double arrow

Кьеркегор Сирен


Предтечей экзистенциализма считается датский философ Сирен Кьеркегор (1813-1855). Он полагал, что философия занимается огромным количеством всевозможных вопросов – сущности бытия, материей, Богом, духом, познанием, но не уделяет должного внимание человеку, растворяет его чувства, переживания во всеобщих, абстрактных, отвлеченных вопросах, не имеющих отношения к насущной жизни. Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к людям, к их маленьким проблемам, помочь им найти истину, ради которой они смогли бы жить, помочь сделать внутренний выбор и осознать свою индивидуальность.

Философ разделяет неподлинное существование (полная подчиненность обществу, «жизнь со всеми», «жизнь как у всех», без осознания уникальности своей личности; без нахождения истинного призвания) и подлинное существование (выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, превращение в хозяина и властелина своей судьбы). Подлинное существование и есть экзистенция. На пути к нему человек проходит три стадии: эстетическую(на этом этапе жизнь человека определяется внешним миром, а сам он «плывет по течению» и стремится лишь к наслаждению); этическую(в данный период человек делает сознательный выбор, теперь им движет долг); религиозную (на которой осознается призвание, внешний мир перестает иметь особое значение, человек «несет свой крест», превозмогая все страдания и внешние обстоятельства).




Таким образом, Кьеркегор описывает «разбитое» и бессмысленное бытие мира, вызывающее у человека страх и трепет и указывает на то, что человек должен отдать себя на волю Бога. При этом нужно быть беспредельно преданным христианской истине, даже если она грозит мученической кончиной, жить следует экзистенциально. Наслаждения не могут «свидетельствовать от имени истины», правду несет только тот, кто живет в бедности, унижении, о ком злословят и кого проклинают. Быть христианином – значит «пытаться спасти любовь, распятую безбожным веком». Кьеркегор особую роль предписывает отчаянию, считая его знаком «величия нашей духовности». «Превосходство человека под животным состоит в том что мы подвержены отчаянию; превосходство христианина над естественным человеком – в том, что он это сознает, а блаженство христианина – в возможности исцеления от отчаяния», - указывает Кьеркегор.

Осознание богооставленности мира и себя приводит к осознанию своей абсолютной свободы, открывает возможность веры. Истинное существование возможно только в вере, которая парадоксальна, не имеет рациональных доказательств, но жизнь в вере – всегда нравственный подвиг.

Именно так происходит становление и развитие человека. На эстетической стадии он не является личностью, его жизни – поток переживаний, фрагментарных и несвязанных, она не имеет смысла. На этической стадии человек обретает целостность, осуществляет свой собственный выбор. Религиозный этап связан с появлением истинной веры, которая дает человеку непосредственную связь с Божеством, дает ему подлинное существование. Он обращается «лицом к смерти», постигает глубину отчаяния как «исходной точки для достижения абсолютного». Экзистнция требует постоянного напряжения, страдания и смирения. Когда человек жертвует самым дорогим для себя, он полностью уповает на Бога. Тогда и только Тогда Бог являет человеку свою милость.



Типы экзистенции по Кьеркегору

Тип Экзистенции Тип отчаяния.   Характеристика «я».  
Эстетический.   «Отчаяние возможного»: только возможное, а не наступившее действительное. Собственное «я» «рассыпается в песок мгновений», эти мгновения случайны и ничем не скреплены.
Этический.     «Отчаяние-вызов», или «мужественное отчаяние»: желание быть самим собой, полагание только на свои силы и возможности, нежелание обращения к Богу. Моральная ответственность, то, что является результатом сознательного свободного выбора.
Религиозный.   «Абсолютное отчаяние», или «экзистенциальное отчаяние»: оставляет человека наедине с Богом.   «Я» открывает богооставленность мира и себя, т.е. абсолютную свободу, что находит свое выражение в страхе, отчаянии, тревоге здесь возникает возможность обретения веры.

Высказывания:



«Наша жизнь всегда представляет собой результат преобладающих в нас мыслей».

«Нам была дана заповедь: «Люби ближнего, как самого себя», - но если правильно понять эту заповедь, то можно прочесть в ней и обратное утверждение: «Ты обязан любить себя должным образом».

«Страх – это возможность свободы, только такой страх абсолютно воспитывает силой веры, поскольку он пожирает все конечное и обнаруживает всю его обманчивость».

«Вера это высшая страсть в человеке. В каждом поколении, возможно, существуют многие, кто вообще не приходит к ней, но ни один не идет дальше… Но тот кто приходит к вере…, он не остается стоять там неподвижно».

«Будучи болезнью духа, или Я, отчаяние может приобретать три образа: отчаявшийся, не сознающий своего Я, (неистинное отчаяние), отчаявшийся, не желающий быть собой, и отчаявшийся, который желает быть таковым».

«Человек – это синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости…».







Сейчас читают про: