Тема 6. Исследование самосознания, самоотношения, самооценки и самоактуализации личности

Самосознание как объект психологических исследований. Сложность строения Я-концепции человека. Методы диагностики самосознания, самоотношения и самооценки. Исследование половозрастной самоидентификации. Методы изучения и диагностики смысловой сферы личности. Методики диагностики ценностей личности и ценностей конфликтов. Самоактуализация личности и проблема ее измерения. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Опросники самоактуализации личности. Психодиагностика самосознания и ценностно-смысловой сферы личности Самосознание как объект психодиагностики. Проблема социальной желательности. Сложность строения Я-концепции человека. Самоотношение и самооценка, их активная защита личностью. Шкала Я-концепции Теннеси. Шкала детской Я концепции Пирса-Харриса. Шкала самоуважения М. Розенберга. Тест двадцати утверждений на самоотношение (Кто Я?) М. Куна и Т. Мак-Партланда. Символические задания на выявление «социального Я» Б. Лонга,Р. Циллера, Р. Хендерсона. Опросники самоотношения (ОСО) и методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина. Шкалы МИС: Открытость – Закрытость, Самоуверенность, Саморуководство, Отраженное самоотношение, Самоценность, Самопринятие, Самопривязанность, Внутренняя конфликтность, Самообвинение. Методика «Размещения себя на шкале» Т. Дембо – С. Рубинштейн и ее модификации для исследования особенностей самооценки и самоотношения. Опросник Г.Н. Казанцевой по самооценке школьников. Диагностика самооценки А.С. Будасси (1971), в которой интегральный показатель отражает степень соответствия представлений о своем «идеальном» и «реальном» Я, содержит методологическую ошибку. Самооценка отражает только представление о реальном Я. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания В.С. Мухиной и К.А. Хвостова для диагностики типов поведения в ситуации фрустрации в возрасте 9-18 лет. Методика управляемой проекции для оценки эмоциональноценностного отношения к себе. Методика исследования детского самосознания (половозрастная идентификация) Н.Л. Белопольской. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева как адаптация теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, составленного на основетеории стремления к смыслу жизни и логотерапии В.Франкла. Определение составляющих смысла жизни человека: цели в жизни, процесса жизни (интереса и эмоциональной насыщенности жизни), результативности жизни (удовлетворенности самореализацией), локус контроля – Я (Я – хозяин жизни), локус контроля – жизнь (управляемость жизнью). Методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева – диалоговая методика для определения смыслов жизни человека. Методика «Жизненные цели» Э. Диси, Р. Райн в модификации Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова. Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича для выявления иерархии терминальных и инструментальных ценностей в жизни человека. Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина для диагностики 8 жизненных целей (терминальных ценностей) и значимости 5-ти жизненных сфер. Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной для оценки жизненных ценностей личности в различных жизненных сферах и определения, их направленности. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности. Самоактуализация личности и проблема ее измерения. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Опросник личностных ориентаций Э. Шострома (POI) и его отечественные адаптации. Самоактуализационный тест (САТ) (2 основных и 12 дополнительных шкал). Вопросник самоактуализации личности (САМОАЛ) (11 шкал). Опросник личностной ориентации (ЛиО).Десять видов эмоциональной направленности личности по Б.И. Дадонову.и «Ориентационная анкета» Б. Басса в адаптации В. Смейкала и М. Кучера для выявления преобладающей направленности личности на себя, на других и на дело. «Личностный дифференциал» (ЛД) Бажина и Эткинда для определения значимых оценок (самооценок) личности, особенностей отношений личности со значимым социальным окружением. Шкалы: Уровень самоуважения, Развитость волевых сторон личности, Экстравертированность.Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССП-98) В.И. Моросановой для оценки сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека. Шкалы основных регуляторных процессов: Планирование, Моделирование, Программирование, Оценивание результатов; Шкалы регуляторно-личностных свойств: Гибкость, Самостоятельность. Диагностика толерантности как устойчивости личности. Опросник описания уверенности в себе Рейзаса. Шкала общей само-эффективности Р. Швацера и М. Ерусалема. Опросник саморефлексии телесного потенциала Г.В. Ложкина и А.Ю. Рождественского. Опросник «Суверенность психологического пространства» С.К. Нартова-Бочавер. Опросник диагностики застенчивости Ф.Зимбардо. Тест диагностики застенчивости А.Б. Белоусова и И.М. Юсупова. Опросник социально-психологических установок личности О.Ф. Потемкиной. Шкала самомониторинга М. Снайдера. Опросник «Человек и природа» Э.А. Альнера и М.К. Семенова для диагностики мировоззренческого, когнитивно-аффективного и поступочного компонента экологического сознания личности. Понятие психологической защиты. Исследования проявлений защитных механизмов. Проявление работы защитных механизмов в проективных методиках. Индекс жизненного стиля Р. Плучека, Г. Келлермана, Г. Конте для диагностики защитных механизмов: вытеснение, отрицание, замещение, компенсация, реактивное образование, проекция, рационализация и регрессия. Методика «Копинг-поведение» Э. Хайма для определения когнитивных, эмоциональных и поведенческих копинг-стратегий как сознательных стратегий преодоления стрессовых ситуаций. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера в адаптации Т.Л. Крюковой. Психологические автобиографии как способ получения сведений о важнейших событиях, этапах жизненного пути человека, отношения к прожитому и особенностях антиципации. Опросник «Психологические затруднения» Т.Л. Романовой для экспресс-диагностики уровня субъективных переживаний индивидом своих жизненных трудностей (неудовлетворенность собой, общением, семейными отношениями, отношениями с детьми). Шкала субъективного благополучия измеряет уровень психоэмоционального самочувствия человека, связанное с эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами. Исследования и диагностика уровня притязаний. Диагностика уровня притязаний. Исследования уровня притязаний Ф. Хоппе. Методика Ф. Хоппе. Лабиринты Х. Хекхаузена. Моторная пробаШварцландера. Решение анаграмм.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: