Все великие ораторы сначала были плохими ораторами.
Ральф Уолдо Эмерсон
Не всем необходимо знать, как выступать публично. Однако это весьма полезный навык. Я могу помочь вам советами, которые пригодятся, когда вы будете проходить собеседование, вести презентацию (именно так вы получаете работу, должность, приглашение на выступление и т.д.) или иметь дело с публикой, уже добившись определенного успеха. Способность рассказать о своем искусстве придает вам весомый авторитет, повышая вашу ценность на "рынке талантов".
Почему люди не любят выступать публично? Я уверен, что дело не в отсутствии знаний о предмете или собственного мнения. Возможно, дело всего лишь в заниженной самооценке.
Следующие приемы помогут вам стать более удачливым оратором:
Поставьте часы в поле своего зрения (вашего, а не всей аудитории; я использую обыкновенный будильник), чтобы следить за ходом времени. Не смотрите на наручные часы (это грубо) и не превышайте выделенного времени (еще грубее).
Люди запоминают первое и последнее из того, что услышали, поэтому изложите главное в качестве краткого анонса, используя восклицательные интонации, затем приступайте к обширной основной части (поэма, цитата, шутка, история), а заканчивайте кратким обзором того,
Карьера для творческого человека
что вы уже рассказали. Классический формат: "Расскажите им то, что собираетесь рассказать, — затем рассказывайте, — а потом расскажите им то, о чем вы уже рассказали".
Тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь!!! Конечно, есть риск, что вы можете показаться зубрилой, но обратная сторона медали еще хуже. Если вы не подготовлены, вы нервничаете, не имеете представления, сколько времени будете говорить, можете упустить важные вещи или запутаться и потерять суть вопроса.
Будьте проще. Спросите себя: "Что является основным моментом (ключевым вопросом), который я хочу до них донести?" Затем придерживайтесь этого вопроса, естественно, соответствующе украшая вашу речь.
Используйте личные примеры. Покажите им кусочек себя. Они оценят это и будут воспринимать вас более реально. Если вы хотите подшутить над кем-нибудь, начните с себя.
Меньше значит больше. Выступление Линкольна в Геттисберге было кратким, как и речь Мартина Лютера Кинга "У меня есть мечта". Британским политиком Лесли Хо-Белиши было сказано: "Чтобы сделать речь бессмертной, вы не должны делать ее бесконечной".
Вовлекайте аудиторию в беседу, по крайней мере, раз в десять минут. Это помогает сохранить внимание слушателей.
Будьте готовы к вопросам. Имейте готовые ответы на вопросы, которые задают чаще всего.
Установите зрительный контакт с аудиторией. Мне нравится найти друга среди слушателей, а затем вести аудиторию дальше. Не заставляйте людей чувствовать себя неловко от вашего пристального взгляда, но одна-две секунды зрительного контакта — это хорошо.
Пейте больше воды во время выступления. Прохладная вода с лимоном подойдет больше всего. (Ледяная вода заставит мышцы горла сжаться.) Перед мероприятием откажитесь от кофеина и алкоголя.
Иногда двигайтесь, но не ходите взад и вперед. Жестикулируйте и двигайтесь по сцене, чтобы ваша публика не заскучала, а также для придания особого значения ключевым моментам.
Не отпускайте непристойные шутки и не пользуйтесь жаргонной лексикой. Будьте осторожны, чтобы никого не обидеть.
Попрактикуйтесь на живой аудитории перед выступлением. Это очень полезно. Попросите их об ответной реакции. Я практиковался перед своей женой; она — отличный слушатель: если она не смеялась над шуткой, я понимал, что это "номер" не пройдет. Пользуйтесь магнитофоном для записи тренировочных выступлений или записывайте настоящее выступление, а потом прослушивайте. Всегда можно найти способ улучшить качество своей речи.
Подготовьте краткий и точный рассказ о самом себе и попросите, чтобы представляющий вас человек не импровизировал перед слушателями, а прочел готовый текст по бумаге. Сделайте фонетическую транскрипцию имен или необычных слов. Используйте крупный шрифт. Тогда вам не придется тратить время на то, чтобы корректировать произношение вашего имени и объяснять, что вы не биллионер, а миллионер.
Будьте увлеченным. Любую нервозность или отсутствие информации можно преодолеть вашим воодушевлением темой разговора.
Работайте над своим голосом и умением перевоплощаться на сцене. Дышите глубже, и пусть голос исходит из вашей груди. Тренируйтесь, чтобы улучшить свой голос, меняя каждый день сообщения на вашем автоответчике или посылая ежедневно звуковые сообщения самому себе.
Не торопитесь. Говорить слишком быстро — самая распространенная ошибка. Лучше приготовьте меньше материала, чем, по вашему мнению, вам потребуется, и заставляйте себя говорить медленнее.
Имейте про запас несколько шутливых ответов на тот случай, если вас начнут осыпать критическими замечаниями.
Удалите из зала все, что может вас отвлечь. Отключите все телефоны в зале (комнате).
Используйте словесные зарисовки, метафоры и истории. Чем больше чувств вы можете вложить в вашу речь, тем лучше аудитория будет слушать и воспринимать сказанное вами. Помните: "факты излагают, а истории продают".
Не конспектируйте свою речь. Используйте ключевые слова или фразы для напоминания себе, о чем следует говорить. Если вы не собираетесь стоять за кафедрой (что лучше), лучше используйте пронумерованные карточки, чем листки бумаги. Можно сделать их разноцветными для разных разделов вашего выступления. (Зеленый для вступления, желтый для основных моментов, красный для заключительной части.) Для постоянных выступлений на одну тему карточки можно закатать в специальный пластик. Убедитесь, что ваши пометки сделаны достаточно крупно, чтобы их можно было прочесть без напряжения.
Нервозность и страх абсолютно естественны. Вздохните глубоко, велите себе расслабиться, попроситесь выступать первым, если спикеров несколько, используйте ваши пометки, если они помогают вам увереннее себя чувствовать, скажите себе: "Я воодушевлен" вместо "Я с ума схожу от волнения". (Почувствуйте разницу, которую каждая из этих фраз может внести в ваше умственное состояние.)
Используйте визуальные вспомогательные средства, но не делайте их центром вашей речи. Вы являетесь идейным содержанием. Мое правило "поднятия правой руки" — не больше пяти знаков на страницу. Используйте приятные теплые цвета. Проверьте орфографию!
Карьера для творческого человека
Позвоните за несколько дней до выступления, чтобы узнать, сколько будет присутствующих (если у вас есть рекламные проспекты, вы будете знать, сколько взять с собой), и убедиться, что событие не отменили.
Проверьте помещение и оборудование заранее. Хотя вы, конечно, не можете подготовиться ко всем неожиданностям, а случиться, поверьте мне, может практически все (сердечный приступ, крыса в помещении, пожарная тревога, землетрясение). Но чем к большим неурядицам вы будете готовы, тем лучше. (Я, например, со школьных времен помню, что во время пожара нужно внушить людям, чтобы они выходили из помещения в ряд, не толкаясь и не создавая давки.)
Помните, аудитория ХОЧЕТ, чтобы ваше выступление прошло удачно. Нет ничего более болезненного, чем созерцать, как человек на сцене терпит неудачу. Поэтому слушатели на вашей стороне с самого начала. Если вы до сих пор не уверены в себе, попробуйте представить ваших слушателей обнаженными: говорят, что это весьма эффективный трюк.
САМ
СЕБЕ
БОСС
Ваша главная сделка в жизни — продать себя самого самому себе.
Максвелл Молц
Т |
ак и слышу ваши слова: "Тьфу! Не желаю этого вонючего резюме! Не желаю иметь дело с каким-то там гнусным боссом! Открою собственный бизнес!"
Думаете, если вы откроете собственное дело, вам удастся не иметь дела с начальством? Не торопитесь. В любом бизнесе, чтобы добиться успеха, нужен клиент. Клиент — тот же босс, только у вас, если повезет, будет много боссов. Они держат над вами власть (могут уплатить или не уплатить, порекомендовать другим или не порекомендовать). Они часто действуют так, как действуют комиссии (Боже упаси!), а у вас нет против них даже той защиты, которую предоставляет корпоративная структура. При этом через плечо вам все время заглядывает страшный дядя — налоговый инспектор, следя, чтобы ваша отчетность была в порядке.
Если вы думаете, что собственный бизнес предоставит вам много свободного времени, не обольщайтесь: если это ваш бизнес, то вы работаете всегда.
В самом начале ваша фирма еще не будет считаться даже малым предприятием. Малый бизнес — это когда у вас от десяти до пятнадцати сотрудников, так, во всяком случае, в США. Большинство творческих людей так начинают, а многие так и остаются, как человек-оркестр, — в одиночку (обычно с субподрядчиками в лице, скажем, бухгалтера или музыкальной студии). Это — микробизнес, а действующее законодательство большинства городов и штатов его даже не упоминает, не говоря уже о том, чтобы защищать или помогать. Впрочем, денег за лицензию с вас возьмут, да еще, если вы работаете на дому, проверят, подходит ли ваш