Формирование стиля ампир в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах. Неоклассицизм и неогрек в разных национальных школах. Причины, выдвинувшие эклектику в ведущее направление, произведения и мастера.
Романтизм в архитектуре. Неоготика как форма проявления романтических умонастроений в архитектуре. Интерес к национальному архитектурному наследию - другая форма выражения романтического пафоса.
Раздел III. Основные тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре середины XIX века.
Тема 1. Эстетическая платформа и социокультурные позиции академизма во Франции.
Официальное искусство периода Второй империи – попытка создания «имперского стиля», ориентированного на римскую античность; эклектические тенденции.
Сохранение за академизмом официальной доминирующей роли в обучении мастерству. Появление свободных мастерских. Парижские Салоны – арена столкновений официального искусства и новых направлений (романтизм, реализм) в художественной жизни Франции.
|
|
Творчество Т. Кутюра, А. Кабанеля (1823-1883), А.В. Бугро (1825-1905).
Тема 2. Реализм и проблемы стиля.
Художественный реализм в контексте позитивистских идей. Коррелятивные связи между натурализмом в литературе и реализмом в изобразительном искусстве. Значение пейзажного жанра для развития реалистических концепций и формирования основных характеристик реалистической картины, реализма как стилистического направления.
Цели и задачи реализма. Вариативность представлений об «истине в искусстве» как цели творческого процесса в контексте реализма. Трансформация основных категорий, определяющих стиль, в реалистической картине. Характеристика процесса восприятия реалистической картины, формирование иных по своей природе зрительских ожиданий. Сложение практики пленэрной живописи, определение ее новой роли в творческом процессе, ее влияние на обновление живописной техники.
Формирование реалистического направления в художественной критике.
Тема 3. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров.
Пейзаж К. Коро (1796-1875), его творческая эволюция. Особенности живописной техники.
Барбизонская школа и феномен национального пейзажа во французском искусстве. Место натурных наблюдений и пленэрной живописи в искусстве художников барбизонской школы. Творчество Т. Руссо (1812-1867), Ж. Дюпре (1811-1889), Д. де ля Пенья (1807-1876), Ш. Добиньи (1817-1878). Значение пейзажа и художественной практики барбизонской школы для становления импрессионизма.
Крестьянская тема в творчестве Ж.Ф. Милле (1814-1875). Г. Курбе (1819-1877) – этапы формирования стиля. Жанровая картина в творчестве Курбе и ее место в развитии реализма и в контексте эволюции станковизма в XIX веке. «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане»: тема и сюжет, особенности композиционного решения. «Реальная аллегория» и манифест реализма. Пейзаж в творчестве Курбе. Живописная техника. Курбе и импрессионизм. Курбе и постимпрессионизм.
Творчество О. Домье (1808-1879).