double arrow

Постмодернизм


Постмодернизм(буквально, то, что после «модерна» или современности) - термин используется для обозначения особого направления в философии конца XX в., а понятие «постмодерн» - для обозначения особой эпохи современной цивилизации, а так же специфического направления в культуре и науке в эту эпоху. Как философское направление постмодернизм сформировался в кон­це XX в. Впервые этот термин в области философии применил Жан-Франсуа Лиотар(род. 1924) в работе «Состояние постмодерна»(1979), где предложил говорить о «постмодернистском состоянии» современного общества.

Постмодернизм представляет собой крайне разнородное течение, истоком его можно считать постструктурализм, а первыми представителями - француз­ских постструктуралистов (Р. Барта, М. Фуко, Ж. Делеза), позднее в этот круг вошли Ж. Деррида, Р. Рорти и др. В целом философия постмодерна характе­ризуется скептическим отказом от преобразования и систематизации мира (мир не желает вписываться в схемы, он всегда богаче и разнообразнее любых схем). Антисистемность действительности влечет за собой отказ от рационального подхода к миру, мышление не оперирует какими-либо устойчивыми целостностями, даже сам субъект познания перерастает быть центромсистемы представлений (репрезентаций). Возникает «скандальный» тип философствования - философствование без субъекта. Место классического мышления занимают безличные «потоки желания», имперсональные «скорости», неконцептуальные «интенсивности». Постмодернизм полностью стирает грани между прежде са­мостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания - между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем», за­крепляя переход от «произведения» к «конструкции». Возникает новый фунда­ментальный опыт человечества, который, по словам Фуко «невозможно заста­вить говорить на тысячелетнем языке диалектики ему еще только предстоит найти и язык, который будет для него тем же, чем была диалектика для противоречия...».




Основная проблематика указанной философской школы включает в себя проблему нелинейности, детерминизма, темпоральности и т. д. Одновременно с обсуждением этих вопросов все громче звучат голоса о «катастрофе смысла», о тотальном отсутствии «веры в смысл». Мир в зеркале постмодерна, по замеча­нию Джеймисона, «становится одновременно фактичным, хаотичным и разнородным».

Вообще же постмодернизм дистанциируется от идеологии Нового времени, скептически относится к «разуму», «цивилизации», «прогрессу», к ценностям культуры и т. д. Решающую роль здесь играет свобода от чего бы то ни было,от любого давления, диктата, ответственности. Постмодернизм отрицает любыенормы и традиции (религиозные, этические, политические и т. д.), отказывается от любых авторитетов (начиная с государственной власти, заканчивая церковью и наукой). Своим идеалом постмодернизм провозглашает спонтаннуючеловеческую деятельность, особую роль в которой занимает игра.



Делез (1926-1995) в работах «Ницше» и «Логика смысла» превращает фи­лософию в игру, лишая ее всякого смысла и глубины, делая «развлечением». «Государственная философия» основана с его точки зрения на понятиях паранойи и идентичности, сходства, истины, справедливости, отрицания, которые четко разграничивают субъект, понятие, объект.Ей он противопоставляет «номадическое мышление», основанное на шизофрении, различии, освобожде­нии потоков желания из-под власти параноидального структурирования. Нет необходимости пытаться найти смысл бытия,скрывающийся за поверхностью. Стоики, киники, постмодернисты исследует саму автономную «поверхность», не связанную ни с «высотами», ни с «глубинами». Философия т.о. лишается серьезного значения.







Сейчас читают про: