Нужда есть мать изобретательности, это так, но ее отец — творческие способности, а знание — повивальная бабка.
Джонатан Шатке
Я обнаружил для себя, что отсутствие денег, когда дело доходит до саморекламы, делает меня более агрессивным и изобретательным. Мои лучшие рекламные материалы сделаны на очень скромном бюджете.
Не позволяйте отсутствию денег быть препятствием самопродвижению. Это отговорка. В соревновании мозгов с баксами мозги победят, если вы ясно понимаете себя и то, чем занимаетесь. Деньги тут вообще не ответ. Используйте то, чего нет у других — творческие способности, время, продуманную стратегию. Побуждайте людей задумываться, будьте оригинальны, остроумны, общайтесь на личностном уровне.
Раскрутка — это война на выживание. Будьте воином-одиночкой. Будьте изобретательны, живите на подножном корму, печатайте на своем принтере, используйте все обрезки оставшейся бумаги. Будьте всегда начеку, чтобы мгновенно воспользоваться любой возможностью. Делайте черновую работу сами, чтобы сэкономить деньги. Если не удается пройти с парадного, идите через черный ход, лезьте в окно, в дымоход.
Что можете вы сделать прямо сейчас для раскрутки своих талантов? Подумайте, прежде чем тратить деньги. Нельзя ли сделать лучше? Дешевле? Вот несколько идей, как дать о себе знать бесплатно, почти бесплатно и за доступную плату (а некоторые даже приносят деньги!).
• БЕСПЛАТНО. Рассказывайте всем, что вы делаете. Подружитесь с -
официанткой и молочницей, — а вдруг она дочь директора студии?
• ПОЧТИ БЕСПЛАТНО. Расплачивайтесь своими услугами (по барте
ру) с типографией, с бухгалтерами, с торговыми представителями, с дру
гими творческими людьми в вашем же положении. Объединяйте ресур
сы. Соберите команду из людей, предоставляющих дополняющие друг
друга услуги, и создайте пакет услуг. Кооперируясь, вы экономите.
Покажи себя
• ДОСТУПНО. Покупайте нераспроданные остатки рекламного места
в журналах. В последнюю минуту они продаются задешево, надо толь
ко, чтобы ваш рекламный материал был полностью готов.
• БЕСПЛАТНО. Разнесите их в клочья. Пусть балдеют от ваших идей.
Носите с собой образцы работ и скромненько подсовывайте их, когда
все кругом показывают фотографии своих младенцев.
• БЕСПЛАТНО. Разработайте собственную, уникальную приветствен
ную фразу. В фильме "Любовные игры" мое внимание привлекло то
обстоятельство, что девчонку заполучает всегда тот парень, у которо
го самая лучшая первая фраза — уникальная, остроумная, довери
тельная и искренняя.
• БЕСПЛАТНО. Кто сказал, что бесплатный сыр бывает только в мы
шеловке? Клуб бизнесменов покормит вас за короткое выступление
по вашей тематике. Очень хорошее средство завязывания деловых
связей — семинары. Выступайте на выставках, конференциях, в книж
ных магазинах, на курсах усовершенс гвования. Участвуйте в публич
ных дискуссиях.
• БЕСПЛАТНО. Превратите свою ст расть в общее дело. Проповедуй
те ее. Пусть люди почувствуют себя участниками вашей команды.
Они разнесут весть о вас.
• ДОСТУПНО. Плакаты или листовки — ваше оружие. В рекламном
ролике фирмы "Стейплз" секретарша пытается заставить своего бос
са купить копировальную машину этой фирмы. Она оставляет листо
вочки в лифте, в его кофейной чашке, расклеивает изображения этой
машины по всему офису. Оставляйте листовки там, где их заметят —
в местах скопления людей, в местах, привлекающих внимание. Я рас
клеивал их в кабинках туалетов и над писсуарами, где, я знаю по себе,
они привлекут безраздельное внимание.
• БЕСПЛАТНО. Пусть какая-нибудь знаменитость публично выразит
вам поддержку. Просто попросите. Если откажет, попросите другую.
• ПОЧТИ БЕСПЛАТНО. Старайтесь наладить обратную связь с кли
ентами при помощи викторин и опросных листков. Ваше имя, вклю
ченное в обследование потребительских запросов, тоже служит сви
детельством того, что вы никуда не делись и интересуетесь тем, что
они имеют сказать.
• БЕСПЛАТНО. Заставьте слова работать на вас. В одной школе в шта
те Вирджиния никак не могли набрать достаточно желающих посе
щать уроки по предмету "Домоводство для мальчиков". Тогда они
поставили себя на место ребят и изменили название предмета на "Хо
лостяцкую жизнь". Сработало!
• ДОСТУПНО. Не гнушайтесь использованием студии звукозаписи
в нерабочие часы, помещайте типографские заказы на первой неделе
Карьера для творческого человека
месяца, а не на последней, арендуйте зал в январе или августе. Покупая во время спада активности, вы можете выторговать себе цены пониже.
• БЕСПЛАТНО. Занимайтесь общественно-полезными делами и сле
дите, чтобы ваше имя фигурировало в рекламных материалах и пресс-
релизах благотворительных акций. Пусть они объявляют вас на своих
собраниях и мероприятиях. Организуйте собственную благотворитель
ную акцию. Выставьте свою работу на благотворительный аукцион,
подарите свою книгу библиотеке. Предложите бесплатные семинары
или консультации. Пусть ваше имя вызывает положительные ассоциа
ции. Только смотрите, не переусердствуйте — это должно служить не
более чем средством ознакомления с вашей деятельностью. Не тратьте
все свое время на работу за бесплатно, а не то помрете с голоду.
• БЕСПЛАТНО. Продолжайте начатое. Когда кто-то вам звонит и не
застает, непременно отзвоните как можно скорее, хотя бы даже ска
зать, что ничего не можете для него сделать. А если говорите, что сде
лаете, непременно сделайте. Ничто не выставит вас в лучшем свете
так, как подобного рода услуги.
• ДОСТУПНО. Станьте спонсором какого-нибудь движения или спортив
ной команды, и пусть ваше имя красуется на их форме и в их рекламных
материалах. Один агент по недвижимости публикует двухстраничное
рекламное объявление. На первой странице то, что он имеет предложить
по части недвижимости, а на второй освещаются местные общественные
ассоциации или особенности данной округи, делающие ее привлекатель
ным местом для жилья. Внизу второй страницы простая надпись: "Пред
ставлено Кеном Пикусом". Он становится известен своей поддержкой
деятельности местного сообщества, у читателей появляется стимул жить
в этом районе, у него растет клиентура. Куда ни кинь, всем хорошо.
• БЕСПЛАТНО. Что знают двое... Молва — наилучшее орудие расши
рения бизнеса и продвижения карьеры. Пускайте о себе слухи, и пусть
другие их распространяют. Когда вы сделали для клиента хорошую
работу, нет ничего постыдного в том, чтобы попросить его рекомендо
вать вас другим. Все лучше, чем приходить как человек с улицы. Пред
ложите клиентам магарыч за привлечение новых клиентов. Дайте им
материалы, помогающие в этом — пачку визиток, листовок, образ
цов. Напечатайте на счет-фактуре фразу "Расскажите знакомым".
• ДОСТУПНО. Вилли Вонка20 никак не был идиотом. Вложив пять
золотых выигрышных билетов в шоколадные батончики, он дал де
тям дополнительный стимул покупать шоколад — много шоколада.
Устройте лотерею или раздачу призов.
Герой фильма "Вилли Вонка и шоколадная фабрика" (1971).
Покажи себя
БЕСПЛАТНО. Рекомендации — улица с двусторонним движением. Держите связь с другими творческими людьми, не скупитесь передавать им заказы, когда сами заняты. Будьте добрым соседом. Делитесь перспективными начинаниями.
БЕСПЛАТНО. Давая рекомендации другим, вы лишний раз озвучиваете свое имя. Только знайте, кого (и что) рекомендуете. ДОСТУПНО. Продавайте футболки и другие предметы одежды с вашим именем или продукцией. Когда я был на Таити, я увидел на ком-то свою рубашку. Я запрыгал, закричал, стал показывать пальцем: "Этоя сделал!" Тот человек решил, что я — чокнутый, но в данном случае речь не об этом. БЕСПЛАТНО. Устраивайте показы своей работы. Один резчик по дереву уговорил менеджеров местного отеля включить его мастерскую в список достопримечательностей и экскурсий. Люди приходили, а он сидел и вырезал — получился прямо-таки хит. БЕСПЛАТНО. Раздавайте купоны. Один художник раздавал купоны на бесплатные карикатуры на вас и ваших сотрудников. На каждом купоне было его имя и телефон — напоминание о том, что он не просто хороший парень, но и хороший художник.
БЕСПЛАТНО. Чтобы привлечь посетителей, магазины канцелярских товаров часто позволяют фирмам вывешивать у себя объявления "Требуется на временную работу". Кофейня предоставляет местному театральному коллективу помещение для репетиций. Люди заходят поглазеть на актеров в работе, повышается интерес к спектаклю и потребляется повышенное количество кофе. Салон-парикмахерская крутит видеоролик местной рок-группы и пользуется репутацией места, где можно узнать последние музыкальные новости. Найдите кого-нибудь, кто может получить выгоду от вашего товара или услуги, и работайте вместе. БЕСПЛАТНО. Заходите на чаты и доски объявлений в Интернете и заводите разговор о своем товаре.
БЕСПЛАТНО. Предлагайте бесплатные консультации через Интернет. ПОЧТИ БЕСПЛАТНО. Пусть вашим добром пользуются знаменитости. Может быть, когда-нибудь Шер принесет его на телевидение. БЕСПЛАТНО. Рассказывайте о себе всякие истории. Один мой знакомый дизайнер ландшафтов в своей брошюре приводит трогательную историю из своей жизни. В детстве он запустил свою любимую черепаху в пруд, думая, что ей там будет хорошо. А она умерла от затхлой воды. В глубоком горе он захотел выяснить, от чего погибла черепаха. Так он заинтересовался водой, прудами, насосами. Сегодня у него успешный бизнес по бассейнам и прудам. БЕСПЛАТНО. Вывесьте свою работу в кафе, в приемной дантиста, в банке.
Карьера для творческого человека
• ДОСТУПНО. Пусть люди увидят вашу работу. Повесьте ее у себя дома.
Устройте день открытых дверей в своей мастерской. Закатите вечеринку.
Один художник выставлял свои работы в витрине заброшенного магазина.
Один мастер по изготовлению досок для серфинга снял угол в серфинговом
магазине и пускал людей посмотреть, как он работает. Ди-джей в одном
телесериале работал у выходящего на улицу окна, где его могли видеть, и
откуда он мог общаться с прохожими. Конечно, может создаться ощущение,
что ты в зоопарке, но работа на виду создает молву.
• БЕСПЛАТНО Сделайте приветственное обращение на автоответ
чике орудием торговли. Лектор может сообщать дату следующей лек
ции, писатель — информацию о новой книге. (У меня такое: "Я рабо
таю над новой книгой "Карьера для творческого человека", так что
может случиться, что не перезвоню вам раньше сентября".)