I. Сравнительная характеристика пейзажной живописи романтизма в Англии и Германии. – 2 часа
Символико-аллегорические образы в пейзажах К.Д. Фридриха: связь иконографии с традицией в европейском искусстве и новизна интерпретации. Идея «органического символа» и ее воплощение.
Топографическая точность пейзажа у Фридриха и Дж. Констебля: принципиальные отличия ее функций в структуре картины. Техника Дж. Констебля.
Новизна пейзажного образа в творчестве У. Тернера и новизна его живописной техники.
Литература:
Обязательная:
Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1973.
Вальтер А. К.Д. Фридрих. М., 1989.
Некрасова Е. А. Романтизм в английской живописи. М., 1976.
Чегодаев А. Констебль. М., 1968.
Контрольные вопросы:
Определите типологию пейзажной живописи Фридриха и символические значения ее образов.
Охарактеризуйте эволюцию творчества Констебля и Тернера.
II. Взлет и реализация потенциала романтического искусства в творчестве Делакруа. – 4 часа
Дневники Делакруа – источник для изучения феномена романтизма.
|
|
А) Делакруа о современном ему искусстве
Б) Самоанализ творчества
В) Характеристика истоков и предпочтений романтизма в ретроспективе европейского искусства
Историческая картина в творчестве художника.
Монументальные росписи Делакруа на мифологические и религиозные сюжеты: проблемы интерпретации и живописной техники.
Литература
Обязательная:
Дневник Делакруа. Т. 1-2. М., 1961.
Кожина Е. Романтическая битва. М., 1969.
III. Неоклассицизм и стиль ампир в архитектуре начала XIX века. – 2 часа
Связь ампира с идеологией эпохи императора Наполеона. Принципы формотворчества, архитекторы, сооружения.
Разновидности неоклассицизма: неоренессанс, неогрек. Мастера и произведения в разных национальных школах.
Литература:
Обязательная:
Всеобщая история архитектуры, т. 11. М., 1968.
Европейское искусство XIX века. 1789-1871. М., 1975.
Дополнительная:
Middleton R., Watkin D. Architecture du XIX siecle. Paris, 1975.
Контрольные вопросы:
Сравнительная характеристика ампира в Западной Европе и России.
Характеристика стилистических особенностей неоклассицизма в архитектуре.
IV. Творчество Ф. Гойи. Графические серии. Фрески «Дома глухого». – 4 часа.
Эволюция соотношения текста и иллюстрации в «Капричос», «Бедствиях войны», «Диспаратес».
Офорты Гойи в контексте европейской графики – проблемы содержания и техники.
Сравнительная характеристика «Бедствий войны» Гойи и Калло.
Реконструкция расположения росписей в интерьере дома Гойи и проблема смыслового соотношения панно между собой.
Проблемы интерпретации отдельных композиций.
Характеристика живописного построения пространства как смыслообразующего фактора.
|
|
Литература:
Обязательная:
Прокофьев В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. М., 1986.
Прокофьев В.Н. «Капричос» Гойи. М., 1970.
Источники:
Портал www.artcyclopedia.com. Сайт с размещением виртуальной выставки графики Гойи, сайты с размещением композиций из «Дома глухого».
Контрольные вопросы:
Сравнительная характеристика офортов Гойи и Рембрандта.
Варианты интерпретации смысла сюжетов живописи «Дома глухого».
V. Творчество Б. Торвальдсена. – 2 часа
Особенности неоклассицистического стиля в пластике Торвальдсена.
Творчество Торвальдсена в контексте культуры эпохи.
Мир образов Торвальдсена.
Литература:
Обязательная:
Европейское искусство XIX века. М., 1975.
Таруашвили Л.И. Бертель Торвальдсен. М., 1992.
Контрольные вопросы:
Сравнительная характеристика стиля А. Кановы и Б. Торвальдсена.
Характеристика типологии образов и пластических форм в его творчестве.
VI. Типологическая характеристика стилевых особенностей реализма. – 2 часа
Характеристика композиции и колорита в структуре реалистической картины.
Сравнительный анализ пейзажного жанра в романтизме, неоклассицизме и реализме.
Сравнительный анализ портретного жанра в романтизме, неоклассицизме и реализме.
Литература:
Обязательная:
Европейское искусство XIX века. М., 1975.
Кожина Е. Романтическая битва.
Яворская Н. Пейзаж барбизонской школы.
Дополнительная:
Калитина. Эпоха реализма во французской живописи. М., 1963.
Яворская Н.В. Романтизм и реализм во Франции. М., 1967.
Контрольные вопросы:
Нормы и принципы построения композиции в классицизме и их разрушение в реалистической картине.
Нормы и принципы построения колорита в классицизме и их разрушение в реалистической картине.