Данная учебная дисциплина предназначена для студентов факультета Истории искусства, специальности Искусствоведение. Она является общепрофессиональной и читается в двух семестрах: в восьмом – Искусство 19 века (46 ч. лекций и 22 ч. семинаров), и в девятом – Искусство 20 века (44 ч. лекций и 22 ч. семинаров). Это деление материала обусловлено тем, что существуют определенные типологические отличия между художественными культурами двух столетий. Именно поэтому тематический план курса распадается на две части в соответствии с двумя указанными периодами. В конце каждого семестра студенты получают экзаменационную оценку, которая складывается из итогов межсессионного контроля знаний. В систему контроля входят следующие виды и формы аттестации:
вид | количество | форма | баллы | Время проведения | ||
Промежуточные аттестации | Реферат Коллоквиум | 15 нед. 9 нед. | ||||
Контрольные оценки | 2 тестирования по слайдам и 1 экспресс-опрос | 5+5+5 | ||||
Семинарские оценки[1] | Выступления на семинарах | |||||
Итоговая аттестация [2] | Письменная работа Тестирование по слайдам | 16-17 нед. | ||||
Итого | ||||||
Количество баллов | оценка | |||||
Отлично | ||||||
Хорошо | ||||||
Удовлетворительно | ||||||
Неудовлетворительно | ||||||
Список примерных тем для итоговой аттестации
|
|
Первый семестр:
1. Сравнительная характеристика романтизма в изобразительном искусстве Франции и Германии.
2. Эволюция основных живописных категорий от импрессионизма к неоимпрессионизму.
3. Роль цвета в творчестве В. Ван Гога и П. Гогена.
4. Концепции и принципы построения живописного пространства в творчестве П. Сезанна (по живописным жанрам).
5. Стилевые особенности архитектуры ар-нуво в Испании и Австрии – сравнительная характеристика.
6. Развитие рационалистических черт в архитектуре ар-нуво.
7. Место творчества Ф. Гойи в развитии современного искусства.
8. Место творчества Делакруа в развитии современного искусства.
9. Причины стадиального разрыва в развитии двух видов изобразительного искусства – живописи и скульптуры.
10. Жанр пейзажа в английском и немецком романтизме – сравнительная характеристика.
11. Феномен назарейцев и прерафаэлитов в искусстве XIX века.
12. Реализм в живописи середины XIX века – формы и характеристика в разных национальных школах.
13. Изобразительное искусство ар-нуво – «иконографические» мотивы, формы синтеза с архитектурой, точки схода с символическими смыслами.
Второй семестр:
1. Определение целей и задач искусства, новые формы творческого процесса в направлениях раннего авангардизма – фовизме, экспрессионизме, кубизме, футуризме, дадаизме.
|
|
2. Цели и средства визуализации иррациональных аспектов в символизме, экспрессионизме, метафизической живописи, сюрреализме.
3. Развитие экзистенциальных тем от символизма к экспрессионизму.
4. Бытие произведения искусства в кубизме.
5. Значение творчества Ф.Л. Райта и Ле Корбюзье для формирования принципов современной архитектуры.
6. Баухауз и становление современного дизайна.
7. Концепция искусства и формы творческого процесса в поп-арте.
8. Поп-арт и альтернативные формы творчества, концепция искусства, мастера.
9. Направления и национальные школы в символизме.
10. Направления в абстрактном искусстве, их цели и способы формотворчества.
11. Творческий путь П. Пикассо и А. Матисса.
12. Феномен сюрреализма.
13. Экспрессионистическая традиция в искусстве XX века.
[1] См. также план проведения семинарских занятий
[2] Баллы итоговой аттестации складываются из:
- Оценки концептуальной стороны ответа – 20
- Оценки использования фактов и дат - 10
- Оценки итогового тестирования по слайдам - 15