Феномен абстрактного искусства и отражение в нем фундаментальных черт современной культуры. Отсутствие типологического сходства между абстрактными формами в истории искусства и абстракцией XX столетия. Методологические проблемы изучения абстракции, формирование новых подходов и точек зрения. Цели и задачи абстрактного искусства. Развитие и распространение абстракции, адаптация разных видов искусства к ее формам. Роль русского авангарда в этих процессах.
Абстракция в живописи: Два типа и два пути развития в первой половине XX века: абстрактный экспрессионизм, геометрическая абстракция. Зарождение абстрактного экспрессионизма в живописи В. Кандинского, определение его целей и задач, особенности формотворчества.
Творчество Пита Мондриана (1872-1944). Раннее творчество, сложение стиля, влияние Тооропа, Мунка, символизма. Роль современного французского искусства для обновления творческой манеры. Знакомство с теософией, ставшей философской основой его искусства, влияние учения Шёнмэкерса, связь с теософическим обществом в Амстердаме.
|
|
Неопластицизм Пита Мондриана – попытка найти визуальное выражение фундаментальным философским представлениям. Выразительные функции абстрактного искусства Мондриана, направленные на репрезентацию картины мира. Подчинение им живописной манеры, принципов построения живописного пространства. Отличие от абстракции Кандинского: внеличностный, антиэкспрессионистический, надиндивидуальный, характер. Переезд в Нью-Йорк и творчество последних лет жизни. Влияние искусства П. Мондриана на архитектуру и дизайн, на эволюцию абстракции в 30-е и 40-е годы.
Появление абстракции - закономерный итог фундаментальных перемен в духовной и художественной культуре XX века, которые способствовали радикальному переосмыслению сущности, целей, выразительных функций, формирующих принципов европейского изобразительного искусства.