Системность научного знания как форма выражения его истинности

Выше шла речь о системе базовых категорий онтологии – «вещь-

свойство-отношение», методологическая роль которой связана, прежде всего,

с обеспечением концептуального единства знания. В самом деле, система

этих категорий, как было уже отмечено, занимает центральное положение во

всей концептуальной структуре знания, составляя ее ядро, т.е. все знания о

мире так или иначе всегда есть знания о свойствах и отношениях вещей,

наконец, о самих вещах как системно организованных формах бытия сущего

(бытие вещи как «существенное единство в существенном множестве»,

целое). Иначе говоря, как целое вещь существует и обнаруживает себя, свое

существование только в отношениях с иным сущим (с иными вещами) как

единство многообразного.

Такой характер объективного бытия вещи определяет тот факт, что

процесс познания вещи начинается с выделения ее (как фрагмента

действительности) в качестве объекта (предмета) познания; далее процесс

познания идет в направлении выявления ее свойств и отношений, затем –

познания ее сущностного единства и, наконец, к познанию ее как

тотальности, как единства многообразного (т.е.некой конкретности). Иными

словами, системный характер реального бытия вещи означает, что знание,

адекватно выражающее его, также должно быть системным. В целом это

движение познавательной мысли может быть охарактеризовано как процесс

восхождения от чувственно конкретного к абстрактному и от абстрактного к

конкретному, выраженному в различных формах логического мышления, в

том числе таких, как всеобщее конкретное.

Не трудно видеть, что в таком характере познавательного процесса

проявляется регулятивная (направление процесса познания) и организующая

(синтезирующая) роль системы категорий вещь-свойство-отношение.

Следует подчеркнуть, что любой фрагмент действительности (вещь как

объект познания) не дан в познании сразу целиком, во всей тотальности

своего бытия. На разных уровнях (этапах) процесса познания объект

предстает в разных формах единства (синтеза), отображающего его знания,

но это движение и есть процесс обретения истины. «Истиной формой, в

которой существует истина, - подчеркивал Гегель,- может быть лишь

научная система ее».

Наиболее простой формой системного представления знания об

объекте научного познания является понятие о нем как эмпирическом

объекте. Формой синтеза знания, в данном случае, будет определение.

Определение, как правило, отражает объект познания пока еще только

как некое внешнее единство свойств (характеристик), принадлежащих

(свойственных) ему как носителю. Знание вещи как существенного

множества свойств и отношений, характеризующих вещь как предмет и

принадлежащих ей как объекту познания, составляет основное содержание

развитого определения.

Более высокие формы синтеза научного знания дает теоретический

уровень познания. И здесь следует, прежде всего, выделить такие формы

синтеза знания как идея и теория.

Идея выражает сущность (внутреннее единство) вещи как объекта

познания и в этом смысле есть знание ее как абстрактного объекта.

Особенность гносеологического статуса идеи заключается в том, что она

подобно отражаемой ею сущности, заключающей в себе (потенциально) все

многообразие своих возможных проявлений, содержит, таит в себе новое

знание, которого не было в исходных для нее (до синтеза) определениях

вещи как эмпирического объекта познания.

Эта особенность идеи, как прекрасно свидетельствует история

научного познания, проявляется в процессе ее концептуального

развертывания в теорию, именно с ней связаны предсказательные

возможности теории.

Сказанное объясняет также, почему идея зачастую функционирует в

научном познании в форме гипотезы. Идея (идеи), будучи положена как

основание, из которого развертывается (развивается), все богатство

содержания теории, выступает уже в роли ее принципов. Например, идея

естественного отбора в теории эволюции видов (Ч.Дарвина), идеи

константности скорости света и относительности в теории относительности

(А.Эйнштейна) и др.

Научная теория позволяет отобразить объективную реальность, точнее

ее предметный аспект в действительности ее конкретного бытия. Иными

словами, частные теории есть ни что иное, как системы знаний об

определенных (предметных, т.е. ставших предметом научного познания)

аспектах объективной реальности (вещи самой по себе в ее гносеологической

независимости от субъекта). Чтобы перейти к познанию действительного

бытия объекта, следует, очевидно, синтезировать (привести в систему) все

многообразие его предметных определений.

В силу процессуальной природы и системного характера бытия

реального мира (любой его дискретной формы - вещи) познание

действительного бытия вещи оказывается познанием мира вещей, в конечном

счете, мира в целом. Вот почему высший синтез научного знания о

конкретном объекте может быть достигнут лишь в контексте теоретического

знания, отображающего мир, доступный человеку в формах его деятельности

в целом (как единство бесконечного многообразия сущего).

Предметный анализ бытия объективной реальности представлен в

научном познании многообразием конкретно-научных теорий. Как

абстрактный объект мир в целом (с точки зрения всеобщих определений и

принципов бытия) представлен в философской картине мира; как

действительный мир (как система конкретно всеобщих определений и

принципов) – в научной картине мира. Научная картина мира, таким образом,

представляет собой высшую форму синтеза конкретно-научного знания о

действительности.

Заметим, что подобно тому, как идея, развертываясь в теорию,

становится знанием конкретного (т.е. действительного) бытия вещи

(объекта), философская картина мира опосредуясь конкретно-научным

знанием, развертывается в научную картину мира.

Совершенно очевидно, что мир в целом не дан человеку в его

эмпирическом опыте, но он дается человеку в его деятельности и

посредством деятельности. Процесс познания постоянно стимулируется и

детерминируется практической деятельностью, представляя собой

непрерывно расширяющийся и углубляющийся синтез знаний о мире.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: