double arrow

Итак, «великий колдун»

Тиран, хариджит, великий колдун. Благочестивые мусуль­мане, авторы хроник явно не испытывали особо теплых чувств к тому, кто практически начал создавать великую Сонгайскую державу; во всяком случае, они определенно ста­рались подчеркнуть свое суровое неодобрение его мораль­ных качеств (оценки итогов его военно-политической дея­тельности этими же хронистами — вопрос особый). «Притес­нителем, лжецом, проклятым» именует его «История искате­ля». «Был он притеснителем, порочным, несправедливым, кровожадным тираном», — вторит ей ас-Сади. Обе хроники рассказывают разные ужасы о злодеяниях, которые якобы совершались по повелению Али. «Он приказывал бросить дитя в ступку, а матери — толочь его. И мать толкла ребенка живьем, и его скармливали лошадям», — сообщает «История искателя». Особенное неудовольствие у авторов обеих хроник вызывало враждебное отношение Али к мусульманским за­коноведам и богословам. Они так и кипят негодованием, когда речь доходит до бесчинств, действительных или мни­мых, которые творились по приказанию сонни Али и были направлены против благочестивых факихов.

Так в чем же было дело? И действительно ли ши Али был таким страшным извергом? Попробуем в этом разобраться.

Что касается жестокости правителя, то нам, право же, труд­но судить, насколько правы или неправы авторы хроник. Не будем забывать, что речь идет о второй половине XV в. — времени, когда представления о гуманности довольно основа­тельно отличались от нынешних, и отнюдь не в одной только Африке. Очень может быть, что сонни Али и впрямь ви­новен был во многом из того, что ему приписывают. И все же, если бы дело заключалось только в личных качествах правителя, едва ли и члены семейства Кати, и ас-Сади

обратили бы на них такое пристальное внимание. В конце концов ведь и аския ал-Хадж М\хаммед I, которого они описывают с почтительным восхищением, тоже чрезмерной мягкостью не страдал и перед крутыми мерами, включая и кровопролитие, когда это бывало необходимо, не останавливался.

Нет, причины неодобрительных оценок лежат гораздо глубже. И даже столь возмущавшая и членов семейства Кати—Гомбеле, и ас-Сади неприязнь Али к факихам была лишь внешним выражением этих глубинных причин. Так же как и то, что Махмуда Кати и его потомков положение обязывало: как-никак, и Махмуд, и альфа Кати прочно связали свою судьбу и свою карьеру с аскиями — царями новой сонгайской династии, основатель которой Мухаммед Туре отнял власть у законного наследника сонни Али — его сына Бубакара, больше известного как ши Баро.

Конечно, обе хроники настойчиво подчеркивают: ислам-де ши Али был весьма поверхностным. Он отправлял многие обряды, органически связанные с прежними, домусульман-скими культами. Ас-Сади даже назвал его «великим колдуном». Характерно при этом, что если письменная традиция факихов Томбукту всячески выпячивает на передний план в истории Сонгай истового мусульманина ал-Хадж Мухаммеда, к тому же еще и проявлявшего незаурядную щедрость именно по отношению к факихам, то сонгайское устное предание откровенно предпочитает сонни Али. Это предание испытало сравнительно небольшое мусульманское влияние, и фигура Али, тесно связываемая с традиционными верованиями и их средоточием — древней столицей Кукийей, оказывается для передающих это предание ближе и понятнее. Впрочем, и само-то предание варьирует: в округе Томбукту мусульманские элементы в нем ощутимы сильнее, чем где-нибудь в Денди и соседних с ним областях. И там «великому колдуну» уделяют куда больше внимания, чем благочестивцу ад-Хадж Мухаммеду, хотя, конечно, и того не забывают. Не забывать-то не забывают, однако же и его стараются связать с доисламской религиозной и ритуальной традицией.

Собственно, даже и в этом ничего бы не было необычного: ведь так, как сонни Али, поступало по всему Западному Судану множество новообращенных мусульман, о чем мы уже говорили. Но говорили и о том, что первыми проповедниками ислама в Судане были сектанты-ибадиты, а Гао стал главным центром ибадитства в Западной Африке. И как раз хариджитские симпатии государей первой сонгайской династии вызывали такую непримиримую враждебность у факихов Томбукту (и в какой-то степени Дженне).

Томбукту создавался и достиг расцвета уже в ту пору, когда и в Северной, и в Северо-Западной Африке бесповоротно возобладало мусульманское правоверие в виде маликитства — одного из четырех «законных» богословско-правовых толков суннитского ислама. С XII в. общины хариджитов сохранялись лишь как отдельные островки — об одном из таких «островков», встреченных им на пути в столицу Мали, упоминал Ибн Баттута за столетие с лишним до воцарения сонни Али. Но в Гао, непосредственно связанном с Тахертом, главным центром хариджитов-ибадитов (нынешний Тиарет на территории Алжира), следы хариджитского влияния могли удержаться гораздо дольше. И вот уже хронист называет сонни Али «хариджитом»: по этой-де причине он и практиковал репрессии против ученых мужей Томбукту — признанного центра мусульманского правоверия на земле Западного Судана...

Если бы все было так просто! Конечно, мы имеем здесь дело с людьми средневековья, для которых догматические споры и сами по себе имели немалую ценность (да и только ли в средние века?). И попытки сонни Али как-то «уравновесить» в своей практике ислам и доисламские верования, оставаясь, в сущности, традиционным правителем, обладающим некими магическими способностями, определенно не могли нравиться мусульманской элите. Однако в основе противоречий лежали прежде всего факторы социально-экономического свойства.

Обе стороны в споре понимали необходимость политического объединения долины среднего течения Нигера. Порядок нужен был и царской власти, и факихам (к этому времени в значительной мере слившимся с купечеством). Но представляли они себе этот порядок по-разному. Для сонни Али речь шла о единой централизованной власти, позволяющей извлекать выгоду и из земледельческой колонизации, и из транссахарской торговли; и носителем такой власти он, естественно, видел себя — и только себя. А мусульманская верхушка в Томбукту, принимая как объективную неизбежность объединительную политику сонгайского государя — без объединения не могло быть стабильной и прибыльной торговли! — вовсе не желала установления эффективной царской власти над своим городом. Скорее она мыслила себе Томбукту как торговый город с теократической системой управления, максимально приближенной к постулатам мусульманской правовой теории. Здесь надо учитывать, что Томбукту был прежде всего торговым центром, а отнюдь не поселением дьяханке; культурная его роль, как ни вели­ка она оказалась, была все же вторичной. И экономи­ческие интересы верхушки города были привязаны именно к внешней торговле. В земледельческой колонизации новых земель эта верхушка практически не была заинтересована; мысль же о том, чтобы делиться с царской властью частью огромных по тем временам торговых барышей, вполне понятно, не вызывала у нее ни малейшего восторга.

Отсюда и вытекали претензии на сохранение максималь­ной автономии города, притом что безопасность на торго­вых путях обеспечивала бы царская власть. Но вот послед­нюю такая радужная перспектива никак не устраивала. Пото­му и возник тот конфликт между двором в Гао и факихами в Томбукту, который, то обостряясь, то внешне затухая, про­шел через всю историю Сонгайской державы XV—XVI вв. до самого ее разгрома марокканцами в начале 90-х годов XVI в., да и в разгроме этом сыграл отнюдь не самую благоприятную для сонгаев роль.

Но пока что до разгрома было еще очень далеко, и сонни Али начинал объединение земель по среднему Нигеру. Факихи в Томбукту, понимая, что рано или поздно, но подчи­ниться придется, все-таки пробовали сопротивляться: то они организовали массовое бегство в Валату всей городской верхушки, то попытались натравить на царское войско туа­регов, то ввязались в заговор против сонни. А ответом на все это неизменно оказывались репрессии: Али явно не склонен был к компромиссным решениям.

И все же к чести историков Томбукту надо признать, что несомненная личная антипатия к сонни Али не лишила их солидной доли объективности при его оценке как политика и полководца. В самом деле, за ним никак нельзя было не признать многих достоинств. «История искателя» рассказы­вает: «Был он победоносен и разорял любую страну, к которой обращал лицо. Войско, с которым он находился, никогда не бывало разбито: это был победитель, а не побежденный». Ас-Сади к этому отзыву добавляет: «Он обладал великой мощью и большой твердостью».

Всю свою жизнь сонни Али провел в походах. За 27 лет правления ему пришлось помериться силами со многими противниками. Первыми среди них были моси — опасный южный сосед, против которого в свое время оказались бессильны воины мандингских государей. Вскоре после своего вступления на престол сонни Али встретился в поле с прави­телем моси Комдао, разгромил и обратил в бегство его войско. Так началась целая серия походов на южных соседей, которая в конечном счете привела к установлению полного спокойствия на южных рубежах рождавшейся державы.

Но успехи в борьбе с моси имели все же лишь второстепен­ное значение. Главное внимание сонни Али и главные его усилия были обращены на запад и юго-запад: во второй половине XV в. сонгайский государь стремился к тому же, что за двести лет до него удалось Сундьяте и его ближайшим преемникам — объединить под своей властью весь торгово-ремесленный центр тогдашнего Судана, разме­щавшийся вдоль среднего течения Нигера. Только на сей раз завоевание шло в противоположном направлении — вверх по реке.

В 1468 г. правитель Томбукту, тот самый Мухаммед Надди, о котором у нас уже шла речь, призвал сонгай-ские войска к себе в город. За 35 лет своего влады­чества туареги, возглавляемые аменокалом Акилем аг-Малвалом, сумели достаточно убедительно продемонстрировать жителям все неудобства, какие влекло за собой господство кочевников над большим торговым городом. При этом туаре­ги не делали особого различия между простым народом и го­родской знатью. И именно поэтому верхушка города — пра­витель и окружавшие его крупные купцы и факихи — прояви­ла инициативу, призвав сонгайского царя принять город под свою высокую руку.

Вот как рассказывает об этом ас-Сади. «В конце своего правления, — пишет он, — туареги проявляли неспра­ведливость, творили многочисленные жестокости и притесне­ния. Они распространяли в стране разложение, силой выго­няли людей из их домов и насиловали их жен. Акил запре­тил жителям выплачивать томбукту-кою[23] обычные дары: из всего, что поступало в качестве дани, томбукту-кою, по обы­чаю, принадлежала треть. Когда султан приходил с кочевий и вступал в город, он из этих средств наделял своих людей, кормил их и оплачивал все свои щедроты. Две же трети султан распределял между своими людьми.

Однажды к султану поступили три тысячи мискалей золота, и он палкою, что была у него в руке, разделил их на три части для своих людей (обычай их — не касаться золота руками). И сказал султан: „Это — доля ваших одежд, это — доля ваших бичей[24], а это — вам в подарок". Те ответили ему: „Но ведь эта треть, по обычаю, принадлежит томбукту-кою...". Султан же возразил: „А кто такой томбукту-кой? Что он значит? И в чем его преимущество? Заберите это — оно ваше!"».

Это было уже слишком. Стерпеть — значило навсегда лишиться большей части тех громадных выгод, которые извлекала из караванной торговли немногочисленная группа крупнейших купцов и связанных с ними тысячами нитей факи-хов Томбукту. И вот, продолжает ас-Сади, правитель города «тайно послал к сонни Али, дабы тот пришел, а он-де сдаст ему Томбукту, и сонни будет в нем править. Он описал ему слабость Акиля во всем — слабость его власти и его тела. И в доказательство своей правдивости послал сонни сандалию Акиля — ведь Акил был человек очень маленький и щуплый. И сонни ответил ему согласием».

В конце января 1469 г. сонни Али вступил в Томбукту. Туареги не оказали сонгаям никакого сопротивления. Боль­ше того, узнав о приближении сонгайского войска, аменокал заблаговременно пригнал множество верблюдов и вывез из города семейства виднейших факихов. Ушли многие: отно­шение сонни Али к этой категории людей было доста­точно хорошо известно, да к тому же и наверняка преуве­личивалось молвой. Сонни Али и в самом деле, войдя в го­род, довольно круто обошелся кое с кем из оставшихся в нем богословов. И все-таки преследования эти почти наверняка не были столь ужасны, как потом расписывала их все та же молва, а вслед за нею и хронисты: у страха, как известно, глаза велики.

Во-первых, довольно скоро после добровольной эвакуации в Валату очень многие из беглецов проделали тот же путь, но в обратном направлении и спокойно водворились на преж­нем месте, не испытав от сонгаев никаких притеснений. Во-вторых, у сонгайского царя были определенные резоны для того, чтобы принимать суровые меры: он обвинял факихов, в значительной части выходцев из берберских племен Саха­ры и Северной Африки, в пособничестве туарегам — тради­ционным нарушителям порядка и устойчивости в транссахар-ской торговле. И надо признать, что поведение мусульман­ской верхушки Томбукту давало предостаточно оснований для такого рода обвинений. А в-третьих, те из факихов, кто с самого начала честно сотрудничали с новым господином го­рода, и вовсе не имели причин жаловаться на его дурное с ними обращение. Да и вообще ас-Сади, не связанный, как чле­ны семейства Кати—Гомбеле, высоким положением при сон-гайском дворе, добросовестно описав те жестокости, которые будто чинил сонни Али, вдруг совершенно неожиданно заяв­ляет: «Но при всех бедах, что причинил он ученым, сонни Али признавал их превосходство и говаривал:„Если бы не ученые, жизнь не была бы ни сладка, ни приятна!" Иным из них оказывал он благодеяния и почитал их. А когда выступил против фульбе племени санфатир, то послал много своих женщин в подарок старейшинам Томбукту и неко­торым из ученых и праведников». Кстати, сам Абдар-рахман ас-Сади был правнуком одной из этих женщин. Так, мало-помалу, сравнительно объективная оценка дея­тельности предпоследнего сонгайского государя первой дина­стии пробивала себе дорогу сквозь густой туман предубежде­ния. При всей неприязни купеческо-мусульманской верхушки Томбукту к сонни Али, купцы и факихи не могли не по­нимать, что, подчиняя себе среднее течение Нигера, этот, по выражению «Истории искателя», «могущественный госу­дарь, жестокий сердцем» делал нужное им дело.

Вслед за Томбукту наступила очередь Дженне. Этот город, как мы уже говорили, имел то преимущество, что стоял в самом центре внутренней дельты, среди бесчисленных рука­вов реки Бани, озер и болот. Обилие воды облегчало доступ в город купцам и в то же время надежно прикрывало его от врагов. Хотя в период расцвета Мали правитель Дженне — дженне-вере — и считался данником мандингов (причем даже не самого манден-мансы, а его жены), но хро­ники утверждают, будто жители города успешно выдержали 99 осад! Цифра эта, конечно, чисто легендарного свойства, но в самом предании очень хорошо отразилось уважение к богатому и самостоятельному городу, которое испытывали в Судане многие, включая и такого патриота Томбукту, как автор «Истории Судана». К тому же ас-Сади и свою обще­ственно-политическую деятельность начинал в Дженне има­мом мечети еще до того, как перебрался на аналогичный пост в мечети Санкорей в Томбукту.

Дженне ас-Сади вообще посвятил специальную главу свое­го труда, описав, в ней город подробно и красочно: «Дженне, — говорит он, — великий рынок мусульман. В нем встре­чаются обладатели соли из копей Тегаззы и хозяева золота с россыпей Биту. Эти благословенные россыпи не имеют

себе равных во всем этом мире. Люди находят в торговле в этом городе большую выгоду; в нем сложились круп­ные состояния, кои счесть может только Аллах.

Из этого благословенного города вТомбукту приходят ка­раваны со всех сторон света — с востока и запада, с юга и севера... Дженне окружен стенами, а в них было одиннадцать ворот; впоследствии трое ворот заложили, и их осталось всего восемь. Когда ты находишься вне города и в отдалении от него, он тебе кажется всего лишь рощей из-за обилия в нем деревьев. Но когда войдешь в город, то пока­жется, будто в нем нет ни единого дерева из-за плотной застройки...

Земля Дженне плодородна и возделана; она полна рынками во все дни недели. Говорят, будто в этой земле находится семь тысяч семьдесят семь селений, примыкающих одно к другому. Чтобы тебе доказать их близость друг к другу, достаточно сказать, что когда государю потребуется присут­ствие какого-либо человека, что живет в селении возле озера Дебо, то посланный выходит к воротам в стене и зовет того, чьего присутствия желает государь. Люди передают призыв от селения к селению; он достигает нужного человека в течение часа — и тот является».

Впрочем, объективность и на этот раз не изменяет нашему хронисту. Нравы жителей большого процветающего торгово­го города он оценивает, мягко говоря, несколько скепти­чески. «Жители города отзывчивы, благожелательны и со­страдательны...». Казалось бы, все прекрасно! Но... читаем дальше: «Однако же они по своей природе очень завистли­вы к мирским благам. Всякий раз, как увеличивается прибыль одного среди них, они объединяются в ненависти к нему, но не выказывают ему ее. И ненависть открывается, только если с ним случится какое-либо из несчастий судьбы... В этот момент каждый обнаруживает то, что у него есть из злых слов и деяний». И заметьте, что такая, говоря совре­менным языком, социально-психологическая характеристика предшествует восторженному описанию самого города.

Существеннее всего то, что ас-Сади, человек своего вре­мени и своего круга, твердо усвоил, что Дженне и Томбукту составляют две половины единого торгового центра в не раз уже упоминавшемся треугольнике нигерских городов, определявшем связи Западного Судана с внешним миром, со Средиземноморьем. И что, следовательно, благоденствие одного из них было неразрывно связано с богатством и про­цветанием другого.

Но не хуже Абдаррахмана ас-Сади в середине XVII в. по­нимал это и сонни Али во второй половине века пятнад­цатого. В начале 70-х годов сонгайское войско подсту­пило к стенам Дженне. Осада затянулась надолго; и осажден­ные и осаждающие испытывали жестокую нужду в продоволь­ствии. А взять город приступом сонгаи не могли: мешала вода, окружавшая город со всех сторон. В конце концов истощенные голодом защитники города все же сдались — произошло это в 1473 г. Победитель обошелся с Дженне в высшей степени милостиво: оказал почтение правителю горо­да (ас-Сади поясняет: «это и есть причина того, что до сего времени государь Сонгаи и государь Дженне сидят на одном ковре») и женился на его матери — вдове прежнего дженне-вере, умершего во время осады. Тем самым Али как бы закреплял за собой права на верховную власть над городом и прилегающими местностями. После этого сонни мог спокойно возвратиться в коренные сонгайские владения.

Взятием Дженне сонни Али завершил воссоединение экономического центра Западного Судана под верховной властью царей Гао. На месте десятков мелких владений установилась сильная, достаточно централизованная и рас­полагавшая в общем поддержкой крупного купечества власть сонгаев. Это и было результатом всей деятельности предпоследнего ши, этим важнейшим достижением и заслу­жил он ту высокую оценку, которую неохотно, так сказать, сквозь зубы, дает ему даже «История искателя»: «Он не оставил ни единой области, ни единого города, ни единого селения, куда бы он не пришел со своей конницей, воюя жителей этих областей и нападая на них».

Теперь, когда сонгайское государство заняло на полити­ческой арене Западного Судана то место, которое перед этим почти два столетия занимала держава Кейта, произошло смещение к северо-востоку центра тяжести всей караванной торговли. Скажем еще раз: с упадком Мали пришел в упадок и экономический центр, сложившийся вокруг Ниани, когда этот город был политической столицей страны. И совершенно закономерным оказалось и последующее возвращение торго­вого центра Судана в те места, где его существование было оправдано и географией торговых путей, и древними устойчивыми хозяйственными связями: в тот самый треуголь­ник, который образуют на карте три города — Дженне, Гао, Томбукту.

Неукротимый воитель, сонни Али и умер в походе. В ноябре 1492 г., возвращаясь из победоносной военной экспедиции в область Гурма, на правом берегу Нигера выше Гао (в языке сонгай слово «Гурма» и сейчас обозначает правый берег Нигера, так же как слово «Хауса» — левый), он утонул в одном из рукавов реки. Многочисленные его недоброжелатели, конечно, сразу же объявили такую смерть карой Аллаха за недостаточно почтительное отноше­ние к мусульманскому духовенству, да и вообще к предписа­ниям ислама.

Ко времени смерти сонни Али сонгаям подчинялась уже вся долина Нигера от Денди до озер Дебо и Фагибин. Всем было ясно: в Западном Судане складывается новая великая держава.

Завершать работу сонни Али досталось другому великому государю — ал-Хадж Мухаммеду I, основателю новой династии сонгайских правителей. После кончины Али престол перешел к его сыну Бубакару по прозванию «ши Баро». Войско, которым предводительствовал Али в своем последнем походе, провозгласило Бубакара царем и присягнуло ему. Но царствовать ему пришлось всего четыре месяца — даже добраться до Гао, столицы Сонгай, новый ши не успел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: