавливают отношения параллелизма. Она сама природа. Также как и Кеди и Квентина.

Комсоны наследники южан. Они верили в греховность чел природы. В греховность природы как таковой. Они и намереваются природу победить. В этом пафос и страсть их труда. Их страшный труд – это попытка преодоления материи. Негр, ребенок, женщина – яв-е самой бессмысленной природы, воплощение греха и опасности. Их всех нужно воспитывать, ограждать от соблазнов, о них нужно заботиться. Если не поддается воспитанию – нужно уничтожить.

В романе Ф показывает крушение замысла вслед за Томасом Манном. Культура утратившаяся жизнеспособности тратит порожение перед природой. Кеди и КВЕНТИНА сбегает из дома

Ф не сочувствует северянам. Он не сторонник путей реформирования юга.

Ф рассуждает как человек культуры. Но это больше тема романа «СВЕТ В АВГУСТЕ» (1932)

В центре – история Джо Криспаса. Он подкидыш. Но потом выясняется что у него есть сумашедший день. Крисмас переживает кризис самоидентификации. Он живет то с белыми, то с неграми.

У Крисмаса такая внешность, что он может выбирать. Но это выдает в нем другого, не такого как все. Он бродяжничает. Становится любовником старой девы мисс бердон. Дед и брат девы были убиты полковников Сарторисом. Она там поселяется, что быть прямым упреком для южан. Ее движет чувство мести. Но и его она тоже ненавидит. Она хочет, чтобы он признал его черным. Она хочет, чтобы он стал адвокатом и защитником своих братьев-чернокожих. Даже пытается убить ее. Но во время ссоры Крисмас ее убивает. Дальше сцены приследования и линчевания Джо Крисмаса. По замыслу Ф дева – это олицетр опред принципов. Лежащих в основе политике янки = равные права всем людям без различия пола, возраста, расы, имущества или образования. Затем эти права должны обеспечиваться опред механизмами.

Осн на том, что чел природа выносится за скобки. Но аксиомой является доверием к природе – природа есть благо. Следуя природе человек не может пожелать ничего дурного и неразумного. Поскольку дурное не разумно.

Дева становится жертвой своих собстенных инстиктов.

Так что фолкнер иронизирует вообще над либералами.

Иронизируя над ними, Ф знает, что рабство – это зло. Но логика либерализма возмущает также как и достоевского. Человека должны сузить внутренние нормы культуры, а не внешие рамки.

Роман «ОСКВЕРНИТЕЛЬ ПРАХА»

Негр старый арестован в убийстве белого. Повествование от лица подростка. (=Тимур). Его команда не только защищает негра но и находит истинного убийцу.

УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНКА

Романы построены по модели чуда. Его стиль по форме и по смыслу противоположен Х. Х передает распад всех связей. Ф – наоборот связной всего мира. Метод Ф близок Джойсу. Он сам это понимал и говорил об этом.

Результат такой же. – богоявлении, о мгновенном преображении. Эпифания – обнаружение целостности и гармонии мира. К такому обнаружению мира устремлен и Ф.

Внут тема ШУМ И ЯРОСТЬ – обретение внутренного авторского голоса.

Монолог Бенжди – это не поток сознания. Поскольку нет сознания самого. Его монолог – дионисийский исток поэзии – само бытие, чувствующее и страдающее.

Квентин – контрастная фигура Бенджи. Сознание кветина превращает драму бытия в миф. С одной стороны оно возвышает драму, с другой – замыкает бытие в траг безисходность.

В романе бытие стало поэзией – то есть эстетически созерцаемым объектом, но при этом оно стало бытием = жизнью и тайной.

Литература 50-70 гг.

Изменения во всем. Кроме того, рухнула колониальная система, кот раньше казалась незыблемой.

Процесс предоставления независимости колоний 1947 году, когда независимость получила Индия. К концу 80-х колоний в мире не осталось. Обычно это проходило мирно, но были войны – грязные войны. Франция – в заморских департаментах – Алжире.

На терри-и колоний возникают самост гос-ва (активно в Африке). Но потом новые проблемы: нищета, агрессия взаимная, границы расчерчивались как попало.

Европейские гос-ва должны были принять свою новую роль – они оказались маленькими странами. Особая сит-я в Лат.Америке (ЛА).

Черта ЛА неизменная – насилие. Демократические институты были не прочные и к власти приходили диктаторы (Пиночет – ангел по сравнению с Папой Доком). В ответ тоже было насилие – во многих странам ЛА шла партизанская война.

В Европе и США насилия было меньше. Послевоенное десятилетие – масштабная борьба за массовое равноправие.

1957 году девять негритянских школьников были зачислены в школу в Арканзасе. = возмущение жителей города. Губернатор мобилизовал нац гвардию, а президент ввел в город войска.

Речь идет о колоссальных измеенниях в сознании человека. Плюс борьба за права женщин, молодежи, секс.меньшинств – сексуальная революция.

Молодежь 50-60 гг изменила мир. Гл роль переходит к молодежи.

Причина активности:

Продолжавшийся процесс модернизации. Она охватывает все более широкие соцсферы. В ср класс входят новые группы (женщины, не белые и т.д.) они получают доступ к благам и привелегия ср класса. Ср.классе усиливается конкуренция.

Образование тоже ничего не гарантирует. Оно должно было стать товаром и давать конкурентное преимущество. Именно это было причиной студ волнений в Париже. Соц и правовые институты запобщества отставали от этих изменений. Он был таким же как и в сер 19 века – буржуазным = мир иерархически организованный мир – на вершине – состоят мужчина 40 лет.

Сочетание иерархии с высок конкуреции создают условия для коррупции во всех сферах жизни.

Объектом критики в послевоенное десятилетие стал не только режим, но и СМИ, международные монополии и демократическая политика и глупость среднего класса, нравы бизнеса.

Протест против любых форм ограничения свободы личности.

Борьба за равноправие – была борьбой против системы культурных норм, против авторитетов, против буржуазной жизни. Время колоссальной общ активности – митинги, марши протеста = в СМИ называлось прогрессивная мировая общественность (=контенстация) Это не движение, а состояние умов.

На настроении нередко играл СССР, но в целом – антикоммунистич движение. Гл. Идеологии – САРТР и франкфурские филосовы – НОВЫЕ ЛЕВЫЕ.

Пик революционности на конец 50- нач 60 гг.

В 67 году в Боливии был убит Че Гевара. 68 г – революции в париже и праге.

На протяж 70-х напряжение ослабевает, диктаторы сдаются в мирной борьбе. Так произошло в Испании, Чили. Никарагуа. В целом общ настроения становят более мирными

Даже секс революция теряет размах и форму.

Борьба законичилась, потому что цели были достигнуты. Пример фильм – ПЛЕЗАНТВИЛЬ

Мир утратил идеологическую предопределенность. Демократия стала проблемой. Мир стал не гарантированным и опасным.

Дело еще и в том, что в мире где не с кем бороться утрачивает пафос и стиль.

В новых условиях судьбы протестантов могли складываться по-разному. Весь полит и идеолог спектр вышел оттуда – феминистки. Зеленые, неоконсерваторы. И т.д.

В 50-70 гг движение было широким и недеффиринцировнным.

Это отразилось в искусстве. Что определяет выбор ситуации, конфликта и героя.

Неореализм в ит лит-ре и синематографе. Франц новая волна – Жан Люк Гадар. Англия – молодые люди. В германии – группа 47, в США – бедняки.

Субъектом критики выступал свободомыслящий интеллектуал, он выступал от своего собственного лица. Такой герой стал бунтарем.

Герой – это молодой человек, кот принадлежит по роду и по образованию к ср классу и при этом отчужденный от ср класса. Он не вписывается в систему и протестует или совершает шутовские акции или ложится на дно. Вариантов много.

Авторам не свойственно усложненность языка, им не свойственны какие-то особенности языка. Худ-к идеолог заинтересован в том, чтобы его поняли. Гл.писатели того времени: грас, особорн. – все пишут понятно, но имели вкус к экспериментам.

Еще одна общея черта – идея произведения являя-ся сатирической. Они осмеивают формы и мышления западного общества и обывателя. Сатира варьируется от гротека и мягкого юмора.

Они были близки нашим 60-тникам. Отечественный ср класс переживал теже самые проблемы.

Герой – молодой человек, кот не может встроиться в мир, не удовлетворен предлагаемыми соц ролями. Критикует все и вся. Часто справедливо критикует.

Практически всегда ощущает недостаточность этих оснований. Негодование героя выглядит более масштабным, чем внешние причины.

Больше всего это ощутимо в Холден Кофилд Сэлинджер

Над пропастью во ржи (1951). Особая русская судьба. В большей степени стало фактом отечественной кульутры – герой особенно узнаваем, при том что реалии другие.

Для нас это был другой мир – непереходимая черта. В сов гостиницу так просто не поселиться.

(Голос 009)

Чуждым и спец.мир американской школы интерната. В англии дети живут сами по себе лет с 8. традиции таких школ складывались столетиями.

Холден часто рассуждает о богатстве и бедности, о снобизме, оказалась, что книга о другом. В ней не это самое главное.

Там главное вовсе не проповедничество. Российских успех обеспечен российским переводом.

Смягчение оригинала вообще неизбежно. Важнее то, гл герой стал более обаятельным и привлекательным.

Но в главном перевод не врет. Почти совершенная книга. Первое. Что очаровывает – юмор и остроумие героя. В ней быстро сменяются сцены и эпизоды. Это калейдоскоп все новых впечатлений и новых лиц. Часто Холден придает воспоминаям – моральный вывод и психологическое обобщение.

Роман состоит из меняющихся эпизодов по времени. Они не связаны по смыслу, просто чередуются. Роман не выглядит хаотичным. Герой вновь и вновь возвращается к старым темам. Гл мотивы – образ пропасти, края, границы и предела. (07:00)

Такая техника была в моде в 50-60 годы. Она воспринималась как аналог джазовый мелодии.

Недовольсвтие Ходена кажется больше чем должно быть.

Повесть селинджера показывает пример юношеского максимализма в период перехдного возраста. Критики говорят о герое тоже самое. Что говорит (13:51). Признак зрелости – то что человек хочет смренно жить ради правового дела. Но это позиция представленная в книге. Но соглашается слишком легко, чтобы это могло быть правдой.

По жанру – роман-воспитание.

Всякиц роам(15-00) кризис переходного возраста заканчивается хорошо. Жизнь – гнусная школа. В роамне подросток проходит по изнанке жизни и соглашается жить. Так есть в книге Гекельбери финна.

По этой же аналогии можно и воспринять книгу Сэлинжеора. Кроме того – там рождественная атмосфера. = рождеств песнь в прозе. Рождество – это пауза, когда время останавливает и мир проверяется на прочность и все всегда заканчивается хорошо.

Если так читать – то обычная подростоковая литра. Литра была долго викторианской. Селинжер обо всем этом написал.

Значим культурно-исторический контексвт – накануне сексуальной революции. Известие о том, что люди совокупляются еще может шокировать.

19 минута – то все не так уж плохо. С героем ничего катастрофического не случилось.

Исповедь он пишет повзровлевшим и успокоившимся

Но не стоит замыкать его в проблемах подростки. Некоторые исследователи ставят под сомнение реальности героя. Не соовтетсвтие масштабам переживаний реальному опыту героя.

На самом деле опыт не такой уже исключительный. Много раз Холден пытается объяснить свое разочарование.

Серьезнее то, что у Холдена умер брат.

Луис Мемонт в своем эссе утверждает, что автор наделил героя своим опытом, в том числе военным опытом.

Не каждый подросток узнает себя в герое. Не каждый подросток несчастен. Но может быть верно, что каждый несчастный подросток узнает себя в Холдене.

Но не каждый способ извлечь из этого урока.

Персонаж Сэлинжера – достоверный. Он старше и младше себя.

Холден сам себя цитирует. Когда он преувеличивает – это всегда понятно. Он никогда себе не равен. Самой близкой к нему параллелью был бы Гамлет. У Гамлета знание опережает опыт.

Холден – провокатор.

Холден сам себя взвичивает. Но потом сам себя развлекает.

Холден уже решил, что люди дрянь. Он любопытен. Ему интересно то, что происходит вокруг него он беспокойный и с ним происходит много событий.

Холдену интересно жить и он охотно замечает хорошее. Но слишком часто видит то, что его расстраивает.

Замечает, что музее ничего не меняется, а сам ты каждый раз другой. Ты взрослеешь. Лучше бы некоторые вещи не меняются никогда. Фиби в витрине. Образ тожественный детям на краю пропасти. Холден уже взрослый. Это мысли взрослого. Думаюшего об утраченной невинности и невозврате времени. Дело в том, что каждый выбор человека – делает его горизонт уже. Это проблема невозможности вместить в жизненное пространство и время всего человека. Антолини понимает героя как незрелого человека. Кот готов умереть за правое дело. У него страшно разболелась голова. Она оттого и разболелась, что ее втискивают

Книга о том, что не проходит с течением времени, что не решает соц реформами. Поэтому она и хороша. Единственная форма в кот можно отлиться – это форма рассказа. У Холдена есть чувство стиля.

Интресно как нужно рассказывать – рассказывать нужно отклоняясь, писать нужно не по теме. Прямых оценок произведений.

Больше он говорит о том, что ему не нравится. Его эстетика легко опознается. Она легко встраивается в ряд западных концессий. Его больше всего раздражает то, что называет внешними эффектами. Его раздражает мастерства – это вовсе не тоже самое. Искусство для самоутверждения художника. Тоже самое его раздражает и в людях. Художник должне счезнуть в своем творении – его не должно быть видно.

Точно также и Сэлинджер и исчез с горизонта. Если сказано все что нужно, зачем еще что-то говорить. Это ключ к разгадке к затворничеству Сэлинджера. Связь с миром он порывает не совсем. Наложил запрет над экранизацию над пропастью во ржи.

Холден упоминает о брате – Диби. Кот опубликовал несколько хороших рассказов, а потом «продался» в голивуд. Диби – это сам сэлинджер. Но он не пошел по этому пути. Его путь выбирает скорее хижину о кот мечтал холден. Это уход от успеха, от мастерства. Кот отдает трюкачеством.

26.04.2013

Постмодернизм

(не с начала лекции) Борхес

50-е гг 20 века – последние попытки реализации модерн и авангард проектов. Особенно значимым является тво-во Берлоуза и франц новый роман.

Лит-ра битников = авангард. Новый роман = модерн

Авангардизм – попытка изменить жизнь средствами искусства (Эзенштейн, Брехт). А для этого нужно изменить само искусство. Ис-во должно стать действ. мат силой. Сделать слово – вещью приводят к бессмысленности и слово становится пустотой. Оно не для осмысления.

Уильям Берлоуз – отвратит образ. Но их так много/густо, что читатель не может воспринять за ними реальность. Путь авангарда приводит к такому опустошенному слову. Что касается модернизма – это попытка художника выти за пределы истории и социума (Флобер. Потом Маларме, джойс. Пруст. Кафка). М – попытка дегуманизации искусства. Для худ.-м. – вся жизнь лишь повод для отстраненной худ.игры.

Этот путь реализованный последовательно, обнаруживает свой предел.

Новый роман Алена Робгриер.

Киниги Алена заменяют обычные стратегии письма, при которых эпизоды, связанные причин-след.связями, на стратегии связанные с живописными сценами природы.

Такой текст невозможно интерпретировать. В нем невозможно прочитать историю.

Эффект, что читатель не получает того, что ожидает – не получает сюжетного развития. Но это ожидание развито опытом классического чтения. Если бы не было такого опыта, то не было и этого горизонта. И такое ощущение нового романа возможно только на основе классической литер-ой традиции.

Лит-ра не может реально менять жизнь. Не может стать вещью. Но и искусство не может радикально дегуманизироваться.

Для литры это означает приобретение нового некоего статуса. Стратегия великого отказа = М – это великий отказ.отказ худ-ка от общества и истории. Но когда отказаться от этого нельзя – то великое примирение. Литра должна установить новые отношения с реальностью.

Худ-к так или иначе был джентельменом и его положение было привелигированным. И значит защищен от эксплуатации и насилии.

Пример – Генри Джеймс. + Франц Кафка. Джойсу тоже в голову не приходило, что 1 мир война имеет к нему какое-либо отношение.

В 20 веке положение худ-ка изменилось, потому что изменился сам мир. Войны и революции привели к величайшей демократизации. В СССР писатель мел дворы. В США писатель писал сценарии для фильмов.

Но мир стал в тоже время более либеральным. Общество перестало обращать внимание на девиации.

С этим демократ-либер миром худ-к может ужиться. С ним можно сотрудничать. Происходит реабилитация истории. Книга Маркеса СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА не воспевает миф. Она его разрушает. ЛА должна очнуться от сна и пойти по пути прогресса и коммуникации.

Искусство прмиряется не только с обществом и историей, но и с классками. Классику нельзя выбросить, так как без них разрушится основа.

Поэтому вместо борьбы идет игра и взаимодействие с лит-ой традицией. Такие отношения с миром и традицией устанав у писателей постмодернизма (ПМ)

В произведения авторах ощутима реакция на модернизм. Отстаренность от М. От ссоры с жизнью.

Ситуация примирения не означает, что лит-ра лишается конфликтности. Гармония рождается из-за нехватки красоты.. Но зло не персонифицир в образе какого-либо строя. У ПМ зло - это не прошлое, как у авангардистов.

Для ПМ злом не яв-ся настоящее, как у декадентов. Зло растворено в ткани бытия.

ПМ – это именно состояние, а не лит-ое движение или направление.

Как правило в читат практике, критич практике ПМ ассоциир с несколькими формальными приемами, хар-ных для лит-ра 20 век.

1. Интертекстуальность = каждое произвдение включает в себя отклики и отсылки на другие тексты. Это не просто цитатность. Она понимается как сочетание в про-нии разных готовых стилей = полистилистика. Сочетание разных жанров, разных худ-х языков. На парадигме путанниц больших стилей.

Н. Кинематограф Вуди Алена. Там есть отсылки к самым разным киноязыкам.

Автор должен быть уверен. Что он выбрал путь. Стиль навязывает себя как способ говорить о мире. А теперь стиль рушится. Автор ни в чем не уверен, любой стиль более или менее условный. Автор не выражен в каком-то одном языке. Языке стиля или жанра. Автор отвечает лишь за комбинацию стиля или жанра.

За этим стоит готовность признать любую истину.

Автор не стоит на какой-то определенной идеолог.позиции. Авторская позиция не может быть выражена как ряд моральных, философских идей. Такой автор из текста исчезает.

Другая черта постмодернизма – это демонстрация игрового хар-ра текста. Игра с сюжетом. Текст нельзя принять за реальность.

История перестает быть единой и самособой разумеещейся. Вместо единого сюжета автор представляет читателю разные варианты хода и завершения сюжета.

В таком случае автор вводит себя в поле зрения читателя. Романист вводит себя в поле зрения читателя. Кинематографист вводит себя в поле зрения читателя.

Не только автор становится персонажем, но и персонаж становится автором, когда в произведение включаются написанные им тексты. Таким образом сюжетная и стилевая несовершенность являя-ся исходным пунктом в суждениях о ПМ текстах. Если в тексте такая незавершенность есть, то это текст ПМ.

Отсюда суждения, что в класс.лит-ре незавршенность была приналдежностью не текста, а письма.

В процессе письма неопределенность устраняется. Если автор демонстрирует незавершенность, то он делает текстом само письмо.

Письмо становится чтением. С др.стороны и чтение становится письмом.

Аксиома – смысл в текст вносит именно читатель. = читатель порождает произведение.

ПМ текст – это текст, где чтение и письмо максильно сближены и взаимообращаемы.

Всех вдохновляют возможности гипертекста. Выстраивается представление о гипер-литературе – литература гипер-ссылок.

Автор дает словарь и грамматику, а читатель создает на этой основе конкретные тексты.

Аналог – компьютерная игра.

Все приемы ПМ использовались в лит-ре с самого ее возникновения. Ничего нового нет.

Противопосталяют классическую пародию ПМ пастижу = муз.произведения, кот построены из частей друг муз.произ-й.

Противопоставление ложного стиля – истинному.

Пастиж – ни одни из стилей не претендует на достоверность.

Это противопоставление не меняет дело. Оч наивным взгляд в соответствии с кот эти пародии в Евг.Онегине. Стиль ЕО – это сочетание стилей, сочетание авторского рассказы, оды, элегия и т.д. Стиль как раз и складывается из сочетания разных стилей.

В улсовиях ПМ книгу пишет читатель и он выбирает для себя те или иные ориентиры и никто не мешает ему взять какой-то стиль.

ПМ текст – это текст, который читает и порождает ПМ-т.

Но не существует специально ПМ текста. Поскольку любой текст ПМ. Любое худ.произведение настолько сложно устроено, что вовсе не является плоскостью.

ПМ фиксирует такие сво-ва литры кот яв-ся всеобщими и универсальными. Потом эти сво-ва признаются не украшением текста, а самой сутью.

В ПМ литра совпала сама с собой.

НАБОКОВ ВЛАДИМИР

Два Набоковых – о русском писатели Сирине и англ писатели Набокове.

Их могут противопоставить. Англоязыч тво-во Набокова тесно связано с его тво-м. Сам Н ощущал свое ТВ-во целостным. Он стремился присутствовать и в русской и ангояз лит-ре.

Он перевел на русский язык – Лолита и Берега.

Тво-й облик Н целостен. Он принадлежит большой европейской традиции.

Н занимает особое место = Н – это эпилог М и пролог ПМ.

Говорить о Н нужно говорить в очень широком контексте.

Два момента, кот легко заметны люб читателю.

1. неприязнь к фредизму. Не забывает упомянуть о венских шаманах.

2. уравнение удовольствий – получаемых от икусства и от жизни (от спорта, от любви, от ловли бабочек)

Н отказывается противопоставлять жизнь и искусство, как это делали М. С лругой стороны его презрение к фредизму отличает его от большинства его современников.

Презрение к фрейдизму связано с тем, что оно объясняет индивидуальное через всообщее. Фрейдизм сложное сводит к простому. В этом отношении ф не отличается от других систем.

Их правота частная, не имеет общего с худ-ой целостностью.

Глубина, выявляема психоанализом, в произведении есть, но произведение не имеет отношение к этой глубине. Глубина банальна, у всех она одинакова. Но произведение уникальное и яв-ся резульатом индивид.усилий. острое осознание ценности личности.

Личность Н мыслит не романтически.

Романтический субъект зачарован собой. Напуган чарующим потоком становления. От мира он бежит в смерть или в поэзию. И то и другое есть отрицание жизни.

Такое искушение было сво-но героям. Личноть у Н – это не скрытый внутри себя субъект, это удавшийся результат взаимодействия человека с миром. Личность формируется деянием. Действительность тут воспринимается партнерски. В изображении Н жизнь выглядит необычно привлекательной, разнообразной и интерсной. Как будто она сама худ-но задумана. Инетерс жизни сосредоточен на ее поверхности. Поверзность жизни, языка, текста пронизаны ритмом, его можно и нужно уловить.

На сонове жизн ритма проложить свой собственный путь. При таком взгляде на жизнь – смерть – это не убежище от боли – это пошлость. Набоков – антидекадент.

Метасюжет наобокова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: