Тема 2. Классификации методов исследования личности

Отечественные и зарубежные классификации методов исследования личности. Метод (метод исследования) – способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления научного исследования. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта.

В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, - понятие метода распространяется на различные области практики.

Психология складывалась из разных наук.Поэтомусо временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это — методы философии и социологии, мате­матики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и ме­дицины, биологии и истории и ряда других наук.

Благодаря применению методов естественных и точных наук, пси­хология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем само­наблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюде­ния за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились при­чиной того, что психология долгое время оставалась философствую­щей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями. Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.

Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практи­чески полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного экспери­мента и измерения.

Методы исследования личности — совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности человека. По форме и условиям проведения различают: экспериментальные и неэкспериментальные (например, анализ биографий и т. п.), лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские (психодиагностические).

Дифференциация метолов исследования личности по содержанию определяется принципами интерпретации предмета психологии личности. В зависимости от доминирующего аспекта рассмотрения выделяются:

1) как индивидуальности;

2) как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений;

3) как идеальной представленности в других людях.

Соответственно первому аспекту выделяются субъектная и объектная ориентация в построении методов исследования личности. Субъектная ориентация представлена проективными (см. тесты проективные) и психосемантическими методиками (см. метод семантического дифференциала; метод семантического радикала), направленными на характеристику основных образующих индивидуального сознания — смыслов и значений.

Объектная ориентация, исходящая в основном из теории черт личности, представлена личностными опросниками (см. опросники личностные), шкалами межличностного восприятия (см. восприятие межличностное), приемами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида, совокупностью ряда приемов оценки психофизиологических параметров индивида.

Определенное единство субъектных и объектных исследовательских ориентаций достигается в рамках деятельностной трактовки личности, исходящей из взаимосвязи стабильного и динамического в сознании и деятельности (генетические методы изучения развивающейся личности (см. эпистемология генетическая), методы исследования установок и диспозиций личности, надситуативной активности (см. активность надситуативная), уровня притязаний и т. д.).

В отечественной психологии показано, что данные, полученные в результате исследования личности как индивидуальности, не могут быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межличностных отношений — индивидуально типическое выступает существенно по-разному в зависимости от уровня развития той общности, в которой интегрирована личность. В связи с этим (второй аспект) используются социально-психологические методы исследования личности в группах и коллективах (социометрия, референтометрия, приемы изучения ролевого поведения и др.).

В третьем аспекте построения и использования методов исследования личность выступает как внутри, так и за пределами межиндивидуального взаимодействия (идеальная продолженность субъекта в других людях — персонализация) и т. п. В рамках указанной ориентации складывается особый принцип исследования личности: метод отраженной субъектности (анализ личности индивида через его представленность в жизнедеятельности других людей, в их мотивациях и т. п.).

Наиболее известной в психологии является классификация Б.Г. Ананьева (схема 1). Анализируя методы исследования, Б.Г. Ананьев выделяет четыре их группы: 1) организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого явления в течение нескольких лет), комплексный);

2) эмпирические, куда входят: а) обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); б) экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или, по Б.Г. Ананьеву, психолого-педагогический); в) психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа); г) праксиметрические методы, по Б.Г. Ананьеву, приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ); д) метод моделирования (математическое, кибернетическое и др.) и е) биографические методы (анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека);

3) обработка данных, куда входят методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа;

4) интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод.

Интерпретационные

Схема 1

Классификация методов психологического исследования.

Методы организации исследования. Сравнительный метод широко используется во всех областях психологии. В психологии сравнительной реализуется в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции. В этнопсихологии воплощается в выявлении психологических особенностей различных народов. В психологии возрастной выступает как метод срезов.

Лонгитюдный – метод длительного и систематического изучения одних и тех же испытуемых, позволяющий определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально лонгитюдный метод (как метод продольных срезов) складывался в детской и возрастной психологии в качестве альтернативы методам поперечных срезов. Самостоятельная ценность метода заключается в возможности предсказания дальнейшего хода психического развития и установления генетических связей между его фазами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: