Философские основания науки

Для того чтобы уяснить место и роль философского знания в

основаниях науки следует напомнить о двух фундаментальных функциях

философии, которые она выполняет в жизни человека (общества):

мировоззренческой и методологической. Наличие этих функций легко

объяснить, если учесть, что с самого зарождения философии в недрах

мифосознания в фокусе философского познания (размышления) находится

человек.

Осуществляя опыт осмысления своего бытия в мире, человек

естественно занимает эгоцентрическую позицию, ибо его существование в

мире начинается лично для него с его самого.

Это позволяло (уже в рамках мифосознания, благодаря образно-

аналитическому стилю мышления) с одной стороны, констатировать

дискретный характер природы (мир как бесконечное многообразие всего

сущего и человек в ряду этого многообразия), с другой - установить

(выявить) различные формы проявления единства этого бесконечного

многообразия сущего. В дальнейшем, по мере утверждения понятийно-

аналитического стиля мышления, вера человека в его приобщенность к

некоему природному целому трансформируется в идею мирового единства,

объясняемого наличием универсального (всеобщего) закона (принципа).

Эта историческая логика становления философии делает понятным

почему рациональное осмысление человеком своего бытия в мире (процесс

самосознания) может выполнить эту свою мировоззренческую задачу лишь

будучи познанием всеобщих универсальных характеристик и

основополагающих принципов (первых принципов, согласно Аристотелю)

бытия всего сущего.

Именно в философии выявляется деятельностная природа человека

как социального существа, именно с таким характером бытия человека,

формирующегося в процессе антропосоциогенеза, связывается

возникновение сознания, способность человека к мышлению, сама

возможность и границы познания.

Реальный мир (как выясняет философия) предстает человеку в формах

его деятельности, посредством которой человек и практически и

теоретически осваивает действительность. Категории философии

представляют всеобщие формы этой деятельности и, тем самым, выступают в

качестве форм бытия и познания всего сущего. Философские категории – это

своеобразные «универсалии культуры», в содержании которых системно

представлен исторический накапливаемый опыт осмысления, понимания и

переживания человеком своего бытия в мире.

К числу таких категорий относятся, прежде всего, категории онтологии

(вещь, свойство, отношение, качество, количество, мера, связь, движение,

пространство, время, материя, дух, необходимое, случайное, возможное,

действительное и др.), теории познания (сознание, мышление, знание,

истина, метод, объяснение, понимание и др.), аксиологии (категории,

характеризующие человека как субъекта предметно-практической

деятельности, его отношения к целям, ценностям социальной жизни: человек,

общество, красота, добро, вера, надежда, долг, справедливость, свобода и

др.).

Следует отметить, что в ряду категорий философии базовой для

формирования философского учения о сущем (онтология) является система

понятий вещь-свойство-отношение, центральное положение в которой

занимает категория «вещь» (вещь как определенная реальность материальной

или духовной природы, как дискретная форма бытия всего сущего)

поскольку любое знание, какое мы имеем о том или ином фрагменте

реального мира, ставшего предметом познания, есть знание, выражаемое в

понятиях свойства, отношения вещи (все, что сказывается, сказывается о

вещи. Аристотель, Гегель.).

Именно система категорий вещь-свойство-отношение позволяет

использовать весь спектр категорий онтологии как философского учения о

сущем, выявить процессуальный (диалектический) характер бытия всякой

вещи, представить реальность в философской картине мира как объективный

процесс, сформулировать и раскрыть содержание важнейших принципов

бытия и познания: объективности, всеобщности, универсальной связи,

детерминизма, системности, развития, познаваемости и др. Не трудно

видеть, что категории и принципы философии выполняют чрезвычайно

важную методологическую функцию, направляя и организуя процесс

познания, деятельность человека в целом.

Следует отметить, что философское знание функционирует в обществе

как бы на двух уровнях: в контексте той или иной сферы деятельности

(конкретно-научной или какой-либо другой) – это, так сказать, практический

(или эмпирический) уровень функционирования философского знания; и

теоретический уровень (уровень формирования и развития собственно

философского знания как систематически развитого учения о бытии человека

в мире – философской картины мира).

Нас в данном случае интересует именно практический уровень

функционирования философского знания. В научной деятельности

философия обнаруживает себя, прежде всего, в мировоззрении

исследователя, а также в проблемах его области научного познания,

осмысление которых требует выхода за рамки данной конкретно-научной

области в более широкий познавательный контекст (научная картина мира,

философская картина мира). История познания убедительно свидетельствует,

как эти уровни функционирования философского знания тесно

взаимодействуют друг с другом, создавая предпосылки для успешного

развития науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: