Основные направления патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях республики

Основными направлениями патриотического воспитания в школах республики являются национально-патриотическое, гражданское и гражданско-патриотическое воспитание.

На эти три направления опираются педагоги наших школ при составлении планов воспитательной работы.

Национально- патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувства гордости за свой народ и его историю.

Гражданское воспитание - это формирование правовой культуры, чёткой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность. Человеку с чёткой гражданской позицией до всего есть дело, он за всё чувствует себя в ответе. Для него понятие Родины свято. Убеждена в том, что формирование активной гражданской позиции надо начинать в начальной школе, а закладывается она в семье.

Гражданско-патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодёжью. Государство призвано обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. Молодежь должна чувствовать защиту своих прав со стороны государства.

Вся работа по патриотическому воспитанию строится поэтапно:

1 этап: начальная школа. На этом этапе педагоги школ стремятся воспитывать в детях гордость за историю своего края, уважение к государственному флагу, гербу и гимну. Очень плодотворны были в этом году встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Героями России. Младшие школьники охотно посещают музеи, выставки, библиотеки, поэтому учителя начальных классов старались, как можно чаще организовывать такие мероприятия, так как это способствует воспитанию у детей чувства патриотизма, уважительного отношения к старшим, любви к природе родного края.

2 этап: Y-IX классы. В это время подростки уже более осознанно осмысливают то, что происходит в мире и республике.

В школах это работа ведётся в школьных клубах: «Отечество», «Поиск», «Герои Ингушетии» и т.д., где подростки занимаются поисково-краеведческой деятельностью.

3 этап: X-XI классы. На этом этапе осуществляется подготовка юношей к службе в армии. Ребята получают теоретические знания на уроках ОБЖ. В это время некоторые из них начинают серьёзно задумываться о военной карьере. В перечисленных клубах ведется работа по ориентации учащихся на службу в рядах вооружённых сил, формируется готовность к выполнению воинского долга. В течение года в школах республики проводились мероприятия, посвященные 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Это тематические классные часы, выставки книг, конкурсы рисунков и плакатов, уроки Мужества, на которые приглашались ветераны войны. Из их рассказов ребята узнают, как важно готовить себя к службе в армии, воспитывать в себе готовность к преодолению трудностей, способность действовать в экстремальных условиях, закалять себя физически. В рамках школ проводились различные соревнования: «Весёлые старты», «Старты надежд», «А ну-ка парни». Педагоги школ применяли методические приёмы, способствующие пониманию величия духовной красоты ингушского народа.

Активно поисково - краеведческая работа велась в следующих школах:

СШ.№12с.Инарки;

школа интернат №4, школа- гимназия, CI1I №20 г. Малгобек;

СШ №1, школа-гимназия г. Карабулак;

СШ №5 ст. Орджоникидзевская, ООШ №3 ст. Троицкая;

СШ №1 ст.Нестеровская;

СШ с. Мужичи;

СШ №3 с. Кантышево;

СШ с. Далаково;

Школа-гимназия г. Назрань;

СШ №13 с. Плиево.

Не стану перечислять все школы, в которых ведётся такая же работа, но могу с уверенностью сказать, что во всех школах нашей республики воспитывают гражданско-патриотические чувства Памятью о павших героях, заботой о ветеранах войны.

Работа проводилась в рамках программ по патриотическому воспитанию. Это один из путей реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и программы по краеведению «Патриотическое воспитание граждан Ингушетии на 2002-2005 годы».

Реализация данных программ была одной из форм работы с детьми в период подготовки к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Учащиеся получили возможность прикоснуться к истории своей республики, встретиться с ветеранами ВОВ, готовились и проводились воспитательные мероприятия, классные часы. Цель организации обучения по программам:

воспитание гражданственности и патриотизма средствами краеведения, психологии, медицинской подготовки и физического воспитания, экскурсий по местам боевой славы на территории Ингушетии.

Задачи данных программ:

1. приобщение молодежи к героическому прошлому отечественной
истории, истории своего края.

2. воспитание чувства гражданского долга, ответственности за порученное дело, дисциплинированности, исполнительности.

3. сохранение и развитие чувства гордости за свою республику, ее военное прошлое.

4. развитие стремления к самосовершенствованию.

5. выработка психологической устойчивости (терпения, выдержки, смелости, выносливости).

6. развитие инициативы и самостоятельности.

7. создание условий для углубленного, практического освоения и закрепления знаний, умений, навыков, действий в экстремальных ситуациях.

8. развитие важнейших физических качеств, укрепление здоровья.

9. развитие чувства товарищества и взаимопомощи.

Такие программы - новая педагогическая модель, интегрирующая теоретические, практические знания и умения по гражданско-патриотическому воспитанию.

Вариативность программ позволили принимать участие в проекте не только подросткам, получившим объем знаний в клубах, предметных кружках, объединениях, по и неподготовленным группам детей.

Обращаясь к истории своего народа, ученик начинает осознавать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином своей Отчизны. В этом заключается сущность патриотизма. Опыт данных программ направлен на выявление специфики деятельности педагогических коллективов каждой школы республики, их функций, содержательного наполнения процесса воспитания в совместной деятельности детей и взрослых- участников проекта.

Предложенный опыт стал средством борьбы с формальным отношением к воспитанию в условиях школ. Сегодня мы утрачиваем самобытность народного творчества, забываются народные песни, традиции, теряется преемственность нравственных традиций. Это и побудило нас попытаться реализовать культурно-исторический потенциал ингушей в воспитательной работе с детьми. Следовательно, основным смыслом педагогической деятельности детско-юношеских объединений при реализации этих программ должны стать такие духовно-нравственные ценности как: культура, история, духовность. Это понимание и определяет основные содержательные идеи гражданско-патриотических программ, которые мы рассматриваем, как систему дополнительного образования военно-исторического направления, ориентированного на живую, актуальную связь с культурой и военным опытом прошлого Ингушетии.

Теоретической основой разработок программ стали: гражданско-патриотическое воспитание; концепции гуманистического воспитания и образования.

Военно-патриотическое воспитание, в конечном счете, это подготовка
человека к самопожертвованию во имя Родины, поэтому с глубоким
уважением относятся коллективы школ к нашим ветеранам ВОВ, их надо
всячески оберегать, уважать. Но для повседневной воспитательной работы
сегодня надо больше привлекать призывников российской армии, молодых участников боевых действий. Педагогический закон учета возрастных и
индивидуальных особенностей воспитанников сработает, если к мальчишкам придет почти их ровесник, прошедший войну. Его

воспринимают как равного, а седого ветерана как легенду.

На любом мероприятии, будь это День города, День Победы, День освобождения города Малгобека мы подчеркиваем роль Ингушетии при защите Кавказа. Как известно, битва за Кавказ явилась одним из крупнейших сражений ВОВ. Одной из страниц истории этой битвы в летописи войны является героическая оборона г. Малгобек. Отсюда гитлеровское командование готовило удар на Грозный и Баку. Наши земляки участвовали и в защите Брестской крепости, Сталинградской битве, в боях под Курском, в боевых действиях на мурманском направлении, участвовали в освобождении Украины, Белоруссии, Польши, Чехословакии, многие из них дошли до Берлина. Материалы школьных музеев дают возможность вспомнить имена наших земляков, участвовавших в этих битвах.

В соответствии с решением Совета ИПКРО РИ проведен Республиканский телевизионный конкурс «И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой», посвященный 60-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Телевизионный конкурс «И помнит мир спасенный, мир вечный, мир живой» способствовал объединению усилий всех граждан республики, общественных организаций, ветеранов и молодежи по подъему гражданско-патриотического воспитания в школах республики.

Организаторы конкурса ставили также задачу по выявлению участников ВОВ, увековечиванию памяти павших героев.

Конкурс проводился в три этапа. Каждый участник конкурса (школы республики), основываясь на исторических фактах и архивных материалах, готовил сюжетный материал об героических подвигах наших земляков. Материалы были включены в программу передач и транслировались ГТРК «Ингушетия».

В Оргкомитет конкурса поступили сценарии материалов о сражениях в ВОВ от общеобразовательных учреждений. Например, такие школы как: Гимназия с Али-Юрт Назрановского района. Открытый урок истории в 7 классе «Мгновения, рождающие героев»- учитель истории Гайтукиева Л.С.

Гимназия «Марем» г. Магас. Сценарий мероприятия «Люди из легенды»-организатор внеклассной работы Кадзоева Р.Х.

Гимназия №1.г. Малгобек. «Навечно в памяти народной»- сценарий мероприятия.

Составители- Поломкоева Д. Я.

Кл. воспитатели: Арчакова Л. М., Галаева Т.Б.

Учитель русского языка и лит-ры Дидигова З.А.

«И помнит мир спасенный» сш.№1 с. Экажево - сценарий мероприятия

Шк.-интернат№4 г. Малгобек.

В чем мы видим специфику патриотического воспитания. В том, что создаваемый педагогами духовный мир детей позволяет максимально приблизить содержание его воспитания и развития к совместной деятельности со взрослыми. В интенсивных процессах общения и деятельности ученик глубже познает истоки культуры, понимает значение победы в войне, патриотизма советских солдат.

Таким образом, основными задачами гражданско- патриотического воспитания являлись:

1.участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического воспитания молодежи.

2.изучение истории и культуры Отечества, родного края.

3. участие в подготовке и проведении мероприятий по увековечению памяти защитников Отечества.

4. участие в подготовке граждан к военной службе.

5. воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верность Родине, готовность служения Отечеству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: