double arrow

Идеалы и нормы науки


Научное познание возникает из необходимости получения такого

знания об объективном мире, которое бы позволяло человеку эффективно

осуществлять предметно-практическую деятельность в соответствии с

законами объективной реальности, а не вопреки им. Такое знание еще в

античной философии стало называться истинным (истиной). С тех пор

обретение истинного знания, выражающего законы, по которым возникают и

существуют явления действительности, стало непременной целью научного

познания. Это, в сущности, и определяет сам факт возникновения и

функционирования в науке идеалов и норм научно-познавательной

деятельности, совокупность которых выражает представление как о целях

научного познания, так и способах их достижения. При этом идеал

выступает как целевая установка на деятельность, а нормы – как установки

на достижение этой цели.

Процесс познания, как было уже отмечено ранее, есть необходимая

сторона (аспект) предметно-практического отношения человека с

действительностью и потому имеет ценностное выражение: истинное (т.е.

научное) знание как ценность оказывается существенным образом,




связанным в сознании людей с такими базовыми ценностями человеческого

бытия как благо, красота (гармония), свобода, справедливость и др.

История человеческого общества – это и есть в своей основе история

взаимодействия общественного человека с природой, действительностью,

что и определяет исторически относительный, преходящий характер идеалов

и норм науки.

Это находит свое выражение, прежде всего, в установках сознания,

доминирующих в той или иной период истории. Так, еще на раннем этапе

становления научного познания ценность знания, тем более в численном

выражении, определялась в зависимости от успеха его применения для

решения практических задач. Именно освоение (осознание) образцов уже

практически решенных задач формировало установку на осмысление этого

успеха, например: численные решения практических задач путем

манипулирования с фигурами разной формы как этап формирования

будущей геометрии в Др.Египте и Др.Греции). Кстати, такого рода установка

на значимость образцов решения задач (как покажет история науки)

особенно характерна для этапа становления той или иной научной

дисциплины: классический пример – исторический процесс формирования

интегрального и дифференциального исчисления.

Это лишний раз подтверждает справедливость утверждения о том, что

установка на понимание ценности истинного знания как практически

наиболее эффективного явления инвариантной компонентой мировоззрения.

В качестве другого примера направляющей роли мировоззрения в научном



познании – натурфилософия И.Ньютона.

Итак, истинное знание как ведущая ценность, идеал научности – это

продукт познавательно-ценностного отношения к действительности. Уже в

этом своем качестве идеал науки выполняет важные функции отграничения

научного знания от ненаучного, определения направления познавательной

деятельности через этапы описания, объяснения (обоснование,

доказательство) и понимания, требующего уже всей полноты

познавательного процесса.

К собственно познавательным установкам, как правило, относят:

а) доминирующий стиль мышления (механистический,

диалектический); установки на практическую значимость, достоверность,

эстетическую и этическую ценность, на обоснованность, доказательность,

строгость (логическая непротиворечивость) знания;

б) установки на организацию самого процесса познания:

необходимость эмпирического материала и его теоретического осмысления;

движение научной мысли от постановки проблемы - к формулированию

гипотез через их проверку - к теории, как наиболее системной формы

организации научного знания и др;

в) наконец, исследовательские установки, учитывающие специфику

предмета (предметной области) познания. Например, в математике

отсутствует идеал экспериментальной проверки, эмпирического

обоснования; напротив, в физике – установка на экспериментальное

подтверждение ее математически организованных теорий, с одной стороны,



и на реализацию в них таких принципов как соответствие, инвариантность; с

другой: в биологическом познании такой доминирующей установкой

является идея эволюции и т.д.

Хорошо видно, что в своей совокупности эти установки образуют

своеобразную схему (сеть) методов исследовательской деятельности. Так,

согласно Т.Куну, именно идеалы науки задают стратегию исследования,

выбор конкретной теории (в ситуации конкурирующих теорий), в то время

как методологические (методические) правила конкретизируют и

направляют процесс познания в направлении достижения цели.

Понять исторический характер идеалов и норм науки и их роль в

познании лучше всего, соотнеся, для примера, два периода в истории науки:

классический и неклассический.

Итак, классический идеал научности:

- истинность – ценность и характеристика любых познавательных

результатов, претендующих называться научными. «Начала» Евклида как

эталон построения научной теории;

- фундаментализм, проявляющий себя в доминировании идей, общих

для всего научного познания, и форм организации математизированного

естествознания. Напомним, что фундаментальность теории определяется тем,

насколько она воспринимается как образец, демонстрирующий идеалы

объяснения, доказательности и организации знания. Именно такой теорией

для 18-19 веков была механика Ньютона;

- кумулятивизм в понимании характера становления нового знания;

- методологический редукционизм (формирование идеала на базе

«наиболее развитой области знания» (механика Ньютона) ;

- независимость науки от социокультурных условий. Идеал научного

знания – знание об объекте как он существует сам по себе, исключающее

всякий налет субъективности;

- объяснение истолковывается как достаточное с точки зрения

механических причин и субстанций (типа теплорода, эфира и т.п.);

- идеальная форма организации научного знания – это системно

развитая теория, объясняющая и предсказывающая опытные факты.

В целом классическая наука исходила из идеала объективно истинного

знания, из веры в существование неизменных принципов бытия природы,

человека, общества, из представления об единственно возможной теории и ее

однозначной связи с реальностью.

С началом 20-го столетия начинается период неклассической науки.

Лидером этого процесса, как и прежде, оказывается физика. Если в

естественнонаучной картине природы классической науки последними,

далее неделимыми частицами материи, из которых состоит вся природа

считались атомы, то уже в конце 19 столетия, наряду с явлением

естественной радиоактивности (распад атомов), был открыт электрон как

составная часть атомов. Позднее, уже в 20 столетии была предложена модель

структуры атома (Резерфорд – Н.Бор), состоящего из ядра (протон и нейтрон)

и находящихся на своеобразных энергетических орбитах вокруг ядра –

электронов. Такая модель атома стала возможной благодаря открытию в 1900

г. М.Планком дискретного характера излучения (гипотеза квант), позже,

экспериментально подтвержденную, в частности, объяснением явления

фотоэффекта А.Эйнштейном. Эти события в физике, в сущности, и открыли

дорогу познанию в мир атом, привели к возникновению новой, квантовой

физики (физическая картина классической науки исходила из положения:

природа не делает скачков, в ней все процессы непрерывны).

Квантовая физика ввела в картину природы совершенно неизвестные

для классической физики принципы дуализма частицы и волны (установила

связь вещества с полем, неопределенности (неточности) и дополнительности,

подвергло сомнению, в силу статистической природы микромира,

классическое ( в духе Лапласа) понимание детерминизма.

Другой революционизирующей областью физики 20 столетия стала

релятивистская картина пространства-времени (специальная и общая теория

относительности А.Эйнштейна), которая (как новая физическая теория

пространства-времени) убедительно доказывала, по словам известного

американского физика Р.Феймана, что даже те идеи, которые очень долго

держатся и, казалось бы, точно проверены тысячелетним опытом, могут

оказаться ошибочными.

Важной составляющей неклассической науки явилось мощное развитие

во второй половине 19 столетия социо-гуманитарных наук, что позволило

выявить социо-культурную природу языка науки (и, таким образом, самого

объекта познания), в целом процесса познания, увязать вопросы ценности

научного знания и ответственности науки за судьбу человечества.

Что же нового привнесла неклассическая наука в идеалы и нормы

научного познания? Назовем лишь некоторые из них:

- идеалом объективности и предметности научного знания становится

необходимость учета (квантовая физика) взаимодействия прибора и

микрообъекта;

- понимание объективной неустранимости всего, что относится к

человеку как субъекту познавательной деятельности;

- все большую роль в формировании научного знания начинают играть

идеи развития и системности, синтезируемые в концепцию глобальной

эволюции. Соответственно – диалектический стиль мышления как норма;

- возрастает роль методологических принципов научного познания;

- идеал «добротной теории» (Т.Кун) – это такая теория, идейный

потенциал которой и средства его реализации в теории позволяют расширить

область ее применения;

- научность знания не предопределяется созданием теории. Главный

критерий научности теории – способность решать проблему (ее

исследовательская продуктивность);

- в научное познание включаются новые принципы описания и

объяснения, такой, например, как принцип дополнительности;

- обоснование отныне пронизывает все уровни «научных состояний»,

связывая воедино цели, методы и научные факты;

- главным идеалом науки становится ее высокая социально-

практическая направленность и др.

Если попытаться свести все идеалы и нормы научности к некоторому

рабочему минимуму, то среди них следовало бы, по-видимому, назвать,

прежде всего такие, как предметность, решение проблемы, обоснованность

(эмпирическая, теоретическая), системность, не забывая при этом, что

прогресс науки отнюдь не самоцель – наука должна служить во благо

человека (общества).


Литература

Основная

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебн. М. 1996.

2.Введение в философию. Учебн. В 2-х тт. (под ред. И.Т.Фролова). 4.2.

М.1989.

З.Козин А.В. Научность, эталоны, критерии. М.1995.

4.Степин B.C. Структура и динамика научного познания // В.С.Степин,

В.Г.Горохов, М.А.Розов. Философия науки и техники. М.1995.

5.Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки.: Учебн.М.2005.

Дополнительная:

1. Степин B.C. Теоретическое знание. М.,2000.

2. Степин B.C. Философия науки. Общие проблемы. М.,2004.

З. Кун Т. Структура научных революций. М.,1975.

4. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. М.,1977.

5. Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории.

Томск.1977.

6. Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение. Историко-философский очерк.

Красноярск.,2000.

7. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М.,1984.

8. Горохов В.Г. Концепции современного естествознания.: Учеб.пособ.

М.,2003.

9. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания.: Конс.лекций.

М.,2002.

10. Современная философия науки. Хрестоматия. М.,1994.

11. Философия науки. Хрестоматия. М.,2005.







Сейчас читают про: