Попытаемся подвести некоторый итог, суммируя вышесказанное.
Центральное место в философии экзистенциализма занимает одинокий человек с его крайним индивидуализмом и раздвоенным сознанием.
Попытка привлечь внимание к личности в жестокий и суровый век, объяснить причины неустроенности человеческой жизни, протест против нивелирования людей – вот чем является экзистенциализм. Это протест против «деперсонизации» общества. Экзистенциализм претендует на то, чтобы научить любдей,стоящих на краю бездны сохранить свободу и независимость, преодолеть одиночество и страх. Он выступает здесь не только как «философия отчаяния», но и «философия надежды», «философия утешения».
Пристальное внимание экзистенциалисты уделяют проблеме отчуждения личности от общества. Мир и мир человека – разные понятия. Последний личностное, интимное, внутреннее переживание. Существование для них – «то, что никогда не становится объектом, первоначало, из которого я мыслю и действую, о котором я высказываюсь в рядах мыслей, которые ничего не познают, существование есть то, что соотносит себя с самим собой» (Ясперс). Т.е. существование – экзистенция есть переживание субъектом своего «бытия в мире». Личность определяется не внешними обстоятельствами, а своей изначально эмоциональной структурой.
Серьезной является проблема времени, точнее временности человека. Он «заброшен в мир», в определенные ситуации и условия. Временность – это переживание человеком времени, имеющее трагическую окраску, ибо простирается между рождением и смертью индивида. Человек учится жить и любить, сознавая хрупкость и конечность всего.
Если существование не вечно, то что ограничивает и прекращает его? По Ясперсу это Бог, Абсолютная реальность, по Сартру – ничто, небытие. Т.е. в бытие человека вторгается трансцендентное, потустороннее, то над которым нет власти.
В этих условиях настроениями человека становятся обреченность, тревога, безнадежность и страх. Страх – главное в жизни каждого человека. Он порожден необходимостью выбора («поскольку я выбираю, я существую» - Ясперс) и враждебным миром, в котором человек существует. Но страх позволяет человеку обнаружить свободу, позволяет полностью раскрыть собственную личность, найти индивидуальность, т.е. стать свободным по настоящему.
Свобода понимается по разному. По Сартру – это возможность выбора самого себя, возможность быть собой, включающая одновременно ответственность за свое бытие (но человек подотчетен только себе, и никому другому). По мнению Марселя и Ясперса свободу можно обрести лишь в Боге. Эти два понятия неотделимы друг от друга. Хайдеггер толкует свободу как необходимость поставить себя перед последней возможностью своего бытия – перед смертью. Быть свободным, значит найти себя. Т.е. свобода всегда тяжкое бремя, но это так же единственный источник величия человека. Подлинная свобода («свобода для») начинается не в социальной сфере, а в мире духовной жизни личности. В самом обществе может быть лишь «свобода от» (чего либо). Общество, т.о. усредняет человека, усугубляет его одиночество, или, говоря словами Хайдеггера, «… всеобщая суета удушает индивида». Словом, свобода неотчуждаема от человека, рождена с ним.
Еще одна проблема в экзистенциализме – «предельные» или «пограничные ситуации», связанные с необычайным психическим напряжением. Среди них могут быть страдание, вина, борьба, страх, но самая важная – смерть.
Смерть толкуется не как прекращение жизни, а как тень, падающая на жизнь и омрачающая «существование». Это не сам факт смерти, а ожидание конца. Ясперс говорил: «Учиться жить и уметь умирать – одно и то же». Смерть заставляет нас осознать собственную индивидуальность. Хайдеггер подчеркивает, что подлинная свобода – это «свобода смерти», одиночество, которое приведет к свободе, в смерти существование приходит к самому себе, ибо смерть и есть наше будущее.
Отношение к познанию и науке. Экзистенциалисты рассматривают процесс познания как созерцание. С их точки зрения бытие может быть постигнуто только через самое себя, а значит познаваемое и познающее должны совпадать. Т.е. познание это прежде всего иррациональное созерцание не внешнего мира, а собственной и чужой экзистенции. Истина здесь способ осознать себя, «следует искать не всеобщую истину, а истину для меня», «субъективность есть истина», - говорил Кьеркегор. Рассудок – непригодный инструмент для нахождения истины, напротив нужно предохранять человека от интеллектуального запутывания и логических спекуляций. Только единство чувств, желаний, опасений, надежд, и забот человека открывают истину. Сартр полагал, что природа постигается лишь условно, естественные науки с их «позитивистским разумом» лишь внешне упорядочивают хаос природных явлений, и не способны проникнуть в их суть. Ясперс указывал на то, что окружающие предметы – знаки, расшифровать которые может экзистенция, но не мышление. Само же бытие иррационально и таинственно. Он писал: «Философия требует иного мышления, мышления, которое в знании обнаруживает меня, меня побуждает, ведет ко мне самому, изменяет меня». Таким образом, философия выше науки, она открывает внутренний духовный мир, делает то, что науке недоступно. И философия и человеческая сущность находятся в постоянном движении, они незавершенны и потому неисчерпаемы. Хайдеггер считал, что наука дает чисто прикладные, технические знания, а философия – «вопрошающее» мышление, ориентирует нас на бытие и свободу. В будущем мире, где техника станет совершенной исчезнут и свобода и индивидуальность. Наука по сути своей коллективна, она превращает человека в «массовое» существо, в техника, обслуживающего ее. Словом, она носит отчужденный характер. «Научное познание частно, оно направлено на конкретные обстоятельства, а не на бытие» - подчеркивал Ясперс.
Социальные взгляды экзистенциалистов. История, по мнению Хайдеггера есть то, что она значит для неповторимого и обреченного на смерть индивида. Она открывает свой смысл человеку в «решающие мгновения» жизни. Ясперс говорил, что «история есть движение человека к свободе через воспитание веры», что это реализация возможностей человека, и вопрос о ее смысле это вопрос о смысле человека.
Сартр, рассматривая общество, считает что в нем человек вынужден отказаться от авторства, свободы, самовыражения. Общественные связи не сплачивают людей, люди остаются разобщенными. Ясперс, так же подчеркивает момент изолированности. Он пишет: «Я не мог стать самим собой, не вступив в коммуникацию и не будучи одиноким. При всяком снятии одиночества коммуникацией вырастает новое одиночество, без чего я перестал быть собою, как условием коммуникации. Я должен желать одиночества». Внутреннее одиночество порождает конфликт в обществе: «Конфликт есть первоначальный смысл бытия для другого» (Сартр). Даже любовь философ толкует как мучительные отношения межу палачом и жертвой.
В наши дни философия экзистенциализма не утрачивает своего значения, хотя «модными» становятся такие направления как структурализм и постмодернизм. Экзистенциализм обращен непосредственно к человеку, в центре его внимания общечеловеческие ценности. Он оказал влияние на выдающихся писателей и художников ХХ века: Пикассо, Сент-Экзюпери, Хемингуэя и др.