Самореклама за гроши

Нужда есть мать изобретательности, это так, но ее отец — творческие способности, а знаниеповиваль­ная бабка.

Джонатан Шатке

Я обнаружил для себя, что отсутствие денег, когда дело доходит до саморекламы, делает меня более агрессивным и изобретательным. Мои лучшие рекламные материалы сделаны на очень скромном бюджете.

Не позволяйте отсутствию денег быть препятствием самопродви­жению. Это отговорка. В соревновании мозгов с баксами мозги победят, если вы ясно понимаете себя и то, чем занимаетесь. Деньги тут вообще не ответ. Используйте то, чего нет у других — творческие способности, вре­мя, продуманную стратегию. Побуждайте людей задумываться, будьте оригинальны, остроумны, общайтесь на личностном уровне.

Раскрутка — это война на выживание. Будьте воином-одиноч­кой. Будьте изобретательны, живите на подножном корму, печатайте на своем принтере, используйте все обрезки оставшейся бумаги. Будьте всегда начеку, чтобы мгновенно воспользоваться любой возможнос­тью. Делайте черновую работу сами, чтобы сэкономить деньги. Если не удается пройти с парадного, идите через черный ход, лезьте в окно, в дымоход.

Что можете вы сделать прямо сейчас для раскрутки своих талан­тов? Подумайте, прежде чем тратить деньги. Нельзя ли сделать лучше? Дешевле? Вот несколько идей, как дать о себе знать бесплатно, почти бесплатно и за доступную плату (а некоторые даже приносят деньги!).

• БЕСПЛАТНО. Рассказывайте всем, что вы делаете. Подружитесь с -
официанткой и молочницей, — а вдруг она дочь директора студии?

• ПОЧТИ БЕСПЛАТНО. Расплачивайтесь своими услугами (по барте­
ру) с типографией, с бухгалтерами, с торговыми представителями, с дру­
гими творческими людьми в вашем же положении. Объединяйте ресур­
сы. Соберите команду из людей, предоставляющих дополняющие друг
друга услуги, и создайте пакет услуг. Кооперируясь, вы экономите.


Покажи себя



ДОСТУПНО. Покупайте нераспроданные остатки рекламного места
в журналах. В последнюю минуту они продаются задешево, надо толь­
ко, чтобы ваш рекламный материал был полностью готов.

• БЕСПЛАТНО. Разнесите их в клочья. Пусть балдеют от ваших идей.
Носите с собой образцы работ и скромненько подсовывайте их, когда
все кругом показывают фотографии своих младенцев.

• БЕСПЛАТНО. Разработайте собственную, уникальную приветствен­
ную фразу. В фильме "Любовные игры" мое внимание привлекло то
обстоятельство, что девчонку заполучает всегда тот парень, у которо­
го самая лучшая первая фраза — уникальная, остроумная, довери­
тельная и искренняя.

• БЕСПЛАТНО. Кто сказал, что бесплатный сыр бывает только в мы­
шеловке? Клуб бизнесменов покормит вас за короткое выступление
по вашей тематике. Очень хорошее средство завязывания деловых
связей — семинары. Выступайте на выставках, конференциях, в книж­
ных магазинах, на курсах усовершенс гвования. Участвуйте в публич­
ных дискуссиях.

• БЕСПЛАТНО. Превратите свою ст расть в общее дело. Проповедуй­
те ее. Пусть люди почувствуют себя участниками вашей команды.
Они разнесут весть о вас.

• ДОСТУПНО. Плакаты или листовки — ваше оружие. В рекламном
ролике фирмы "Стейплз" секретарша пытается заставить своего бос­
са купить копировальную машину этой фирмы. Она оставляет листо­
вочки в лифте, в его кофейной чашке, расклеивает изображения этой
машины по всему офису. Оставляйте листовки там, где их заметят —
в местах скопления людей, в местах, привлекающих внимание. Я рас­
клеивал их в кабинках туалетов и над писсуарами, где, я знаю по себе,
они привлекут безраздельное внимание.

• БЕСПЛАТНО. Пусть какая-нибудь знаменитость публично выразит
вам поддержку. Просто попросите. Если откажет, попросите другую.

• ПОЧТИ БЕСПЛАТНО. Старайтесь наладить обратную связь с кли­
ентами при помощи викторин и опросных листков. Ваше имя, вклю­
ченное в обследование потребительских запросов, тоже служит сви­
детельством того, что вы никуда не делись и интересуетесь тем, что
они имеют сказать.

• БЕСПЛАТНО. Заставьте слова работать на вас. В одной школе в шта­
те Вирджиния никак не могли набрать достаточно желающих посе­
щать уроки по предмету "Домоводство для мальчиков". Тогда они
поставили себя на место ребят и изменили название предмета на "Хо­
лостяцкую жизнь". Сработало!

• ДОСТУПНО. Не гнушайтесь использованием студии звукозаписи
в нерабочие часы, помещайте типографские заказы на первой неделе



Карьера для творческого человека


месяца, а не на последней, арендуйте зал в январе или августе. Покупая во время спада активности, вы можете выторговать себе цены пониже.

• БЕСПЛАТНО. Занимайтесь общественно-полезными делами и сле­
дите, чтобы ваше имя фигурировало в рекламных материалах и пресс-
релизах благотворительных акций. Пусть они объявляют вас на своих
собраниях и мероприятиях. Организуйте собственную благотворитель­
ную акцию. Выставьте свою работу на благотворительный аукцион,
подарите свою книгу библиотеке. Предложите бесплатные семинары
или консультации. Пусть ваше имя вызывает положительные ассоциа­
ции. Только смотрите, не переусердствуйте — это должно служить не
более чем средством ознакомления с вашей деятельностью. Не тратьте
все свое время на работу за бесплатно, а не то помрете с голоду.

• БЕСПЛАТНО. Продолжайте начатое. Когда кто-то вам звонит и не
застает, непременно отзвоните как можно скорее, хотя бы даже ска­
зать, что ничего не можете для него сделать. А если говорите, что сде­
лаете, непременно сделайте. Ничто не выставит вас в лучшем свете
так, как подобного рода услуги.

• ДОСТУПНО. Станьте спонсором какого-нибудь движения или спортив­
ной команды, и пусть ваше имя красуется на их форме и в их рекламных
материалах. Один агент по недвижимости публикует двухстраничное
рекламное объявление. На первой странице то, что он имеет предложить
по части недвижимости, а на второй освещаются местные общественные
ассоциации или особенности данной округи, делающие ее привлекатель­
ным местом для жилья. Внизу второй страницы простая надпись: "Пред­
ставлено Кеном Пикусом". Он становится известен своей поддержкой
деятельности местного сообщества, у читателей появляется стимул жить
в этом районе, у него растет клиентура. Куда ни кинь, всем хорошо.

• БЕСПЛАТНО. Что знают двое... Молва — наилучшее орудие расши­
рения бизнеса и продвижения карьеры. Пускайте о себе слухи, и пусть
другие их распространяют. Когда вы сделали для клиента хорошую
работу, нет ничего постыдного в том, чтобы попросить его рекомендо­
вать вас другим. Все лучше, чем приходить как человек с улицы. Пред­
ложите клиентам магарыч за привлечение новых клиентов. Дайте им
материалы, помогающие в этом — пачку визиток, листовок, образ­
цов. Напечатайте на счет-фактуре фразу "Расскажите знакомым".

• ДОСТУПНО. Вилли Вонка20 никак не был идиотом. Вложив пять
золотых выигрышных билетов в шоколадные батончики, он дал де­
тям дополнительный стимул покупать шоколад — много шоколада.
Устройте лотерею или раздачу призов.

Герой фильма "Вилли Вонка и шоколадная фабрика" (1971).


Покажи себя



БЕСПЛАТНО. Рекомендации — улица с двусторонним движением. Держите связь с другими творческими людьми, не скупитесь переда­вать им заказы, когда сами заняты. Будьте добрым соседом. Делитесь перспективными начинаниями.

БЕСПЛАТНО. Давая рекомендации другим, вы лишний раз озвучи­ваете свое имя. Только знайте, кого (и что) рекомендуете. ДОСТУПНО. Продавайте футболки и другие предметы одежды с вашим именем или продукцией. Когда я был на Таити, я увидел на ком-то свою рубашку. Я запрыгал, закричал, стал показывать пальцем: "Этоя сделал!" Тот человек решил, что я — чокнутый, но в данном случае речь не об этом. БЕСПЛАТНО. Устраивайте показы своей работы. Один резчик по дереву уговорил менеджеров местного отеля включить его мастерс­кую в список достопримечательностей и экскурсий. Люди приходи­ли, а он сидел и вырезал — получился прямо-таки хит. БЕСПЛАТНО. Раздавайте купоны. Один художник раздавал купоны на бесплатные карикатуры на вас и ваших сотрудников. На каждом купоне было его имя и телефон — напоминание о том, что он не просто хороший парень, но и хороший художник.

БЕСПЛАТНО. Чтобы привлечь посетителей, магазины канцеляр­ских товаров часто позволяют фирмам вывешивать у себя объяв­ления "Требуется на временную работу". Кофейня предоставляет местному театральному коллективу помещение для репетиций. Люди заходят поглазеть на актеров в работе, повышается интерес к спектаклю и потребляется повышенное количество кофе. Салон-парикмахерская крутит видеоролик местной рок-группы и пользу­ется репутацией места, где можно узнать последние музыкальные новости. Найдите кого-нибудь, кто может получить выгоду от ва­шего товара или услуги, и работайте вместе. БЕСПЛАТНО. Заходите на чаты и доски объявлений в Интернете и заводите разговор о своем товаре.

БЕСПЛАТНО. Предлагайте бесплатные консультации через Интернет. ПОЧТИ БЕСПЛАТНО. Пусть вашим добром пользуются знамени­тости. Может быть, когда-нибудь Шер принесет его на телевидение. БЕСПЛАТНО. Рассказывайте о себе всякие истории. Один мой зна­комый дизайнер ландшафтов в своей брошюре приводит трогатель­ную историю из своей жизни. В детстве он запустил свою любимую черепаху в пруд, думая, что ей там будет хорошо. А она умерла от затхлой воды. В глубоком горе он захотел выяснить, от чего погибла черепаха. Так он заинтересовался водой, прудами, насосами. Сегодня у него успешный бизнес по бассейнам и прудам. БЕСПЛАТНО. Вывесьте свою работу в кафе, в приемной дантиста, в банке.



Карьера для творческого человека


ДОСТУПНО. Пусть люди увидят вашу работу. Повесьте ее у себя дома.
Устройте день открытых дверей в своей мастерской. Закатите вечеринку.
Один художник выставлял свои работы в витрине заброшенного магазина.
Один мастер по изготовлению досок для серфинга снял угол в серфинговом
магазине и пускал людей посмотреть, как он работает. Ди-джей в одном
телесериале работал у выходящего на улицу окна, где его могли видеть, и
откуда он мог общаться с прохожими. Конечно, может создаться ощущение,
что ты в зоопарке, но работа на виду создает молву.

• БЕСПЛАТНО Сделайте приветственное обращение на автоответ­
чике орудием торговли. Лектор может сообщать дату следующей лек­
ции, писатель — информацию о новой книге. (У меня такое: "Я рабо­
таю над новой книгой "Карьера для творческого человека", так что
может случиться, что не перезвоню вам раньше сентября".)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: