Целенаправленное и систематическое развитие самосознания, перехода его на более высокий уровень - базовое условие профессионального развития человека.
Профессиональное самосознание учителя - осознание педагогом себя в системе профессиональной деятельности, в системе педагогического общения, в системе собственной. (см. схему 1).
Каждый компонент в структуре самосознания необходимо рассматривать двояко: с точки зрения динамики и с точки зрения результата.
Фундаментальным психологическим условием творческой реализации педагогом его собственных профессиональных целей и ценностей является переход на более высокий уровень развития профессионального самосознания: противоречивое единство Я- отраженного. Я-действующего и Я-творческого задает и направляет безграничный путь педагогического самосовершенствования.
Психологические условия развития профессионального самосознания педагога неразрывно связано с преодолением трудностей, возникающих перед педагогом в его работе.
|
|
Употребляя вместо термина "трудности" термин "затруднения", А.К. Маркова* определяет их как "субъективно воспринимаемые человеком состояния остановки или перерыва в деятельности, столкновения с преградой или помехой, невозможности перехода к следующему звену деятельности".
Главные затруднения учителя, по мнению А.К. Марковой, связаны:
1. С отсутствием у него адекватных средств педагогической деятельности или общения;
2. С неиспользованием имеющихся у него средств.
Очень важными являются часто встречающиеся трудности педагога в самоконтроле и самокоррекции своего труда, которые выражаются в следующем:
- недостаточная полнота и системность психологических знаний,
- недостаточная рефлексия и низкая критичность но отношению к себе, когда учитель не видит в самом себе причин, мешающих ему понять ученика или влиять на него, не умеет связать пробелы в обучении и воспитании учащихся с недостатками своей собственной работы.
Кроме того, на развитие профессионального самосознания педагога так же влияет и его личностное становление. Ведь стоит отметить нравственные характеристики педагогической профессии в общественном сознании, которые обуславливаются следующим:
- убеждением того, что учитель должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры;
- нравственной мотивацией педагогической деятельности;
- нравственным характером общения и взаимодействия учителя с учащимися;
- целостным влиянием учителя на личность ученика, что требует от учителя элепатии, искусства понимания другого человека;
|
|
- способностью учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков, экспериментирования.
Педагог воспитывает прежде всего собственной личностью, ибо, как говорили древние, нельзя дать того, чего не имеешь.
*МАРКОВА Аэлита Капитоновна (р. 1934) - доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, академик Международной Академии акмеологических наук.
Область научных интересов: психология учения и его мотивации; психология обучения взрослых; закономерности возрастного развития, психология профессионализма. Специалист в области психологии развития, педагогической психологии, психологии профессионализма.
Окончила психологическое отделение философского факультета МГУ им. Ломоносова, аспирантуру в НИИ дефектологии
Академии педагогических наук. В течение длительного времени участвовала в экспериментальном конструировании учебных программ, направленных на мобилизацию резервов возрастного развития, на выявление условий повышения эффективности учебной деятельности и мотивации обучающихся, разрабатывала системный психологический подход к труду педагога.
А.К. Маркова - автор психологической концепции профессионализма, которая включает: психологические критерии, уровни, этапы продвижения человека к профессионализму, виды профессиональной компетентности, задачно-личностный подход к построению профессиограммы и модели специалиста. Данная концепция может быть использована в ходе профессионального самосовершенствования специалиста, при определении психологических основ профессиональной аттестации кадров, при разработке курсов введения в профессию в вузе, при построении программы практической помощи психологам и акмеологам, специалисту в его профессиональном совершенствовании.
· Публикации:
o Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992 (в соавт.).
o Психология труда учителя. М., 1993.
o Психология обучения подростка. М., 1995.
o Психология профессионализма. М., 1996.