Для того чтобы уяснить место и роль философского знания в
основаниях науки следует напомнить о двух фундаментальных функциях
философии, которые она выполняет в жизни человека (общества):
мировоззренческой и методологической. Наличие этих функций легко
объяснить, если учесть, что с самого зарождения философии в недрах
мифосознания в фокусе философского познания (размышления) находится
человек.
Осуществляя опыт осмысления своего бытия в мире, человек
естественно занимает эгоцентрическую позицию, ибо его существование в
мире начинается лично для него с его самого.
Это позволяло (уже в рамках мифосознания, благодаря образно-
аналитическому стилю мышления) с одной стороны, констатировать
дискретный характер природы (мир как бесконечное многообразие всего
сущего и человек в ряду этого многообразия), с другой - установить
(выявить) различные формы проявления единства этого бесконечного
многообразия сущего. В дальнейшем, по мере утверждения понятийно-
аналитического стиля мышления, вера человека в его приобщенность к
некоему природному целому трансформируется в идею мирового единства,
объясняемого наличием универсального (всеобщего) закона (принципа).
Эта историческая логика становления философии делает понятным
почему рациональное осмысление человеком своего бытия в мире (процесс
самосознания) может выполнить эту свою мировоззренческую задачу лишь
будучи познанием всеобщих универсальных характеристик и
основополагающих принципов (первых принципов, согласно Аристотелю)
бытия всего сущего.
Именно в философии выявляется деятельностная природа человека
как социального существа, именно с таким характером бытия человека,
формирующегося в процессе антропосоциогенеза, связывается
возникновение сознания, способность человека к мышлению, сама
возможность и границы познания.
Реальный мир (как выясняет философия) предстает человеку в формах
его деятельности, посредством которой человек и практически и
теоретически осваивает действительность. Категории философии
представляют всеобщие формы этой деятельности и, тем самым, выступают в
качестве форм бытия и познания всего сущего. Философские категории – это
своеобразные «универсалии культуры», в содержании которых системно
представлен исторический накапливаемый опыт осмысления, понимания и
переживания человеком своего бытия в мире.
К числу таких категорий относятся, прежде всего, категории онтологии
(вещь, свойство, отношение, качество, количество, мера, связь, движение,
пространство, время, материя, дух, необходимое, случайное, возможное,
действительное и др.), теории познания (сознание, мышление, знание,
истина, метод, объяснение, понимание и др.), аксиологии (категории,
характеризующие человека как субъекта предметно-практической
деятельности, его отношения к целям, ценностям социальной жизни: человек,
общество, красота, добро, вера, надежда, долг, справедливость, свобода и
др.).
Следует отметить, что в ряду категорий философии базовой для
формирования философского учения о сущем (онтология) является система
понятий вещь-свойство-отношение, центральное положение в которой
занимает категория «вещь» (вещь как определенная реальность материальной
или духовной природы, как дискретная форма бытия всего сущего)
поскольку любое знание, какое мы имеем о том или ином фрагменте
реального мира, ставшего предметом познания, есть знание, выражаемое в
понятиях свойства, отношения вещи (все, что сказывается, сказывается о
вещи. Аристотель, Гегель.).
Именно система категорий вещь-свойство-отношение позволяет
использовать весь спектр категорий онтологии как философского учения о
сущем, выявить процессуальный (диалектический) характер бытия всякой
вещи, представить реальность в философской картине мира как объективный
процесс, сформулировать и раскрыть содержание важнейших принципов
бытия и познания: объективности, всеобщности, универсальной связи,
детерминизма, системности, развития, познаваемости и др. Не трудно
видеть, что категории и принципы философии выполняют чрезвычайно
важную методологическую функцию, направляя и организуя процесс
познания, деятельность человека в целом.
Следует отметить, что философское знание функционирует в обществе
как бы на двух уровнях: в контексте той или иной сферы деятельности
(конкретно-научной или какой-либо другой) – это, так сказать, практический
(или эмпирический) уровень функционирования философского знания; и
теоретический уровень (уровень формирования и развития собственно
философского знания как систематически развитого учения о бытии человека
в мире – философской картины мира).
Нас в данном случае интересует именно практический уровень
функционирования философского знания. В научной деятельности
философия обнаруживает себя, прежде всего, в мировоззрении
исследователя, а также в проблемах его области научного познания,
осмысление которых требует выхода за рамки данной конкретно-научной
области в более широкий познавательный контекст (научная картина мира,
философская картина мира). История познания убедительно свидетельствует,
как эти уровни функционирования философского знания тесно
взаимодействуют друг с другом, создавая предпосылки для успешного
развития науки.