Тема 8. Исследование эмоционально-волевой сферы и функциональных состояний личности

Методы диагностики эмоциональной сферы личности. Психофизиологические методики выявления эмоциональных состояний: кожно-гальваническая реакция (КГР), изменения частоты сокращенийсердца (ЧСС), уровня артериального давления (АД), частоты дыхания (ЧД), электрокортикограмма (ЭКГ). «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова. «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко. Шкала эмоционального отклика А. Меграбиана и Н. Эпштейна для оценки эмоциональной составляющей эмпатии. Опросник «Эмоционального интеллекта» (EQ) Н. Холла для выявления способности понимать отношения личности, представленные в эмоциях, и управлять эмоциями. Вопросник эмоциональной экспрессии Л.Е. Богиной.Шкала эмоциональной возбудимости V. Braithwaite для диагностики эмоциональной возбудимости – активности, социабельности и импульсивности. Психофизиологические измерения тревоги: кожно-гальваническая реакция (КГР), измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД) и другие.Тест школьной тревожности Филлипса для младших подростков (8 шкал). Шкала явной тревожности для детей CMAS Э. Кастанеда, Б.Р. Маккандлесса, Д.С. Палермо в адаптации А.М. Прихожан для детей 8-12 лет. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан для детей 10-16 лет. Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой. Проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен для младших школьников. Проективная методика для диагностики школьной тревожности А.М. Прихожан для учащихся 6-9 лет. Методика «Многомерной оценки детской тревожности» для оценкидетской тревожности и нарушения адаптации. Опросник оценочной тревожности Ч. Спилбергера для студентов истаршеклассников. Шкала «Проявления тревожности» (MAS) Ж. Тейлор в адаптации Т.А. Немчина. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера с сотрудниками в адаптации Ю.Л. Ханина. Шкала соревновательной личностной тревожности Р. Мартенсона в адаптации Ю.Л. Ханина. Диагностика депрессивности. «Определение уровня депрессии» В.А. Жмурова. Шкала депрессии Э. Бека для измерения выраженности депрессивного синдрома. Шкала сниженного настроения – субдепрессии В. Зунга – Т.Н. Балашовой. Шкала самооценки нервной депрессии. Тест «Нарисуй историю» для выявления депрессии, суицидальной настроенности, агрессивных проявлений, определения психологических последствий перенесенного насилия, особенностей невербального мышления и творческих способностей, оценки эмоционального состояния и когнитивной сферы.Диагностика эмоциональных расстройств. Диагностика стрессовых состояний, поведения и способов преодоления стресса. Методики диагностики невротических состояний. Диагностика состояния фрустрации. Нервно-психическая устойчивость как показатель риска дезадаптации личности к условиям стресса (методика «Прогноз»). Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова для оценки нервно-психической устойчивости, адаптивных способностей, коммуникативных особенностей, моральной нормативности. Опросник «Нарушений психической адаптации» (НПА) А.И. Скорик и Л.С. Свердлова для диагностики адаптационных нарушений. Шкалы НПА:Переживание общего физического и психического комфорта, Ипохондрия,Гипоманиакальность, Депрессия, Невротизация, Социальность. Методика «Уровень невротизации и психопатизации» (УНП). «Стили внимания и межличностного общения» (СВМО) Р.М. Найдиффера для оценки умения управлять своим вниманием и строить адекватные отношения с людьми в условиях стресса. Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла. Опросник Джекинса для выявления типа поведенческой активности (поведенческого фактора риска ишемической болезни сердца). Опросник психического выгорания учителей А.А. Руковишникова (Шкалы: психоэмоционального истощения, личностного отдаления, снижения профессиональной мотивации.) Опросник эмоциональной напряженности в учебной деятельности Габдреевой для определения выраженности у студентов вузов стрессовыхреакции во время учебы и экзаменов. Диагностика эмоциональной экспрессии и эмоционального интеллекта. Психофизиологические методики выявления эмоциональных состояний. Диагностика тревожности, депрессивности и эмоциональных расстройств. Диагностика стрессовых состояний, поведения и способов преодоления стресса. Методики диагностики невротических состояний. Диагностика состояния фрустрации. Диагностика уровня эмпатии. Личностные опросники для измерения мотивов. Исследования мотивации достижений Д. Макклеландом и Дж. Аткинсоном; диагностические методы, предложенные ими. Исследования и диагностические методы Х. Хекхаузена. Использование ТАТ и его аналогов для изучения мотивации достижения.Опросник А. Мехрабиана для измерения результирующей тенденциимотивации достижения: стремление к успеху – избежания неудачи. Мотивационный тест тематической апперцепции Х. Хекхаузена для измерения выраженности мотива достижения и мотива избегания неудачи. Опросник «Потребности в достижении» Ю.М. Орлова. Тест мотивации достижения для детей 9-11 лет «МД-решетка Х.-Д. Шмальта» для выявления наличия или преобладания в различных сферах деятельности мотива добиться успеха или стремления избегать неудачи как основы стратегии при принятии решений.Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности «Психосемантическая диагностика скрытой мотивации» И.Л. Соломина для получения информации о содержании и степени выраженности потребностей, мотивов и отношений человека. Тест юмористических фраз (ТЮФ) для диагностики деформаций мотивационной сферы личности, актуальных и фрустрированных потребностей и мотивов. «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса для измерения 15 мотивационных тенденций личности. Методика мотивационной индукции Ж. Нюттена для диагностики разных видов мотивации.«Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению» А. Мехрабиана для измерения двух мотивов: стремление к принятию и страх быть отвергнутым. Шкала Д.П. Марлоу – Д.А. Крауна для оценки мотивации одобрения. Опросник «Мотивации помощи» С.К. Нартова-Бочавер. Опросник мотивации власти Джексона.Методика «Распределение времени» С.Я. Рубинштейн для исследования мотивационной сферы личности, ее устремлений и интересов. «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана. «Мотивационный профиль личности» В.Э. Мильмана для оценки выраженности базовых потребностей по А. Маслоу. «Потребность в общении» Ю.М. Орлова. «Измерение художественно-эстетической потребности» В.С. Аванесова. «Диагностика потребности в поисках ощущений» М. Цукермана. «Определение потребности в активности» Е.П. Ильина. Методика управляемой проекции для оценки мотивов и потребностей личности. Методика трудовой мотивации Кокурина для оценки мотивационных установок по отношению к труду, коллективу, деньгам. Методика «Структура трудовой мотивации». Шкалы СТМ: внутренняя – внешняя мотивация, интерес к процессу, творчество, общение, включенность в команду, помощь людям, служение обществу, признание, руководство, деньги, связи, следование традициям, сохранение здоровья.Диагностика мотивации в учебной деятельности. Психологические методики изучения учебной мотивации и эмоционального отношения к учению у школьников. Анкетный метод, беседа об отношении к школе иучению, интерпретация рисунков и завершение рассказов на школьнуютему, субъективное ранжирование, выявление мотивов учения, изучение доминирования игрового или учебного мотива, особенностей целеполагания в учебной деятельности в условиях естественного эксперимента.Опросник А.А. Реана на мотивацию успеха и боязни неудач (в учебной деятельности). Тест мотивации достижения «МД-решетка Х.-Д. Шмальта». Изучение мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной (приобретение знаний, овладение профессией, получение диплома). Изучение мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реана и В.А. Якунина. Опросник значимости учебных предметов в вузе Т.Д. Дубовицкой. Функциональные состояния и работоспособность человека: методики оценки. Диагностика функциональных состояний «Счет по Крепелину» для оценки работоспособности и утомляемости. «Кольца Ландольта» для исследования работоспособности и ее составляющих: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН). Опросник функционального состояния в учебной и трудовой деятельности В.И.Чиркова для диагностики субъективных эмоциональных реакций, мотивации, самочувствия, результативности в процессе выполнения задачи или усвоения учебного материала.Опросник активационно-мотивационного состояния Матеуса (4 шкалы – Энергетическая активация, пассивность, Негативная и Позитивная эмоциональность) для изучения работоспособности и реакции на стрессогенные события. Опросник для измерения степени выраженности нервно-психического напряжения Т.А. Немчин. Опросник «Изучение монотоноустойчивости личности» Н.П. Фетискина для оценки по 7 шкалам параметров монотоноустойчивости человека и ее уровня. Методика экспресс-диагностики функционального состояния и работоспособности человека М.П. Мороза для оценки состояния нервной системы человека и его работоспособности. Диагностика индуцированных состояний.Проблема и диагностика одиночества. Шкала одиночества Д. Рассела,Л. Пепло, М. Фергюсона. Страх смерти и танатаническая тревога как беспредметный и нелокализованный страх смерти. Диагностика страха и отношения к смерти. Шкала Страха смерти Дж. Бойяра. Шкала тревожности по поводу смерти Д. Темплера.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: