Выше шла речь о системе базовых категорий онтологии – «вещь-
свойство-отношение», методологическая роль которой связана, прежде всего,
с обеспечением концептуального единства знания. В самом деле, система
этих категорий, как было уже отмечено, занимает центральное положение во
всей концептуальной структуре знания, составляя ее ядро, т.е. все знания о
мире так или иначе всегда есть знания о свойствах и отношениях вещей,
наконец, о самих вещах как системно организованных формах бытия сущего
(бытие вещи как «существенное единство в существенном множестве»,
целое). Иначе говоря, как целое вещь существует и обнаруживает себя, свое
существование только в отношениях с иным сущим (с иными вещами) как
единство многообразного.
Такой характер объективного бытия вещи определяет тот факт, что
процесс познания вещи начинается с выделения ее (как фрагмента
действительности) в качестве объекта (предмета) познания; далее процесс
познания идет в направлении выявления ее свойств и отношений, затем –
|
|
познания ее сущностного единства и, наконец, к познанию ее как
тотальности, как единства многообразного (т.е.некой конкретности). Иными
словами, системный характер реального бытия вещи означает, что знание,
адекватно выражающее его, также должно быть системным. В целом это
движение познавательной мысли может быть охарактеризовано как процесс
восхождения от чувственно конкретного к абстрактному и от абстрактного к
конкретному, выраженному в различных формах логического мышления, в
том числе таких, как всеобщее конкретное.
Не трудно видеть, что в таком характере познавательного процесса
проявляется регулятивная (направление процесса познания) и организующая
(синтезирующая) роль системы категорий вещь-свойство-отношение.
Следует подчеркнуть, что любой фрагмент действительности (вещь как
объект познания) не дан в познании сразу целиком, во всей тотальности
своего бытия. На разных уровнях (этапах) процесса познания объект
предстает в разных формах единства (синтеза), отображающего его знания,
но это движение и есть процесс обретения истины. «Истиной формой, в
которой существует истина, - подчеркивал Гегель,- может быть лишь
научная система ее».
Наиболее простой формой системного представления знания об
объекте научного познания является понятие о нем как эмпирическом
объекте. Формой синтеза знания, в данном случае, будет определение.
Определение, как правило, отражает объект познания пока еще только
как некое внешнее единство свойств (характеристик), принадлежащих
(свойственных) ему как носителю. Знание вещи как существенного
|
|
множества свойств и отношений, характеризующих вещь как предмет и
принадлежащих ей как объекту познания, составляет основное содержание
развитого определения.
Более высокие формы синтеза научного знания дает теоретический
уровень познания. И здесь следует, прежде всего, выделить такие формы
синтеза знания как идея и теория.
Идея выражает сущность (внутреннее единство) вещи как объекта
познания и в этом смысле есть знание ее как абстрактного объекта.
Особенность гносеологического статуса идеи заключается в том, что она
подобно отражаемой ею сущности, заключающей в себе (потенциально) все
многообразие своих возможных проявлений, содержит, таит в себе новое
знание, которого не было в исходных для нее (до синтеза) определениях
вещи как эмпирического объекта познания.
Эта особенность идеи, как прекрасно свидетельствует история
научного познания, проявляется в процессе ее концептуального
развертывания в теорию, именно с ней связаны предсказательные
возможности теории.
Сказанное объясняет также, почему идея зачастую функционирует в
научном познании в форме гипотезы. Идея (идеи), будучи положена как
основание, из которого развертывается (развивается), все богатство
содержания теории, выступает уже в роли ее принципов. Например, идея
естественного отбора в теории эволюции видов (Ч.Дарвина), идеи
константности скорости света и относительности в теории относительности
(А.Эйнштейна) и др.
Научная теория позволяет отобразить объективную реальность, точнее
ее предметный аспект в действительности ее конкретного бытия. Иными
словами, частные теории есть ни что иное, как системы знаний об
определенных (предметных, т.е. ставших предметом научного познания)
аспектах объективной реальности (вещи самой по себе в ее гносеологической
независимости от субъекта). Чтобы перейти к познанию действительного
бытия объекта, следует, очевидно, синтезировать (привести в систему) все
многообразие его предметных определений.
В силу процессуальной природы и системного характера бытия
реального мира (любой его дискретной формы - вещи) познание
действительного бытия вещи оказывается познанием мира вещей, в конечном
счете, мира в целом. Вот почему высший синтез научного знания о
конкретном объекте может быть достигнут лишь в контексте теоретического
знания, отображающего мир, доступный человеку в формах его деятельности
в целом (как единство бесконечного многообразия сущего).
Предметный анализ бытия объективной реальности представлен в
научном познании многообразием конкретно-научных теорий. Как
абстрактный объект мир в целом (с точки зрения всеобщих определений и
принципов бытия) представлен в философской картине мира; как
действительный мир (как система конкретно всеобщих определений и
принципов) – в научной картине мира. Научная картина мира, таким образом,
представляет собой высшую форму синтеза конкретно-научного знания о
действительности.
Заметим, что подобно тому, как идея, развертываясь в теорию,
становится знанием конкретного (т.е. действительного) бытия вещи
(объекта), философская картина мира опосредуясь конкретно-научным
знанием, развертывается в научную картину мира.
Совершенно очевидно, что мир в целом не дан человеку в его
эмпирическом опыте, но он дается человеку в его деятельности и
посредством деятельности. Процесс познания постоянно стимулируется и
детерминируется практической деятельностью, представляя собой
непрерывно расширяющийся и углубляющийся синтез знаний о мире.