double arrow

Истоки разума

Отец Мой, сущий на небесах.

Ев. от Матфея, 16, 17

За кого люди почитают Меня,

Сына Человеческого?

Там же, 16, 13

В соответствии с фундаментальной аксиомой Христа, разум есть одна из основ нашего мироздания. Он неуничтожим. Следовательно, из основной аксиомы прямо следует, что все наши построения должны приводить к моделям, в которых отсутствуют сценарии с его гибелью. Поэтому теория развития разума должна быть краеугольным камнем любой адекватной теории человеческого бытия. Все социальные построения, в основе которых нет категорий, основанных на понятии разума, могут быть только следствием, частным случаем общей теории, основанной на фундаментальной аксиоме. Марксизм, единственная научная социальная система, созданная на представлениях девятнадцатого века, правильно описывает лишь прошлую историю человечества, поскольку в её основе лежат достижения классической науки. Она соотносится с истинной социальной наукой, имеющей в своём основании аксиоматику Христа, так же, как классическая физика соотносится с современной физикой, опирающейся на принципиальное различие классических и индивидуальных объектов.

В классической науке отсутствует понятие индивидуального объекта и, следовательно, не рассматривается его развитие, которое, вообще говоря, есть основа всего развития. Марксизм именно потому не смог сформулировать формы и задачи человеческого бытия адекватно этапам истории человечества, поскольку он базируется на догмах материализма, являющихся справедливыми только в пределах, обусловленных игнорированием или упрощением свойств индивидуальных объектов.

Понятие разума в аксиоматике материализма отсутствует. В соответствии с материалистическими представлениями, разум является просто продуктом эволюции материальных форм. Схема материалистического построения сводится к созданию сложных форм из простых. Несмотря на кажущийся случайный и неожиданный характер окружающего нас мира, фундаментальные законы природы должны быть просты и упорядочены. Такими же должны быть и элементы, которые лежат в её основе.

Кирпичи мироздания представляют собой всё более упрощающиеся по мере углубления предметы, суть которых можно понять. Такое толкование «классической» простоты прекрасно иллюстрируют современные вычислительные машины, претендующие на роль зародышей будущего искусственного разума. Транзисторы, основные элементы таких машин, представляют собой простейшие устройства, способные выполнять лишь элементарную, вполне прогнозируемую функцию. В соответствии с нашими построениями, живой разум радикально отличается от «машинного». В его основе лежит иррациональный интеллект, который, в связи с потребностями своего развития, формирует и усложняет конкретные структуры биологических форм, являющихся его временным, рациональным вместилищем. Т. е. природа этих явлений принципиально различна. Это даёт мне основание утверждать, что на базе современных представлений, на базе простых элементов, имеющих детерминированную, классическую природу, создать искусственный интеллект не удастся. С другой стороны, как я говорил ранее, теорема Георга Кантора о сравнении мощностей множеств даёт нам надежду на познание иррационального с помощью процедур, реализуемых разумом в рамках рациональных представлений. Но это, я ещё раз подчёркиваю, есть прерогатива только живого разума.

Основа рационального, разума – иррациональный интеллект – подобен (имеет ту же мощность) самой иррациональной Сути мироздания[47]. Именно в силу этого обстоятельства интеллект, в принципе, способен вместить в себя все построения, которые создаёт иррациональная Суть. На первоначальных этапах его развитие в материальном мире, в соответствии с общим законом, происходит адекватным материализму способом. Интеллект, так же как и иррациональное Начало мира, производит статистические испытания при создании новых форм бытия. Адекватные находки закрепляются в групповых формах в соответствии с детерминированными законами статистики.

Таким образом, под разумом мы понимаем первичный интеллект, заполненный рациональными построениями. Разум, как и всё в материальном мире, имеет индивидуальную и групповую (рациональную) компоненты.

В отличие от стохастического интеллекта, разум способен создавать рациональные формы, вероятность возникновения которых без него равна нулю тождественно. Создание подобных форм происходит, в соответствии с основной материалистической аксиомой, в результате группового развития. Поскольку одной из форм развития является отображение внешнего мира разумом, то, в соответствии с теоремой Г. Кантора, такие отображения могут приобрести принципиально новое качество только при условии участия в них группы интеллектов.

Таким образом, разум есть коллективный продукт человечества. Христос, будучи воплощением Разума, является не только проявлением Иррационального, но и Сыном Человеческим. Он совершенно определённо говорит об этом неоднократно. Примеры такого рода высказываний можно было увидеть в эпиграфах к данному разделу. Он, несущий Истину, также является и носителем разума, возникшего под действием Творческой Силы в ходе творения, согласно Божественному плану, из примитивного интеллекта на определённых ступенях развития материального мира.

Жизненные ценности и способы существования большинства людей определяются далеко не только разумом. Среди них есть и злоба, и жадность, и зависть. Всё это порождение сил, о которых мы поговорим ниже. Однако в каждом человеке есть от Сына Человеческого, поскольку он разумен. Именно поэтому каждый человек может стать подобным Сыну Человеческому [48]. В соответствии с основной аксиомой, люди, создав групповой разум, тем самым обеспечили абсолютную его выживаемость и возможность неограниченного развития индивидуального разума.

Разум является высшей формой интеллекта в живой природе. Прежде чем достичь этого состояния, он проходит длительный путь развития. Понятие индивидуального интеллекта в материальном мире однозначно связано с понятием живого, т. е. с классическим объектом, через который он проявляется. Поэтому жизнь есть форма существования иррационального интеллекта в материальном мире.

Мы будем выделять различные уровни развития интеллекта. В соответствии с определением, его зачатки присущи всему живому. Подробное исследование развития низших форм интеллекта не входит в мою задачу. Я ограничусь лишь ранее сделанным замечанием об их материалистической адекватности, т. е. отображении случайных находок на группу примитивных интеллектов с последующим их закреплением в соответствии с законами статистики. Кроме того, следует заметить, что примитивный интеллект живого не адекватен постулату Христа, поскольку он неразумен. Именно поэтому формы жизни, основу которых он составляет, имеют ограниченное пространственно-временное существование.

Новая форма интеллекта разум появляется на стадии осознания себя в рациональном мире. В этот момент впервые возникает возможность целенаправленного группового детерминированного развития. Появляется групповой разум, развивающийся по прогнозируемой схеме. Его задача – целенаправленно создавать наиболее благоприятные условия для стохастического поиска индивидуального интеллекта. В свою очередь, достижения индивидуального интеллекта создают новые возможности для развития группового. Появление разума и целенаправленного поиска резко ускоряет развитие. Разум с такими свойствами, в соответствии с основным постулатом ненасильственной философии Христа, неуничтожим.

Разум именно тем отличается от неразумного интеллекта, что он переводит (или, по крайней мере, стремится перевести) стохастический поиск интеллекта из области обеспечения выживания в область своего развития. (Проблема выживания для истинного разума есть чисто детерминированная проблема). Этим человек отличается от всех других форм живого. Однако на ранних ступенях развития человеческого общества это удел немногих.

Освобождение человека от основного свойства неразумного живого происходит в течение длительного времени. Среди людей существуют и те, которые умеют считать ситуацию, и те, кто, подобно животным, уповают на случай. Живут тем, «что Бог послал». Очень многие в течение весьма длительного времени остаются подобными зверю. Но даже и те, кто способен считать, свои возможности расходуют в основном на обогащение, но не на основное предназначение человека, коим является развитие разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: