Специальные иследования посвящонные житию Иоана Готского

Васильевский В. Г. Труды.- В 2 т., Т. 2.- Спб., 1912. С. 396-427.
Vasiliev A. A. The Goths in the Crimea.- Cambridge, Massachusetts, 1936.- P. 89-94.
Сведения из независимой грузинской традиции об Иоанне Готском можно почерпнуть из жития Св. Георгия Агиорита и мученичества Св. Або Тифлисского в изданиях:
Vita Sancti Georgii Hagioritae, tertii hegumenes Iberon // Analecta Bollandiana.- Т. С, & 51- P. 117.
Martyrologium sancti Abo Tiphlisi // Analecta Bollandiana, T. LII (1934).- P. 23-28- P. 37-42, 55.

3a 31 мая в греческом синаксаре из Оксфордской церкви Христа (Великобритания) значится:
В этот день - поминание преподобного отца нашего Иоанна1, епископа- Готфии3.
В дни царя Константина Взрослого"1 был в полном цвете преподобный отец наш Иоанн (между святыми) в стране готфов5.
Сын, рожденный по молитве, как в древности Самуил6, и воспитанный в подвижничестве от нежного возраста, превратился в пристанище Христа.
Придя же в Иерусалим7 и обойдя все почитаемые места в три года, вернулся домой. Когда же тамошний епископ8 был переведен Константином Старшим во фракийскую Ираклию9, он (Иоанн) возглавил кафедру10 по многочисленным просьбам тамошних христолюбцев, для чего они отослали его в Иверию11, (откуда) *он вернулся на родину после утверждения его епископом.
Когда же случилось в его стране восстание против хаганов12, и многие невиновные и не из-за Христа были преданы мечу (и многие невинные были преданы мечу и не из-за Христа враждовавшие друг с другом)13, ему удалось бежать, и переправившись в Амастри-дум, (где) он и провел четыре года. Услышав же о кончине кагана15, Он рек к бывшим с ним: «И я через сорок дней отойду судиться с ним пред ликом Христа». Так и случилось - через сорок дней, когда он поучал народ о спасении души, отлетел дух его к Господу. И вскорости прибыл его корабль"1 туда (и это было предсказано святым).
Тогда Георгий, святейший епископ Амастриды17, вложив его в гроб, с восковыми свечами и фимиамом, в сопровождении всего города отнес его на корабль. И переправив его в его собственный монастырь Парфенона18, положили его в священную раку14.
И многие чудеса случились после его кончины, случаются они и поныне и восхваляются живущими там. Но и живым он совершил их немало. Одних только записанных мы обнаруживаем десять (отдельных чудес)20, оставляя которые из-за их объема, мы кладем конец повествованию.

За 26 июня в синаксаре Константинопольской церкви значится:
Месяца того же (июня), 26 (числа). В этот самый день - поминание преподобного отца нашего Иоанна, бывшего епископом Готфии.
Он был (жил) при Константине и Льве Исавре21, происходя из страны Тавроскифов22, подчинявшейся власти (державе)23 Готфов, являясь сыном Льва и Фотины. Он был посвящен еще с детства, подобно Иеремии2'1 и Самуилу Великому, рожденному по молитве, (поэтому после рождения) тотчас был посвящен Богу.
Когда же он достиг в меру духовного и телесного взрослого состояния, решили возвести его на архиерейский престол. Своим собственным народом25 он был отправлен к кафолическому престолу26 Иверии и там был рукоположен.
Ибо ересь иконоборцев господствовала в римских областях27. После же кончины Константина и Льва28 он прибыл в Царственный град29 и много собеседовал с царицей Ириной30 о православной вере и вернулся обратно в собственную страну.
И там он подвергся многим опасностям (и мучениям) из-за того, что был предан собственным народом начальникам хазар. Бежав и оказавшись в Амастриде, что в Понте31, окончил жизнь и к Господу переселился.
Почитаемые останки (его) были перевезены на корабле и помещены в его монастырь Святых Апостолов, и в нем установлены32.

В синаксаре монастыря Филофея значится:
Сей преподобный отец наш Иоанн был епископом Готфии при царях Константине и Льве33, происходя из земли Тавроскифов34, что за Понтом, которая подчинена стране Готфов, из торжища, называемого (торжищем) Парфенитов35, урожденный сын Льва и фотины. А отец этого самого Льва происходил из так называемого Бона36, который расположен возле Полемония37 Понтийского38, и в военном округе39 Армениаков40 был кандофором41. Этот преподобный Иоанн, посвященный с детства подобно Иеремии и Самуилу, всецело был предан Богу. Ибо Фотина, мать преподобного, зачала его только после того, как в молитве к Богу ради дарования ей плода, (дала обет) привести его на служение Господу.
Родившись же и возросши, он придерживался подвижнического образа жизни42 почти с пеленок, подвизаясь словом и делом во всяческих добродетелях.
При царе же Константине43 тогдашний епископ Готфии, призванный к созванному тогда собору против святых икон44, и спрошенный о его мнении и подписавший (соборные постановления), был поставлен царем в митрополиты Ираклии Фракийской.
Поэтому православные (люди) Готфии, чтобы не приобщаться к нововведениям беззаконного собора, но обретаясь без пастыря, предложили этого самого преподобного Иоанна (для выбора) на должность пастыря45.
Он же, прежде этого отправившись в Святой град46 (и) обойдя всякое святое место и все стези Божьи47, вернулся обратно по окончании там третьего года.
Тогда только жители Готфии послали его в Иверию, к кафолическому престолу. И там, рукоположенный во епископы, он сохранил невредимыми догматы всеобщей церкви48 и правую веру.
По этому поводу он писал через Лонгина, дьякона своего49, патриарху Иерусалимскому50, чтобы созвать собор и послать ему определение веры. Тот так и сделал: он послал упомянутому преподобному показательные свидетельства о святых иконах, честных мощах и посредничестве святых, подобрав их из Ветхого и Нового Заветов и из всех избранных трудов отцов церкви51.
После кончины царей Константина и Льва52, когда царствовали Ирина и ее сын53, он (Иоанн) послал этот самый сборник Павлу, тогдашнему святейшему патриарху53, и, получив разрешение от августы55 Ирины, прибыл в царствующий град56, и вполне откровенно побеседовав со всеми о почитании святых икон в святой всеобщей церкви57, снова возвратился (восвояси).

Предчувствуя свою кончину, Павел, святейший патриарх, имея целью то же, что и преподобный (Иоанн)58, сошел с патриаршего престола, сделался монахом в монастыре Святой Богородицы Флора59 и клятвенно обязал августу отменить заблуждение60.
Тарасий61 же, протоасикрит62, будучи добродетельным и благоговейным, выбранный по кончине блаженного патриарха Павла и им самим одобренный, не пожелал принять на себя бремя и стать патриархом до тех пор, пока цари" не пообещали ему созвать собор, о котором (прежде) говорили.
И когда (прибыли) священные грамоты от четырех престолов64, богобоязненные мужи и священные грамоты от лица патриархов" (и когда получены были грамоты от четырех престолов, и прибыли богобоязненные мужи от лица патриархов), тогда сошлись отовсюду епископы. А блаженный Тарасий уже был рукоположен''6.
В первый раз67 заседали в храме Святых Апостолов68. И когда они возглашали догматы православия, толпа схолариев69, войдя с кинжалами и дубинками, распустила этот собор, оскорбив этим царское величие70. Поэтому (были) изгнаны они вместе с женами и детьми, около шести тысяч, а с ними и некоторые из еретиков-епископов. В ближайшее же время71 те (остальные) епископы и представители апостолического престола72, сойдясь в Никее73, изложили (и утвердили) определение православия.
А преподобный этот епископ Иоанн после этого своим собственным народом74 был выдан старшинам хазар75 за то, что он вместе с самим владетелем Готфии76, его старшинами77 и всем народом участвовал в восстании. Чтобы их страна не была подвластна упомянутым хазарам.
Ибо каган78, отправив войско, захватил их крепость по имени Дорос79, расположив в ней гарнизон80, который изгнал (затем) упомянутый преподобный епископ со своим народом81 и силой овладел клисурами (перевальными укреплениями)82.
Затем, видя, что архиерей выдан одним местечком (селением)8', они (его народ, старшины и владетель) перебежали к кагану, который пощадил владетеля Готфии, семнадцать же рабов каган казнил (обезглавил) невиновными84. '
Преподобный же, заключенный под стражу85, сбежав, сумел переправиться в Амастриду - христолюбивый город. И обретаясь там, на четвертом году, услышав о кончине кагана, рек: «И я, братие, через сорок дней отхожу судиться с моим преследователем пред ликом Судии и Бога!».
И действительно, на сороковой день, уча слову Божию и внушая всем (служащее) ко спасению (души), он предал дух свой в руки Бога, и тут же случился (в гавани) корабль его86 по его предсказанию.
Положив его в гроб, Георгий, святейший епископ Амастриды, и весь его город сопровождали его (Иоанна) до судна со свечами и фимиамом. И так он был переправлен в свой монастырь, названный в честь Святых Апостолов, в Парфенитах, и там был погребен. Произошло и некое чудо в (особенной) скорости его переправы87. Ибо упокоился он двадцать шестого (числа) июня месяца, и отплыв двадцать седьмого, двадцать девятого поспел ко всенощной в монастырь Святых Апостолов.
Этот монастырь преподобный снабдил всякого рода благоустроенными зданиями88, священной утварью и разнообразными книгами, и населил его множеством преподобных монахов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: