Дисциплинарные и общенаучные картины природы (мира)

Строго говоря, о научной картине мира можно говорить, лишь начиная

с эпохи Нового времени. По сути, только в 18-19 столетиях наука выделяется

в относительно самостоятельную сферу познавательной деятельности,

результаты которой стали синтезироваться в форме целостного образа мира,

включающего представление о природе и человеке (обществе). Лидерами

этого процесса стали математика и физика. В истории научного познания

начинается этап дисциплинарно-организованной науки; этот процесс

происходит и в современной науке, характеризуясь усилением

междисциплинарных взаимодействий.

В результате интегральные (системные) образы объективного мира

получают представление в локальных (дисциплинарных) картинах мира

(физическая научная картина мира, химическая научная картина мира и т.д.),

научной картине природы, включая человека (пример такой формы синтеза

научного знания в рамках механической картины природы представлен в

сочинении «Человек-машина» выдающегося деятеля французского

просвещения 18 века– Ламетри), наконец, в такой предельной форме

систематизации научного знания, как научная картина мира. Ярким

примером дисциплинарной научной картины мира может служить

физическая картина мира классического периода развития науки, начатая

усилиями Галилея и Ньютона и завершенная Максвеллом Гельмгольцем.

Современная наука также находится в процессе формирования научной

картины мира и уровень ее развития будет, очевидно, характеризоваться той

степенью синтеза научного знания, в соответствии с которым

«естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой

науки о человеке включат в себя естествознание. Это будет одна наука».

Какова же структура, что включает в себя научная картина мира?

Это, во-первых, философское знание, выраженное в категориях и

принципах бытия всего сущего (оно играет роль фактора интеграции

теоретических результатов различных областей (дисциплин) научного

знания); во-вторых, логически организованные принципы, законы, теории,

характеризующие основные сферы материального и духовного бытия. Иначе

говоря, научная картина мира на каждом этапе своего развития включает

основные результаты научного познания, абстрагируясь от методов их

получения, что, однако, не исключает методологическую роль научной

картины мира в целом в познании. Работает следующая логика научного

познания: более общая форма систематизации научного знания выступает

методологическим ориентиром как более фундаментальное знание при

построении и развитии менее общей. Однако реальное взаимодействие

научной картины мира и дисциплинарных (локальных) научных картин мира

отнюдь не является односторонним движением «сверху» в «низ», поскольку

в каждой из частных (локальных) научных картин воплощается системное

представление об объективной реальности (природе, мире) как едином

целом, но со своей специфической (дисциплинарной) точки зрения. Так в

физической картине мира первого этапа классического периода развития

науки вся природа представляется с точки зрения атомизма, принципов и

законов механического движения, абсолютного пространства и времени; для

химической научной картины природы – природа живая и неживая – это

сложная система качественно различных химических реакций, переход

веществ из одного состояния в другое, сфера непрерывного химического

движения; в биологической же научной картине природы – неорганическая

ее форма (физическая, химическая природа) предстает в качестве

естественных условий возникновения и развития жизни, а органическая – в

качестве целостного единства разнообразных форм жизни.

Научная картина мира есть, конечно, теоретическая схема, модель в

которой фиксируются, как было уже сказано, в виде принципов,

фундаментальные, (сущностные) связи и характеристики отображаемой

реальности, что позволяет в контексте научной картины мира не только

объяснять и предсказывать эмпирические факты, но и конструировать

конкретные теоретические модели (например, как это имело место в

классической электродинамике), где явления электромагнетизма

рассматриваются в контексте механической научной картины мира

(механики Ньютона). Более того, эвристический потенциал научной картины

мира позволяет выявить (сформулировать) а затем и реализовывать

посредством практической деятельности такие направления эволюции

природы, возможность актуализации которых для самой природы

маловероятна, (но не противоречит ее закона).

Как соотносится научная картина мира и мировоззрение?

Мировоззрение, философия и научная картина мира? Прежде всего, отметим,

что, в мировоззрении всегда присутствует (в той или иной степени)

онтологический, когнитивный, ценностный и деятельностный аспекты.

Мировоззрение выполняет роль своеобразной «ментальной карты» с

которой человек сверяет свои поступки и ориентируется среди вещей и

событий реальной жизни.

Научная картина мира, конечно, не тождественна мировоззрению, хотя

и содержит «сокровенные убеждения» человека (Т.Кун).

В самом деле, мировоззрение, в отличие от научной картины мира

заключает в себе глубоко личностные переживания человеком своих

отношений с миром. Но мировоззрение, как было отмечено, имеет и

онтологический, бытийный аспект. Из чего следует, что научная картина

мира, ее содержание, так или иначе, участвует в формировании

мировоззрения исследователя.

Более того, именно через мировоззрение исследователя

методологический и эвристический потенциал научной картины мира

реализуется в постановке научных проблем, в определении круга

допустимых теоретических и эмпирических задач и выборе средств их

решения.

Научные картины мира (общая, природы, дисциплинарная)

формируются в процессе актуально осуществляемого синтеза важнейших

достижений научного познания. В этом смысле становление и развитие

научной картины мира происходит как бы внутри самой науки, следуя

собственной логике научного познания. Однако, это только одна сторона

дела. Другая – связана с той ролью, которую играет в этом процессе

философия.

Научное познание по самой исторической логике своего

возникновения и развития связано с философией, испытывает влияние

философских принципов, положений, которые могут входить в содержание

научной картины мира (например, принцип объективности, принцип

детерминизма в той или иной своей исторической форме, принцип

познаваемости и др.). В свою очередь, философское осмысление новых

фундаментальных достижений научного познания приводит к более

глубокому осмыслению содержания философских принципов (классический

пример – развитие концепции детерминизма, пространства и времени и др.).

Именно через философское осмысление фундаментальных результатов

научного познания, последние входят, включаются в культуру.

Все это позволяет заключить, что взаимосвязь мировоззрения,

философии и научной картины мира - это та структура системы,

развивающегося знания, которая определяет не только стратегию

исследований, но и включение их результатов в культуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: