Из табл. 7.2 и 7.3 также видны огромные финансовые затраты, связанные с устранением последствий системных банковских кризисов. За последние тридцать лет большинство переживших их стран выплатили вкладчикам компенсации за потерянные сбережения путем мобилизации госдолга. Эту тактику они выбрали под влиянием МВФ и обычно следовали ей независимо от того, действовала ли до краха банковского сектора официальная система депозитного страхования. В случае отсутствия таковой правительство, по мере
Табл. 7,2. Отдельные банковские кризисы: нефункционирующие ссуды и затраты на реструктуризацию финансовых секторов
|
Источник: Банк Англии, "Файненшиал стабилити ревью" ("Financial Stability Review"), июнь 2002 г., с. 162. * Примечание: кредиты частному сектору от депозитных банков. В показатели в скобках также включены кредиты прочих банков. |
Табл. 7.3, Во сколько обошлись банковские кризисы
|
Источник: П. Хонохан, Д. Клингебиль (МБРР). "Контроль за финансовыми расходами на банковские кризисы", 17 апр. 2000 г. (Patrick Honohan, Daniela Klingebiel, "Controlling Fiscal Costs of Banking Crises", The World Bank, April 2000).
|
|
|
|
Рис. 7.9. Суммарные международные резервные активы (1949—2000 гг.) Источник: МВФ, "Международная финансовая статистика" и годовые отчеты. |
развития банковского кризиса, как правило, объявляло о гарантии на все вклады в банковском секторе. Благодаря этому большинство стран получали возможность предотвратить цепную реакцию на всю банковскую систему, что усугубило бы ситуацию с денежным предложением, а также положение в банковском секторе и в экономике. С другой стороны, распространив гарантию на все депозиты, правительства оказались обязанными компенсировать и большинство потерь, связанных с уже фактическим крахом любого банка или банков.
Но выручать вкладчиков лопнувших банков стало делом крайне дорогостоящим. Как следует из предыдущих таблиц, издержки некоторых стран достигли 55% ВВП. В среднем же по 2 4-м банковским кризисам этот показатель (согласно
результатам исследования, указанным в табл. 7.2) составил 16% ВВП. Кроме того, с 1980 года ряд стран (Аргентина, Индонезия, Малайзия,
Филиппины, Таиланд, Турция) пережил два и более кризисов. И наконец, следует отметить, что многие из кризисов, перечисленных в предыдущих таблицах, все еще продолжаются. Так, Аргентина находится в таком глубоком кризисе, что правительство (и без того крупный должник) уже не сумело мобилизовать достаточный объем долгов для возмещения сбережений вкладчиков. И те бурно отреагировали на эти потери. За истекший год в результате кровавых бунтов несколько
правительств были низвергнуты, и политическая нестабильность сохраняется.
Далее, возьмем, к примеру, Японию. Ее банки вот уже десять с лишним лет охвачены кризисом. Правда, их вкладчики пока ничего не потеряли, но это — только благодаря гигантским суммам, которые правительство потратило, чтобы держать банки на плаву. Японский кризис еще не урегулирован, но госдолг уже вырос до 140% ВВП, вследствие чего рейтинговые компании были вынуждены понизить рейтинг японского суверенного долга до уровня, близкого к нигерийскому.
Как уже объяснялось ранее, из-за нарушенного равновесия в международном платежном балансе по миру прокатилась волна системных банковских кризисов. К сожалению, есть все основания опасаться, что и впредь их число и сила будут расти. Ведь за последние годы, когда дефицит текущего американского счета достиг небывалой высоты, нарушение равновесия
усугубилось. И пока долларовая ликвидность — побочный продукт американского торгового дефицита - будет по-прежнему наводнять мир, следует ожидать новых циклов в развитии пузырей активов.
|
|
Однако цикл "скачок долларового притока — скачок кредитования — гиперинфляция стоимости активов — системные банковские кризисы — крупные госкомпенсации" не может длиться до бесконечности. Его ограничитель — конечность госресурсов. И если в недалеком будущем эпидемия банковского краха не отступит, финансовые кризисы могут стать явлением столь же обычным, что и нынешние кризисы банковского сектора.
При дефляции экономических пузырей правительство обычно вынуждено нести два вида расходов, чтобы не допустить превращения последующего отката в кризис. Первый — это прямые расходы на компенсации вкладчикам лопнувшей банковской системы. Вторые — это покрытие годового финансового дефицита, который образуется от сочетания "упавшие доходы от налогов после лопнувшего пузыря + повышенные затраты на программы стимулирования + сети соцобеспечения".
Возьмем, к примеру, Японию как вторую мировую экономическую державу. Под занавес Великого японского пузыря правительство сумело уменьшить задолженность с 71,6% от ВВП (в 1987 г.) до 61,1% (в 1991 г.). Но в 1990-е годы происходила дефляция пузырей рынков акций и собственности, так что к концу десятилетия показатель госдолгов почти удвоился (115,8%) и с тех пор продолжал резко набирать высоту. К концу 2003 года он, по прогнозам ОЭСР, должен дойти до 152%.
К началу 1999 года японское правительство произвело денежное вливание в банковскую отрасль в размере 10 трлн иен (83 млрд долл. США). В дополнение, для поддержки экономического роста,
оно щедро субсидировало программы финансового стимулирования. В 2002 году финансовый дефицит Японии может, по оценкам, превысить 7% ее ВВП (см. рис. 7.10).
Рис. 7.10. Япония: дефицит и долг (с 1985 по конец 2003 г.) СЗ Долг/ВВП (слева) Профицит/дефицит, % ВВП (справа) |
Источник: ОЭСР.
Благодаря крупномасштабному
госвмешательству Япония избежала экономической депресии наподобие той, что охватила США, когда пузырь 19 2 0-х лопнул. Тем не менее экономика страны по-прежнему хрупка. С начала 199 0-х годов (т.е. начала дефляции пузыря) она пережила 3 упадка — и это несмотря на указанное госвмешательство.
|
|
Более того, ее банковский сектор по- прежнему испытывает серьезные трудности. Как указывает компания S&P, "японские банки сильно недокапитализированы. По данным Управления
финансовой службы, на конец марта 20 01 года поредевшие активы банковской системы составляют в сумме 43 трлн иен (8,3% ВВП). По оценкам же компании S&P, сделанным на перспективной основе, этот показатель втрое выше". В другом ее отчете констатировано следующее: "Таким образом, в 2 002 год банковский сектор вступает в состоянии, худшем, чем на любой момент предыдущего
и 24
десятилетия".
Поэтому в обществе растет обеспокоенность тем, на сколько еще времени у японского правительства хватит сил проводить столь наступательную кампанию по финансовому стимулированию. За послевоенный период ни одна другая страна из числа индустриально развитых не накопила таких огромных госдолгов. В силу этой и других причин компания S&P дважды в 2001 году и один раз в 2002 году понижала кредитный рейтинг Японии. Согласно последнему понижению, этот показатель упал теперь до уровня некоторых развивающихся стран.
Экономическое положение в Японии
усугублено еще и тем, что ее экономика по- прежнему сильно зависит от поставки товаров в США. В 20 00 году профицит ее торговли с США достиг 81,6 млрд долл. (т.е. почти 2% ВВП Японии)[18]. Более того, эта цифра показывает всю важность американского рынка для Японии. Ведь значительная часть товаров, которые японские корпорации продают американским потребителям, производятся либо за пределами Японии (в странах с низкой зарплатой), либо в пределах самих США (на предприятиях, принадлежащих Японии). Значит, в случае углубления спада в США японскому правительству пришлось бы увеличить расходы на покрытие дефицита, чтобы удержать экономику на плаву. В связи с этим мировое сообщество уже начало подумывать о том, какой же еще объем долгов Япония сумеет покрыть, не прибегая к опасному вынужденному средству — печатному станку.
Япония не одинока в своих финансовых трудностях. Многие страны во всем мире оказались в финансовых тисках — тисках, нередко связанных с системными банковскими кризисами. Перечень потерпевших довольно длинен и с каждым месяцем увеличивается. И пока мировой экономический дисбаланс сохраняется, продолжая вызывать гиперинфляцию стоимости активов, еще не одно правительство, пострадавшее от очередного краха банковской системы, пополнит этот список.
Финансовое здоровье американского
правительства — это забота номер один для всего мирового экономического организма. Но
перспективы здесь малоутешительны. Во второй половине 1990-х годов (эпохи неразумного расточительства) госдолг (в % ВВП) понизился, хотя в абсолютном исчислении долларовая сумма росла год от года (см. рис. 7.11). Однако теперь, когда период нисходящего движения после пузыря увеличился еще на год, бюджетный дефицит взял реванш.
Если вехи истории — это путеводитель, то на своем пути США, скорее всего, столкнутся с системным кризисом в финансовом секторе. Впрочем, не исключено, что развитие
секьюритизации отвело удар от коммерческих банков. Однако из-за развития избытков 1990-х годов для некоторых других подразделений финансового сектора возникла реальная угроза
необычайных потерь. Вообще, кризис может проявить себя и в страховом секторе, и на отдельно взятом предприятии или ПСГ, и в рамках банковского сектора. Но независимо от места действия правительство, по всей вероятности, будет вынуждено (по политическим причинам) затратить огромные средства на приведение дел в порядок.
В течение ближайших пяти лет расходы на помощь финансовому сектору перекроют рекорд финансового дефицита. Он будет расти по мере дальнейшего снижения налоговых доходов и роста затрат на программы стимулирования. Оценки, конечно, неутешительные — особенно на фоне гигантских неконсолидированных гособязательств перед системой соцобеспечения.
При резком мировом спаде в подобные финансовые тиски попадут и другие страны.
Подробности о долгах и ежегодном дефиците индустриально развитых стран — членов ОЭСР представлены в табл. 7.4 и 7.5. Что касается финасового положения развивающихся стран- нечленов, то в целом оно остается напряженнее.