double arrow

Проверка учета основных средств

Целью проверки учета основных средств является контроль правильности, полноты, целесообразности, эффективности ис­пользования основных средств и порядка их учета.

В проверку учета основных средств входят:

1) операции по поступлению, перемещению, выбытию, на­числению износа основных средств;

2) организации сохранности основных средств;

3) правильность определения первоначальной учетной стои­мости основных средств;

4) операции по переоценке (уценке, дооценке) основных средств;

5) правильность, полнота, своевременность документального оформления основных средств;

6) проверка проводимых текущих и капитальных вложений в основные средства (ремонт, реконструкция, модернизация);

7) операции по реализации основных средств;

8) анализ проводимых инвентаризаций.

Источниками информации по контролю и проверке учета ос­новных средств являются первичные документы по учету основ­ных средств (акты ввода в эксплуатацию, акты приема-передачи, инвентарные карточки, договоры покупки, передачи основных средств и т. д.). Проводится анализ учетной политики, учреди­тельных документов, анализируют ведомости, расчеты по начис­лению износа, а также порядок отнесения затрат по амортизации в состав расходов, в том числе в налогообложение. Проверке под­вергаются журналы, ордера, ведомости синтетического и анали­тического учета, корректность проводок, отражающих хозяй­ственные операции по учету основных средств, анализируют положения по учетной политике, а также порядок выполнения принципов учета основных средств, закрепленные в учетной


политике, анализируют правильность квалификации основных средств для того, чтобы подобрать процедуры проверки.

Основные средства могут классифицироваться следующим образом:

1) арендованные, собственные: переданные в оперативное управление или на право хозяйственного ведения;

2) находящиеся в эксплуатации на консервации, в запасе, на реконструкции и т. д.;

3) производственные и сферы социально-бытового обслужи­вания. Проверяющий должен проконтролировать порядок отнесения

основных средств к тому или иному виду, так как в соответствии с классификацией основные средства включаются в разные аморти­зационные группы и имеют разный срок службы и величину износа. Здесь необходимо уделить особое внимание правильной классифи­кации средств, так как суммы износа уменьшают налогооблагаемую базу и взыскиваются при расчете налога на имущество, а следова­тельно, могут повлиять на правильность исчисления налогов, а ошибки могут привести к применению финансовых санкций к субъекту проверок в виде штрафов, пеней.

Проверяя учет основных средств, необходимо убедиться в со­ответствии данных учета фактическому наличию, проверить со­стояние учета на соответствие действующему законодательству (Положения по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ, Ин­струкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете), установить, нет ли случаев незаконного списания основных средств, как ведется учет арендованных ос­новных средств (здесь проверяют порядок отнесения аренды ос­новных средств к кредиторской или долгосрочной, исследуя до­говорные отношения, оформление актов приема-передачи, ведения учета операций аренды, учет вложений, осуществления ремонта арендованных основных средств).

Также проверяют, ведется ли учет на забалансовых счетах 001, 005, допускается ли неэффективное использование средств, есть ли случаи формального проведения инвентаризации, не прово­дятся ли капитальные вложения под видом ремонтных работ.

При выявлении ошибок и нарушений следует определить сте­пень их влияния на искажение данных учета и отчетности, оце­нить последствия данных ошибок в налоговом учете, причины ошибок, а также виновных лиц и риск появления данных ошибок в будущем.



Сейчас читают про: