Тема 7. Исследование интеллектуальной сферы личности

Психологические исследования сенсорно-перцептивных свойств, внимания и сенсомоторных реакций, памяти и мнемических свойств, мышления, воображения и представления, когнитивного стиля познавательной деятельности. Измерение интеллекта. Диагностика одаренности и креативности. Психодиагностика когнитивных способностей Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств Диагностика восприятия формы, пространства, движения, цвета, времени, слуховое восприятие, обнаружение изменений характеристик внешней среды, восприятие текста, зрительная работоспособность. Диагностика ориентации в пространстве. Оценка точности восприятия времени. Восприятие длины линии. Восприятие угловых величин. Методики «Компасы» и «Часы» для оценки ориентации в пространстве. Тест Торндайка для оценки избирательности восприятия. Плоские фигуры Г.Фалькельта для исследования зрительного и осязательного восприятия. «Кубики Коса» для оценки особенностей пространственного восприятия. Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций Диагностика аттенционных свойств: устойчивость, концентрация,распределение, переключение, избирательность внимания. «Корректурная проба» Бурдона и «Кольца» Э.Ландольта для оценки устойчивости и концентрации внимания. «Таблицы Шульте» и «Черно-красные таблицы» Шульте-Горбова для оценки концентрации, устойчивости и переключаемости внимания, умственной работоспособности. «Перепутанные линии» Рисса для оценки устойчивости и концентрации внимания. Методика Мюнстерберга на определение избирательности внимания. «Расстановка чисел» для определения произвольности внимания. «Интеллектуальная лабильность» для оценки концентрации внимания и быстроты действия. «Числовой квадрат» для оценки объема распределения и переключения внимания. «Счет по Крепелину» для оценки устойчивости, объема и динамических характеристик внимания. «Интеллектуальная лабильность» («Тест простых поручений») для изучения концентрации внимания и быстроты действий. Тест Поппельрейтера для изучения распределения внимания. Методы изучения объема внимания. Методика Пьерона-Рузера для оценки степени устойчивости, объема и динамических характеристик внимания. Куб Линка для оценки устойчивости внимания, сообразительности, эмоциональных реакций. Тахистоскоп для определения готовности реакции (порог восприятия, наблюдательность), концентрации и избирательности внимания, скорости адаптации, волевого усилия, утомляемости. Психодиагностика памяти и мнемических свойств Диагностика непроизвольного запоминания, кратковременной и оперативной памяти, образной и смысловой памяти, словесно-логической памяти, сохранения в долговременной памяти, обучаемости. Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву. «10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспособности, внимания. «Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой информации. «Узнавание лиц» для оценки памяти на лица. «Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и сообразительности. «Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти. «Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности. кала памяти Д.Векслера (7 субтестов: ориентировка и осведомленность; ориентировка во времени и пространстве; психический контроль; логическая память; воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке; воспроизведение геометрических фигур; воспроизведение парных ассоциаций). «Тест визуальной ретенции» Бентона для исследования зрительной памяти и пространственного восприятия. «Тест памяти» Мейли для оценки зрительной и слуховой памяти. Психодиагностика мышления Диагностика видов, свойств и операций мышления. Репродуктивное и продуктивное внимание. Диагностика предметного, символического, знакового и образного мышления. Исследование критичности мышления. Выделение закономерностей. «Простые аналогии» и «Сложные аналогии» для оценки способностей устанавливать логические связи и отношения между понятиями. «Числовые ряды» для оценки логико-математических способностей. «Счет в уме» Крепелина для оценки скорости математических вычислений. «Выявление существенных признаков», «Исключение лишнего», «Четвертый лишний» (вербальный и невербальный варианты) для оценки способности к обобщению и абстрагированию, способности выделять существенные признаки. «Отношение понятий», «Сложные ассоциации» для оценки способности к установлению логических взаимосвязей. «Количественные отношения» для оценки способностей к логическим умозаключениям. «Классификации» для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. «Толкование пословиц и метафор» для оценки способности к абстрактному мышлению, его уровня, целенаправленности, критичности. «Рассказ с пропущенными словами» для определения целенаправленности мышления, контроля и критичности мышления. «Вербальный лабиринт» для оценки пластичности и переключаемости внимания. Тест Э. Вартегга «Круги» для исследования невербальных компонентов мышления и креативности. «Тест комбинаторных способностей» и «Кубики Кооса» для оценки уровня развития конструктивного мышления. Методика Выготского – Сахарова и ее модификации для исследования уровня сформированности понятийного мышления. Определение понятий. Методика А.С. Ланчиса для оценки уровня когнитивной гибкости мышления. Ассоциативный эксперимент для диагностики особенностей мышления. Тест пространственного мышления (ТПМ) для выявления особенностей пространственного мышления в процессе создания образа (оперирование формой и величиной объекта) и оперирования образами (изменение пространственного положения, преобразование структуры образа, изменение положения и структуры образа одновременно). Тест на выполнение логических операций над геометрическими объектами (ЛОГО) для выявления умения выполнять логические операции (аналогии, классификации, построения закономерностей) над геометрическими фигурами. Психодиагностика воображения и представления Диагностика имажинитивных свойств: яркость, четкость представлений, манипулирование представлениями. «Кубы» для оценки способности к мысленному вращению объектов, мысленному анализу их формы и размера. Тест Масселона (метод трех слов) для оценки продуктивности вербального воображения. «Круги» Э. Вартегга для оценки продуктивности невербального воображения. Опросник Р. Гордона для определения яркости и контролируемости представлений путем самооценки. Опросник Шиана для оценки яркости (четкости) представления путем саморанжирования. Диагностика когнитивного стиля познавательной деятельности Когнитивные стили как предпочитаемые человеком и типичные для него способы восприятия, запоминания, мышления и решения задач. Диагностика особенностей когнитивного стиля: полезависимость – поленезависимость (тесты «Замаскированные (включенные) фигуры» и «Стержень и рамки» Г. Виткина (Уиткина), рефлективность – импульсивность (тест «Сравнения похожих рисунков» Кагана), аналитичность – синтетичность(вариант методики свободной сортировки понятий В. Колга), гибкость – ригидность когнитивного контроля (тест словесно-цветовой интерференции Дж.Струпа), узкий – широкий диапазон эквивалентности (тест «Сортировка объектов» Гарднера), образность – вербальность, интерферируемость (помехозащищенность), толерантность к нереальному опыту. Опросник Г.С. Прыгина на предмет стиля учебной деятельности (в т.ч. «автономность – зависимость»). Измерение интеллекта Две наиболее известные модели интеллекта, на которых строятся диагностические методики. 1) Чарльз Спирмен – Двух факторная теория интеллекта: Успех любой интеллектуальной деятельности определяют: (1) некий общий фактор (G-фактор специфический для данной деятельности (S-фактор). G-фактор – генеральный фактор – определяют успех любой интеллектуальной деятельности. (В дальнейшем наличие генерального фактора было подтверждено при помощи факторного анализа.) 2) Луис Терстоун – Мультифакторная теория интеллекта: Каждый отдельный интеллектуальный акт – результат взаимодействия множества отдельных факторов. Джо Гилфорд – Модель «Структуры интеллекта». Построена на основе необихевиористской модели: стимул – латентная операция – реакция. Четыре стимула – «Содержание» – Природа материала: изображения, символы (буквы, числа), семантика (слова), поведение (сведения о людях); Пять операций – Способности испытуемого – Психические процессы: понятия, память, конвергентное и дивергентное мышление, продуктивность оценивания; Шесть реакций – Результат применения операций к материалу – Форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элементы, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. Всего 4 х 5 х 6 = 120 факторов интеллекта. Каждый фактор – это сочетание категорий из трех названных измерений. Концепция Джо Гилфорда широко используется в США, особенно в работе с одаренными детьми и подростками. На ее основе созданы программы обучения, которые позволяют рационально планировать и направлять развитие способностей детей. На основе своей теории им создан певый тест на креативность и тест на социальный интеллект. Одним из главных достижений Гилфорда является разделение дивергентного (множество решений на основе однозначных данных – основа креативности) и конвергентного (ищется единственно верное решение – что диагностируется тестами на интеллект) мышление. Основные тесты интеллекта, применяемые в России в настоящее время: 1. Тест «Структуры интеллекта» Дэвида Векслера (США) для измерения уровня развития общего интеллекта, вербально-логического и нагляднодейственного интеллекта, уровня развития частных интеллектуальных способностей (общего объема знаний, направленности и широты интересов, оперирования словарным запасом, сообразительности, способности к логическому обобщению, внимания и памяти, арифметических способностей, пространственного воображения, зрительно-моторной координации и др.). 11 субтестов для возраста с 5 до 75 лет. Взрослый и детский варианты теста. 2. Тест «Структуры интеллекта» Рудольфа Амтхауэра (Германия) для оценки общего уровня развития интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года и выраженности его отдельных составляющих: вербального, числового и пространственного мышления, логических и комбинаторных способностей, внимания, памяти, объема знаний. 9 субтестов для возраста от 13 до 61 года. Предназначен для дифференцированного отбора кандидатов на разные виды профессионального обучения и для профотбора. 3. Тесты интеллекта Ганса Айзенка (Великобритания). Концепция и принципы составления тестов Г. Айзенка. Каждый тест состоит из 40 заданий и ограничен 30 минутами выполнения. 4. Тест Прогрессивных матриц Джона Равена (Великобритания) и Словарные Шкалы для измерения двух главных компонентов общей способности (фактор G по Спирмену): творческой способности, позволяющая выходить за пределы воспринимаемой ситуации, формировать стратегии и решать нестандартные задачи, включающие много зависимых переменных; и репродуктивной способности, обеспечивающей приобретение, запоминание и извлечение известных знаний или опыта. Три варианта теста. (1) Стандартные Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Милл Хилл для возраста 6-80 лет. (2) Цветные Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Кричтон для младших детей, пожилых и умственно отсталых людей. (3) Продвинутые Прогрессивные Матрицы и Словарная Шкала Милл Хилл для способных людей. Задания теста основаны на теории гештальта и теории интеллекта Ч. Спирмена. Построен по принципу возрастающей трудности. 5. Двухфакторная модель интеллекта Р.Кеттелла: «флюидный» и «кристаллизованный» интеллект. Свободный (флюидный, текучий интеллект) – это способность к понятийному научению и к решению проблем, это общая «одаренность» и приспособляемость – относительно независимая от образования и опыта. Связанный (кристаллизованный) интеллект – производное опыта, состоящий из приобретенных знаний и развитых интеллектуальных навыков. Культурно-свободный тест интеллекта Р.Кеттелла (США) для измерения врожденного интеллектуального потенциала, определяющего возможности адаптации человека и успешность любой деятельности. 6. В работе «Измерение интеллекта с помощью рисунка» (1926) Флоренс Гудинаф (США) впервые в истории психодиагностики практически обосновала гипотезу о том, что выполнение ребенком рисунка отражает степень овладения им ключевыми понятиями и таким образом свидетельствует об уровне развития интеллекта. Созданный ею тест «Нарисуй человека» отличался от существовавших ранее тестов интеллекта. Он позволял довольно точно оценить уровень умственного развития, причем в достаточной степени независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования. 7. Краткий отборочный тест (КОТ) Р.Вандерлика для диагностики общих способностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: