Хайдеггер Мартин

Работы Мартина Хайдеггера (1889-1976) не только легли в основу герменевтики, но внесли серьезный вклад в развитие экзистенциализма.

В творчестве Хайдеггера разделяют два периода: ранний (до 1930 г. – переход от феноменологии к экзистенциализму) и поздний – «герменевтический». Центральная тема его философии – «онтология, адекватно определяющая смысл бытия». Но если в первый период он исследовал человека, который пытается решить проблему смысла жизни, то во второй – вопрос о самораскрытии бытия. Хайдеггера называли «тайным королем философии» (с 1916 г. в течении почти двенадцати лет он ничего не отдавал в печать), но его аудитории были полны. «То, о чем он читал, люди видели перед глазами, словно телесное и осязаемое», - позже вспоминал Гадамер.

В 1927 г. появилась книга «Бытие и время», изменившая направленность европейской мысли ХХ века, содержащая «попытку дать неопределимому человеческому существу определение» (В. Бибихин).

Человек – сущее, существо которого в бытии-вот, в присутствии. Человека необходимо рассматривать как цельное бытие, взятое в полноте его жизни или существования (экзистенции). Жизнь (« бытие-в-мире ») всегда определяется тем, что люди «заброшены» в нее, помещены в конкретное время и определенные условия. Индивид открыт миру, не изолирован от него, он может менять мир и меняется вместе с ним. Однако, эта открытость бытия пугает нас неопределенностью, ведет к пониманию временности и мимолетности перед лицом смерти. Страх и отчаяние ставят человека перед выбором: «быть или не быть», найти себя или потеряться. Свобода и заключается в таком «выборе себя» и подразумевает принятие ответственности за себя и свою жизнь. Если мы забываем о том, что можем умереть в любое мгновение, бежим от этой проблемы, отрицая ее реальность, то выбираем неподлинное бытие, становимся безличными и затерянными в мире «людьми толпы». Именно так чаще всего и поступает индивид. Но осознание временности, когда мы стоим перед лицом Ничто, позволяет найти смысл подлинного бытия, что требует большого мужества и ответственности. Неподлинное бытие абсолютизирует один момент времени – настоящее, подлинное представляет сосредоточенность на будущем, а значит на своей собственной конечности. Такие понятия как «страх», «решимость», «совесть», «вина», «забота» - выражают у Хайдеггера духовный опыт личности, чувствующей свою неповторимость, однократность, смертность. Смысл жизни определяется свободой и ответственностью.

Высказывания:

«Предметом страха является мир как таковой».

«Пока мы не вникаем мыслью в то, что есть, мы никогда не сможем принадлежать тому, что будет».

«Сущность бытия заключается в его экзистенции».

«Язык есть просветляюще - утаивающее явление самого бытия».

«Бытие, в отличие от сущего, не предлагает нам никакого основания и почвы, к которым мы обращались бы, на которых строили и которых держались. Бытие есть от-каз от роли такого обоснования, отказывает во всяком основании, оно без-основно, оно без-дна (ав-gründig)».

«…открытие мира, исследование мира, изображение мира, упорядочение мира и господство под миром, на что замахивается человек и вследствие этого замаха размазывает, уплощает и утрачивает свое существо».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: