Основные тенденции развития драматургии в 20-30-40-ые годы

Конец 19 нач 20 – важные события в театр. В России – Чехов. Его пьесы шли на сценах всего мира. Он обходится без всяких условностей – в нем как в жизни ничего не происходит. Театр открытых финалов и открытых завязок.

Экспресс мыслили творчество – как выражение порыва – нет деталей. Часто сцена без декораций. Костюмы совершенно условные. Актеры могут обозначаться без имен.

После 1 мир войны поиски в театре были продолжены.

Одно из важнейших попыток – построение мифологического театра. Юджин Онил (США), тво-во Антонена Арто (Фран), Федерик Гарсио (испан).

Пытались возродить древний маг.театр – священнодействия, где зритель, актре объединены сакральностью.

Онил пытался возродить греческую трагедию, но сюжет переносит в современную америку.

Арто – доклассическая архаика – восточный театр – театр жестокости = жестокость риауала. Кот объединяет искусство и жизнь.

Лоррге – площадной театр и мотивы античной мифологии.

Противоположная тенденция – демифологическая тенденция. Берхольт Брехт создает театр без мифа.

1890-1956 гг. Брехт. Родился в городе Аутсбург. Изучал медицину в Мюнхене, в 1918 году служил санитаром в военном госпитале. К этому времени относятся выступления с песнями собственного сочинения. Как поэт и автор песен Брехт в Германии известнее не менее чем драматург. «Легенда о мертвом солдате».

В 1922 г – пьеса «Барабаны в ночи». (первая постановка). Место дейстивя – берлин. Но содержание связано с подавлением 1919 году подавлением и разгромлена баварская-советская республика. События стали частью миф.сост 20 века

Революционные события в пьесе не слышны, только их отголоски. Действие строится по лирическому принципу. Объединены атмосферой и ночью звук ночных барабанов. Сильное поэтическое ощущение.

Пьеса произвела сильное вспечатление на публику и критиков. Один сказал: Брехт изменил за день худ.образ Германии.

Получает премию Клейста.

В 1924 г становится штатным драматургом театра Макса Рейхарда в берлине.

Вскоре начинается сотрудничество с гениальным актером – Эрнстом Бушем. (легенда левого движения). Актер, певец, уникальный баритон.

Легенда об Эрасте Буше основана на реальных событиях.

1926 г – поставлена пьеса «Что тот солдат, что этот». Сам Брехт считал ее образцом эпического театра.

1928 год – Трехгрошовая опера с конгинеальной музыкой Курта Вайля. С каждой новой пьесой растет слава и ненависть к нему со стороны фашистов.

В 1933 г (Гитлер у власти) Брехт уезжает из Германии – в америку до 1948 г.

За время эмиграции написаны и поставлены лучшие пьесы: добрый чел из сычуна. Жизнь галилея. Кавказский меловой круг и др.

Его пьесы носят просоветский и прокоммунистические выступления, не только антифашист. Возвращение в Вост.берлин. Хотел поехать в Западный, но в Восточ ему будет более благоприятно.

1949 г – основывает свой театр Берлинер ансамбль. Реализует свои идеи. Высказывается в поддержку СССР.

Оценка деятельности Брехта двоится. 1. Театральный гений. 2. Одиозная фигура.

Такое противоречие требует анализа. Брехт был не только практиком но и теоретиком. Осн положения его театр связаны с эффектом очуждения и эпическим театром. В своей теории эпического театра отталкивает от аристотелевского театра – сопереживание зрителя герою. Через страх и сострадание зритель достигает катарсиса.

Зритель в античном театре – это Эдип – зритель видит себя самого. Также слеп и человек не видит за ничтожными событями своей жизни осуществелении воли богов и свершение судьбы.

Вместе с Эдипом прозревает зритель. Приобщает народ к мировому целому.

Это единство и передается понятием катарсис – очищение аффектов.

Зритель из театра выходит успокоенный и утешенный. Мир гармоничен.

Категория катарсис бесила Брехта. Катарсис – наркотик – примиряет к жизни. Но театр должен показывать нетерпимость к привычному порядку вещей, заставлять менять этот порядок. Не примирять, а преодолевать ее, то есть смотреть на нее отчужденно.

В классическом театре зритель должен узнать себя в герое. В театре Брехта зритель должен себя в герое преодолеть, то есть и в Брехтовском театре зритель в герое должен себя узнать. После этого преодоление. Зритель должен взглянуть на себя в герое как на другого и тем самым стать другим. Узнав, отстраниться. Из цепи обстоятельств вырваться можно.

Отчественный спектакль – дороги анны фирлик.

Чтобы отстраниться – нужны приемы очуждения.

Принцпиально, что драматург использует чужой материал – Н: Трехгрошовая опера – переделка английского произведения. Зачем? Брехт полимизирует трактовку. Театр превращается в идеологический спор. Материал оказывается очужденным.

Ту же цель преследуют условные декорации. Игра актеров – эксцентрична. Допускает гротекное изображение. Порой на сцене появляются плакаты.

Действие на сцене иллюстрирует те или иные тезисы Маркса.

Харак-ый прием брехтовского театра – выход актера из роли. Он объясняет зрителю, что происходит на сцене. Актер дает комментарий к происходящему. Часто такую роль исполняют зонги – пенсии, кот исполняют актеры или хор = лир и сатир коммент к происходящему на сцене. Все это должно помешать зрителю отождествить себя с героем и вжиться в действие.

Отождественние есть, но это не итог действия, а лишь момент. После этого следует отстранение или очуждения.

Узнав себя в герое зритель должен отстраниться от него.

Такое драматическое действие отождествляется в историческом плане – освобождением человечества. Тождественно социалистической революцией.

Насколько такое отождествеление действительно необходимо? Является ли это очуждением необходимым и достаточным объяснением эпического театра.

«Добрый человек из Сычуани».

На китайском материале. Есть парадийное использование приемов китайского театра. Найти доброго человека. Способного на бескорыстное немотивированное добро, проявить свободу воли. Если боги найдут такого человека, значит человек сможет изменить ход жизни к лучшему.

Проститука Шенде – оказывается таким человеком. Боги не могут наградить ее за доброту. В уплату оставляют ей 1000 сереб долларов. Она добрая и все этим пользуются. Шенде время от времени перевоплащается в злого брата Шойда. Наводит порядок дела сестры.Обвинение в убийстве.

Судьи все те же самые три бога. Они видят, что мироздание устроение плохо. Но они делают вид, что не видят и удаляются на небеса и позволяют ей и дальше пользоваться маской шойда.

Можно прочесть пьесу на языке революционной идеологии. Личный выбор человека ничего не меняет в жизни. Облагодетельствовав одного человека мы не изменим мира.

На западе именно так Брехта и ставят.

Но можно дать более глубокое гуманистическое объяснение – в советском театре. В СССР Брехта ставили оч много – это возможность работать в др худ системе – не в системе станиславского.

«Добрый человек из Сизуана» Юрия Любимого 1961 года. С него началась история Таганки.

Любимов и дает такое широкое и гуманистическое истолкование сюжета. В его поставноке – моральные догмы к жизни не приложимы, но добро и зло, лоюбовь – реальны, не фикция.

Если добрые не всегда добры, то и злые тоже не всегда злые.

Из-за любви злой человек может совершать добрые поступки. Такая возможность двойного прочтения есть во всех пьесах Брехта. (Мамаша Кураж, Жизнь Галилея).

Возможность эта обусловлена прежде всего сложностью художественной формы. Прежде всего непредвзятый зритель обнаруживает богатство и разнообразие худ средств. Основа театра – экспрессионизма – это условный театр. Не стремится копировать. Театр реалистичный = классический. В авангардискую раму взята реальная жизнь.

В пьесе «Кавказский меловой круг» Груше Вахнадзе приходит в дом брата. Этот ребенок – княжеский сын брошенный матерью. Его она спасла из разграбленного дома.

В диалоге важно не только то, что говорится, но и что не говорится.

Театр Брехта – очень пластичный и мягкий. Берет приемы откуда угодно. Театральное пространство волшебно. Люди воспринимают и стихии. Действие у Б разом реально и фантастично.

Самое главное, что в это действие зритель погружен и сопереживает действию. Тут важно понять, что действие это вовсе не есть иллюзорное действие героев. Действие нам знакомо. Практически все пьесы Брехта – ремейки. Сюжет сам по себе не содержит ничего непредсказуемого.

Историю можно разыграть как реалистическую драму. Но тут есть и боги и маски и китай. Они выходят на первый план. Зритель любуется работой приемов. Они превращают чужые истории в непредсказуемое действо, в действо фантазии и волшебства. Это означает, что театр Брехта от эстетики модернизма. Это театр доставляет зрителю чисто формальное очарование. Этот театр не так далек от классической эстетики.

Дело в том, что очуждение играет не совсем ту роль, кот ему приписывает Брехт. Он думает, что театр освободит человека от иллюзий, вооружить его для активных действий. Но его театр сам по себе дает ему ощущение свободы, очищает аффекты. Если театр что и разрушает, так это инфальтильное восприятие искусства. Искусство – это произведение самой жизни.

Сарту пафос и приемы Брехта были близки. И он хорошо брехта понимал. Сартр пишет о том, что Брехт гораздо ближе к классикам, чем об этом все думают. Классики для Сартра – это французские классики – Корнель и Расин, но также и античные классики – Аристофан, Эсхил и Софокл. Сартр противопоставляет Брехта не классикам, а буржуазному театру.

Сатрт: большинство современных пьес пытается убедить нас в реальности событий, которые происходят на сцене. Истинность же этих событий им напротив безразлична. (21 мин Голос 008)

Противопоставляет истинность драмы и иллюзии реальность. Правда и правдоподобию. Брехт возвращает человека в мир.

У Сартра речь идет об осознании человеком собственной обусловленности, детерменированности и о возможности осознания этой обусловленности и детерменированности обрести свободу.

Это чувство причастности к жизни, к миру, к реальности – это функция художественной состоятельности Брехта.

Сатрт – осознаеним челоевеком своей обсуловленности (26:50). Функция художественной состоятельности Брехта. Если бы театр был не совершенен, он был бы плакатом. Он застравляет нас думать столько же о политике.

Театр Брехта – это целостный мир. И он не требует внешнего обоснования.

Брехт этот свой мир как раз обосновывает. Осмысляет идеологически.

Идеолог – это всегда внешнее. Но брехт всегда внутри своего театра – значит обоснование – это форма защиты. Но Брехт жил в идеологизированном обществе, где искусство нуждает в максировке. Он выбрал марксизм и революции. Брехт левыми идеями на самом деле увлечен.

Левые идеи – более или менее радикальные. Впервые оформлена ЖЖ Руссо.

Отсюда множество идей и идеологий.

В области политики левые ориентируются на бедные слои и на тех, кто работает в бюджете.

В экономике – перераспределение денег в пользу бедных.

В социологии – трудящиеся. У них много общество – отсюда нужна социальная интеграция и разрушение социал.классов.

В этич плане – бедные лучше богатых. Разбогатеть можно только нечестным путем, поэтому справедливо отнять у них деньги и разделить бедным. Мы не против того, чтобы вы богатели, но то, что вы не честные мы облагаем вас налогом. У них есть сильные аргументы. Противники левых идей – левая экономика неэффективна СССР, Китай. Сторооннии приводят пример – Швеции.

Для левых долгим примером была Куба, но Куба финансиваролась СССР и США. Важнейшим пороком левой экономики – коррупция. Госуд-во = собственность бюрократа.

Рыночная экономика тоже несвободна от коррупции. Левая политика была прикрытием самой жестокого режима. Но и среди правых тоже много мерзавцев. Как правые так и левые лозунги могут быть прикрытием чего угодно. Двухпартийная система.

Позиции левых сильнее всего были в 20-е годы в Европе.

Очень многие писатели в 20-м веке симпатизировали левым идеям и писали свои произведения.

В левой литература много хороших человеческих эмоций. Она может воспевать повседневную жизнь. Может быть и героическая литература.

Лит-ра может выражать недовольство. Писатель пишет для того, чтобы восстановить гармонию. Но иногда это вступает в противоречие с политикой. Произведение становится плакатом. Левые идеи и жизнь бедняков были привлекательно не только для выходцами из социальных низов. Литератора всегда принадлежали к среднему классу. Бедняки романы не пишут. Покупатели книг – тоже ср.класс.

Для ср.класса бедняк, как и аристократ – это другой, не такой как он сам. Я – человек культурный, подчиняюсь дисциплине.

У Брехта таких образов (бандиты, проститутки. бедняки) очень много.

Раскованность чувственных инстиктов деляет нищету по-своему оч привлекательным эститеческим объектом, как и сексуальным объектом. Поэтому там было много геев. К Брехту это не относится.

Левая идея – это идея привлекательна сама по себе и по материалу, который может быть включен в поле зрения художника. Брехт этой идеей был искренне увлечен. Никакого плаката.

Брехт и в самой своей левизне был художником. Но элемент сознательной имепери у него был. Брехт говорил то, что могло обеспечить жизнь его театра, а значит его собственную жизнь.

Хар-но что в его пьесах есть брутальный и циничный персонаж, у кот есть стремление, дар или ярая жажда жизни, кот делает его обаятельным.

Персонаж автобиографический. Такая жадность была в самом Брехте.

25.04.2013


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: