double arrow

Развитие разума

Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь,

и немногие находят их.

Ев. от Матфея, 7, 14

Где двое или трое собраны во имя Моё,

там Я посреди них.

Там же, 18, 20

Определим понятие развития как рождение Иррациональным новых адекватных образований. Развитие в материальном мире – это, в частности, создание иррациональным (будь то неразумный интеллект или разум) материальных пространственно-временных форм. В материальном мире иррациональное порождает новые адекватные формы на базе созданных ранее материальных структур. В соответствии с этим, в материальном мире развиваться может только живое, поскольку только его основу составляет иррациональный интеллект. Материальные объекты сами развиваться не могут. Они деградируют, стремясь к своему концу. В естествознании это выражается законом роста энтропии.

В Учении Христа, в соответствии с основной аксиомой о триединстве, под развитием мы понимаем именно развитие разума. Иногда говорят о развитии человеческого духа. Однако качества души человека есть только предпосылка развития разума. Великий дух – это дар Божий. Он вне времени и вне пространства. Поэтому именно развитие разума есть главное в истории человечества. На ранних этапах выделяются, в основном, материальные и социальные формы, но основным условием всего развития остаётся совершенствование разума и знания, в основе которых лежит индивидуальный интеллект. Именно этот пункт принципиально отличает традиционные историко-социальные подходы от метода, основанного на Учении Христа. В основе современной социологии находится экономика (групповой процесс). Для нас же, понимающих под развитием развитие разума, основными являются понятия человека и его разума. Групповые понятия строятся из индивидуального. Именно поэтому в них проявляются новые, не известные ранее, свойства.

Процесс развития, как и всё в материальном мире, имеет индивидуальную (стохастическую) и групповую (детерминированную) компоненты. Назначение индивидуальной компоненты заключается в поиске новых идей, а групповой – в создании технологических форм на

базе этих идей, призванных улучшить материальные условия жизни и индивидуального поиска.

Весьма важно то, что средние возможности разума за время его рационального развития практически не меняются. Это связано с тем, что основу разума составляет интеллект, свойства которого не зависят от времени, поскольку иррациональный интеллект просто вне времени. За время существования разумного человека его потенциал к познанию абсолютно не изменился. Интеллект – это всегда случайная выборка из иррационального. Интеллект и потенциал к познанию у Юлия Цезаря едва ли ниже, чем у Бориса Ельцина, хотя последний, по-видимому, умел пользоваться даже радиотелефоном, а первый, скорее всего, не умел. Просто они принадлежат к разным мирам. Радикальные изменения интеллекта возникают только в периоды изменения форм его реализации. Стохастический интеллект живой природы приобрёл принципиально новые свойства и возможности только в период появления группового мышления, в период самоосознания. В этот момент детерминизм статистических закономерностей природы заменился детерминизмом разума, т. е. необходимым и достаточным условием появления разума явилось появление группового мышления и, как следствие, детерминированного разумного развития.

Далее напомним, что в основе развития индивидуального, а следовательно, и группового разума лежат стохастические флуктуации, случайные находки или неожиданные прозрения. Приведём несколько наиболее ярких примеров из области развития индивидуального разума.

Миллиарды людей видели до Ньютона падение яблока, но лишь ему пришло в голову, что из этого следует закон всемирного тяготения.

До Фарадея ставилась масса опытов по взаимодействию магнитного поля и проводника, но только слуга Фарадея, выполнявший функции лаборанта, обратил его внимание на то, что стрелка прибора дёргается лишь в момент сближения или отдаления магнита и проводника.

Только Антуану Беккерелю было суждено положить кусок породы, содержащей уран, рядом с фотопластинкой.

Макс Планк долго бился над проблемой излучения чёрного тела, пытаясь согласовать экспериментальную кривую с теоретическими построениями предшественников. И только введя предположение о том, что свет излучается порциями, он получил идеальное совпадение теории и эксперимента. В результате человечество получило принципиально новое решение проблемы сингулярности в виде отказа от пространственно-временного детерминизма, что радикально изменило наше представление о мире. В данном случае поразительно то, что он с самого начала представлял себе масштаб своего результата. Он говорил о кванте действия ħ: это «либо фиктивная величина, и тогда весь вывод закона излучения был в принципе ложным и представлял собой всего лишь пустую игру в формулы, лишённую смысла, либо же вывод закона излучения опирается на некую физическую реальность, и тогда квант действия должен приобрести фундаментальное значение в физике и означает собой нечто совершенно новое и неслыханное, что должно произвести переворот в нашем физическом мышлении, основывавшемся со времён Лейбница и Ньютона, открывших дифференциальное исчисление, на гипотезе непрерывности всех причинных соотношений».

Многие крупнейшие учёные XIX века масштаба Пуанкаре, Хевисайда и Лоренца бились над проблемой взаимосвязи механики и электродинамики. И только 16-летний Эйнштейн задал себе «глупый» вопрос: «Что увидит наблюдатель, если он будет двигаться со скоростью света?». Но в этом «глупом» вопросе по существу содержался ответ, поскольку в нём были объединены классический объект – наблюдатель – и одно из основных проявлений электромагнетизма – распространение света. В результате через 8 лет появилась специальная теория относительности.

Всё это совершенно случайные события, сделавшие наш разумный мир таким, каков он есть. В свою очередь, проявились эти грандиозные флуктуации только благодаря существованию классического детерминированного мира, достигшего состояния, когда эти вопросы стали «рентабельными». Этот принцип реализует одно из основных свойств индивидуального в материальном мире. Оно способно проявляться только при взаимодействии с групповыми структурами. И таких примеров множество.

Из приведённых примеров отчётливо видно, что спрогнозировать место и условия появления нужной для развития флуктуации абсолютно невозможно. Это чисто случайное событие. Её нельзя получить, обучая и воспитывая какую-то конкретную личность или выделенную группу лиц. Такая флуктуация появляется, Бог знает, откуда. Грандиозный интеллект Эйнштейна возник из какого-то патентного бюро, весьма далёкого от передовых рубежей науки, а флуктуация, обеспечившая открытие электродинамики, есть не что иное, как, в общем-то, неграмотный слуга. С другой стороны, крайне важно, что все они находились в сфере действия науки, т. е. адекватной групповой системы.

Развитие неразумного живого и разума принципиально отличаются. Стохастический интеллект живой природы при поиске нового вынужден перебирать все возможные варианты, предоставляемые иррациональной сутью мироздания. При резком изменении условий внешней среды скорость подбора нужной флуктуации может оказаться недостаточной за счёт огромного количества статистических возможностей различного рода изменений. Это может привести к гибели вида. В то же время разум, осознавший пространственно-временные свойства рационального мира, создаёт новые построения на основании предыдущего опыта, который позволяет ставить правильные вопросы, что даёт ему возможность отбраковывать огромное количество непродуктивных вариантов. Это обстоятельство принципиально выделяет разум и резко увеличивает скорость и качество его развития. В соответствии с аксиомой Христа, этого оказывается достаточно, чтобы сделать разум бессмертным. Разум всегда справится с возникающими перед ним проблемами. Этот критерий при выборе различных вариантов развития, как покажет дальнейшее, оказывается решающим. Из всех считаемых сценариев реализуется, в конце концов, именно тот, который приводит к развитию разума, т. е. тот, который адекватен постулату Христа.

Величина и частота соответствующих флуктуаций прямо зависят от числа носителей интеллекта, занятых поиском нового. Чем более сложная задача стоит перед сообществом, тем из большего числа носителей приходится делать выборку для получения результата. Например, алгебру способен освоить один из тысяч, а для освоения квантовой электродинамики, наверное, не хватит и многих миллионов. А для появления одной флуктуации в виде интеллекта А. Эйнштейна потребовался миллиард человек. Таким образом, развитие в рамках одной социальной формы происходит исключительно экстенсивными методами. С точки зрения практики развития, это очень важное обстоятельство.

Увеличение числа носителей интеллекта при росте сложности проблемы связано также и с ростом технологического и социального обслуживания подобного рода открытий.

Так, Пифагору для открытия законов геометрии потребовались лишь песок и прутик.

Галилей использовал шары, секундомер и Пизанскую башню.

Для опытов Майкельсона по определению скорости света относительно движущейся Земли была изготовлена достаточно сложная и точная оптическая аппаратура, что можно было сделать только в хороших производственных условиях.

Современные открытия в области элементарных частиц обеспечиваются национальными программами наиболее развитых стран или целыми содружествами государств.

Возможность направленного социального развития, определяемого постулатом Иисуса Христа, реализуется благодаря тому обстоятельству, что род людской весьма велик. В силу этого, для выполнения любой задачи дальнейшего развития, которая возникает в конкретных условиях, всегда будет найдена, в конце концов, та флуктуация, та личность, которая имеет соответствующий потенциал и адекватно воспринимает ситуацию [49]. При этом всегда просто непонятно, откуда и как возникает эта личность. Данная ситуация лучше всего, пожалуй, описана в русской народной сказке о репке. Тянут и дед, и бабка, и внучка, и жучка, и кошка. Все они на виду, их усилия грандиозны, но бесполезны. Но вот, Бог весть откуда, появляется «адекватная мышка», и вопрос решён.

Как будет показано ниже, Россия относится к системам, ценности которой принципиально не могут быть уничтожены. И вот, в период послевоенного противостояния, в период разрухи и угроз со стороны не ущемлённых войной США в стране создаются громадные коллективы во главе с И. Курчатовым и С. Королёвым, которые решают задачу ядерного паритета. Так было всегда и всегда будет. Ибо это есть требование развития, вытекающее из постулата Христа.

Весьма характерным обстоятельством является то, что адекватные преобразования принципиального свойства совершаются всегда неизвестными ранее личностями. Как раз в силу того, что они есть именно случайные флуктуации. В соответствии с терминологией К. Юнга, эти личности относятся к интровертному мыслительному типу. Из старого, из деградирующих элит выбрать подходящую личность практически невозможно, так как представители элит практически всегда поддерживают предыдущий статус просто потому, что они принадлежат к ним. Этот тип людей, как правило, экстравертен.

С другой стороны, видимая случайность прихода «адекватной мышки» есть только внешняя видимость. Внезапному появлению подобных личностей всегда предшествует грандиозная работа внутреннего целенаправленного развития. Именно этим обстоятельством объясняется их интровертность. Осознание личностью своего предназначения придаёт ей огромные силы для своего детерминированного развития. В силу этого, её потенциал, адекватно воздействующий на ситуацию, может стать достаточно большим, чтобы решить задачу преобразований в целях дальнейшего прогресса. Христос всегда даст человеку от Сути Своей, от Своего всеобъемлющего Разума, имеющего нетленную, иррациональную мощность, ибо «блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Ев. от Матфея, 5, 6 ).

Таким образом, мы видим, что развитие разума сопряжено с ростом числа носителей интеллекта, из которых производятся выборки, и с увеличением круга людей, занятых их обслуживанием и ростом материального обеспечения.

Весьма важно то, что нужное количество индивидуальных интеллектов, необходимых для получения адекватной флуктуации, связано с социальной организацией общества, так как именно социальная организация обеспечивает необходимые приоритеты и, следовательно, концентрацию нужных ресурсов, в том числе и человеческих, на решение тех или иных задач. При этом необходимо отметить, что в рамках одной социальной организации прогресс однозначно связан с ростом численности населения. Только изменение социальной организации способно обеспечить прогресс в необходимом направлении при неизменной численности населения за счёт изменения приоритетов развития.

Как правило, сравнительно малая часть общества имеет отношение к развитию. Большинство, обременённое материальными проблемами, не имеет возможности думать о чём-либо, кроме хлеба насущного. Ту часть общества, которая обеспечивает поиск новых идей развития, условимся именовать элитой общества (различные группы вкладывают в это слово различный смысл). Роль же большинства – в плане обеспечения развития – сводится просто к обеспечению элиты[50].

Развитие и обеспечивающие его элиты, как и всё в этом мире, имеет двойственную природу. Ту часть элиты, которая связана с развитием личных потребностей человека, будем именовать этим же словом, а ту часть истинной элиты, труд которой направлен на развитие фундаментальных ценностей всего человечества, – интеллигенцией.

Важнейший вывод, который мы должны запомнить, заключается в том, что чем более сложную идею должен произвести «эдисон», тем больше должен быть и массив человеческого интеллекта, из которого он возникнет.

В результате развития разума формируется общечеловеческий коллективный разум. Его основой являются откровения Пророков и наиболее выдающихся мыслителей. Задача такого развития – постижение законов этого мира и приобщение к потенциалу Создателя этого мира, Бога Отца. Полученными знаниями человечество должно руководствоваться во всей своей деятельности. Только тогда его жизнь будет наиболее гармоничной (внутренне непротиворечивой) и согласованной с окружающим миром.

Однако человечество на ранних этапах своего развития, пока потенциал коллективного разума невелик, вынуждено пользоваться «услугами» отдельных личностей и создавать коллективные формы общежития, которые принято именовать тираниями. При достижении достаточного потенциала коллективного разума, когда тирании становятся нерентабельными, начинается борьба между ним и разумом толпы. Разум толпы – злейший враг коллективного разума. Толпа руководствуется низменными инстинктами и соблазнами. Апофеоз безрассудства толпы в воплях: «Распни Его!». Наиболее ярко власть толпы проявляется в развитых демократиях, самых преступных социальных организациях в истории человечества, в которых разум толпы подменяется преступной страстью элиты к деньгам. Об этом мы поговорим в главе о формах социальной организации людей.

Таким образом, схема развития в материальном мире может быть представлена следующим образом. На определённом этапе происходит флуктуация, связанная с появлением новой идеи развития. В силу адекватности, эта флуктуация усваивается группой интеллектов, причастных к развитию. За счёт этого создаются условия для расширения этой группы и улучшения условий её работы. В расширенной группе возникает флуктуация большей амплитуды. И так далее. Эта схема развития не нуждается в каких-либо искусственных построениях. Ей требуется только то, что есть в реальной жизни: человеческий интеллект и его обеспечение. Не нужно ни тезисов, ни антитезисов, ни синтезов, ни борьбы противоположностей. Всё это не более чем мистика. Развитие разума, по своей сути, не может происходить в борьбе. В соответствии с аксиомой Христа, развитие – естественное состояние разума. Как будет показано в дальнейшем, насилие вообще и борьба в частности есть условие только неадекватного развития, никак не сопряжённого с развитием разума. Борьба и насилие в лучшем случае только формируют условия для развития разума на этапах существования неадекватных социальных форм. Само же развитие разума всегда есть естественный процесс, постоянно расширяющийся во времени и в пространстве [51].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: