Модели интернационализации

Рассмотрение попыток объяснения интернационализации приводит к выводу, что их существует в экономической литературе стран Запада и отечественной экономической литературе около 50. Такой результат определяется тем, что весьма различны феномены, которые входят в область анализа. Ими являются международная торговля, экспорт, прямые инвестиции, решение международных фирм. Различны также и плоскости рассмотрения. Речь может идти о всем хозяйстве, если постановка вопроса исходит из его экономико-теоретической или экономико-политической перспективы. В поле зрения может быть отдельное предприятие или отдельный продукт, если ставится вопрос о политико-предпринимательском соображении. Отсюда вытекает и два подхода к объяснению интернационализации: а) микроэкономический; б) макроэкономический.

Цель микроэкономического подхода состоит в том, чтобы обосновать почему отдельные предприниматели проявляют заграничную активность, почему они вкладывают прямые инвестиции в экономику других стран. Микроэкономика имеет дело с фирмами, отдельными предпринимателями, их деловой активностью на различных международных рынках. При этом микроэкономические подходы объяснения интернационализации используют инструментарий неоклассической экономической теории, перенося его на сферу международного бизнеса с его международной конкуренцией, рынками, ценами и т.д.

Среди таких подходов различаются модель совершенной конкуренции. В условиях последней фирмы, стремящиеся минимизировать риск, активно инвестируют в иностранные предприятия, добиваясь превращения их в филиалы под своим полным контролем. Минимизирующий риск инвестор будет стремиться максимально диверсифицировать свои активы для того, чтобы не подвергать их отдельные части воздействию синхронно действующих опасностей. Капитал не следует укладывать в одну большую корзину, которая может принести либо прибыль, либо — минус дохода. Существуют различные сочетания получения среднего дохода с меньшим риском. Стремление к диверсификации, типичное для минимизирующих риск инвесторов, не вызывает у них готовности к захвату контрольных пакетов у отдельных предприятиях.

Кроме этого существуют теории несовершенной конкуренции. Для объяснения массовых прямых инвестиций требуется включение в анализ преимуществ фирмы, что противоречит духу простых моделей конкуренции. Так, чтобы вступить в конкуренцию иностранный инвестор должен обладать преимуществами над местной компанией. Ведь последняя лучше знает свои рынки, для нее не требуются дополнительные издержки, чтобы управлять на расстоянии. Отсюда следует, что иностранный инвестор должен иметь преимущество, недоступное местному конкуренту. Это может быть связано с новой технологией или обладанием патентом. Также иностранный инвестор может иметь свободный доступ к источникам капитала в особо крупных размерах, которого лишены местные фирмы. Уже исходя из международного статуса, фирма может иметь лучший доступ на рынки многих зарубежных стран. На основе таких преимуществ фирма должна получить за рубежом прибыли не просто большие, чем она получит в стране базирования. Более того, и на зарубежных рынках в принимающих странах ее прибыли должны превосходить прибыли местных фирм на тех же самых рынках. Преимущество фирмы может состоять не только в лучшей технологии, или источники сырья, но и в экономии на издержках за счет синхронизации операций, дифференциации продукта, активной рекламе, совершенной системе управления. Здесь речь идет о монополистических преимуществах фирмы, осуществляющей заграничные инвестиции перед отечественными фирмами, которые оперируют на своем внутреннем рынке. В этом случае о первой фирме можно говорить как о монополисте по отношению к отечественной фирме - конкуренте. Экономическое обоснование прямого зарубежного инвестирования — это всего лишь расширение поля принятия решений за пределы национальных границ. Для того чтобы в полной мере присвоить потенциальные выгоды, вытекающие из своих преимуществ, фирма часто предпочитает сохранить за собою контроль и собственность. Если она не закрепляет такой контроль и даже предлагает разделить с кем-либо собственность на зарубежное предприятие, монополистические преимущества этой фирмы могут быть утрачены.

Несовершенная конкуренция проявляется не только в монополистической ситуации, но и олигополистический. Так, крупные компании создают за рубежом предприятия на первый взгляд едва прибыльные, делая это с целью подрыва позиций конкурентов на этих рынках. Это характеризуется как элемент олигополистического поведения, типичное для краткосрочной “конкуренции среди немногих”, в погоне за контролем за рынком. Возможна и следующая ситуация, когда вступление на олигополистический рынок предприятия, контролируемого из-за границы, разрушает имеющиеся структуры и образ поведения фирм. В результате возникает ответная реакция фирм-конкурентов двух видов: а) на данном рынке через снижение цен, дифференциацию продуктов, предпринимательские соглашения; б) на рынке страны инвестора через прямое инвестирование или экспорт.

Тем самым фирма выходит на международный рынок, если имеет свои фирменно-специфические преимущества, которые состоят в:

n дифференциации продукта и маркетинга;

n обладании запатентованными техническими навыками, знаниями на рынках факторов производства, квалификации менеджмента;

n экономии на масштабах производства;

n оптимальной внутренней структуре организации, оптимальном распределении продуктов производства.

Отсюда следует, что готовность к инвестированию проявляется при наличии фирменно-специфических преимуществ, что может дополняться рассредоточением портфельных инвестиций, преодолением торговых барьеров, таможенных пошлин благодаря государственному стимулированию инвестиций. Фирменно-специфические преимущества — это не что иное как конкурентное преимущество. Оно достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности, что представляет собой источники конкурентного преимущества. Они состоят из первичной деятельности, что включает постоянное производство, сбыт, доставку и обслуживание товара и вторичной деятельности, под которой подразумевается обеспечение компонентами производства как-то технологией, людскими ресурсами, инфраструктурой. Однако фирма выполняет не только все виды деятельности, но между ними существуют связи. Поэтому источники конкурентного преимущества зависят от взаимодействия деятельности поставщиков, фирмы, каналов сбыта и значений производимого продукта для покупателей. Фирма стремится добиться конкурентного преимущества путем выработки определенной стратегии. Последняя состоит из внедрения новых технологий в производство, разработки более совершенных подходов к доставке товара, оказываемых услугах, открытии нового сегмента рынка, учета изменившихся запросов покупателей.

Важнейшим моментом в выработке конкурентного преимущества фирмы является его удержание. Первый фактор удержания преимущества фирмы зависит от источника конкурентного преимущества. Если таковое зависит от рабочей силы, сырья, то его легко заменить. Если фактором конкурентного преимущества выступает эффект масштаба, то его можно преодолеть с помощью новой технологии, дифференциации на основе уникальных товаров, репутации фирмы. Тесные связи с клиентами помогают дольше удерживать конкурентное преимущество. Особенно здесь выделяются интенсивные вложения в отрасль, так как другим конкурентам становится все труднее догнать рассматриваемую фирму. Второй фактор удержания конкурентного преимущества зависит от количества имеющихся у фирм явных источников конкурентного преимущества. Третьим фактором удержания конкурентного преимущества является постоянная модернизация производства и других видов деятельности.

На мировом рынке фирмы различаются по своему конкурентному преимуществу. Так, могут быть фирмы в отраслях, которые имеются во многих странах, но в каждой из них они будут конкурировать по-своему. В числе конкурентов могут быть МНК, но действие их конкурентных преимуществ в большинстве случаев ограничивается пределами той страны, в которой эти компании действуют. Такая конкуренция называется “множественно-национальной”. Происходит и глобализация отрасли, т.е. когда конкурентная позиция фирмы в одной стране существенно влияет на ее позиции в других странах. Конкурирующие фирмы полагаются на преимущества проистекающие из их деятельности по всему миру. Фирмы комбинируют преимущества, достигнутые в стране базирования с теми, которых они добились благодаря присутствию в других странах, например эффект масштаба, способность обслуживать клиентов, репутация.

Глобальная же стратегия подразделяется на два вида. Первый состоит в конфигурации, что означает в каких и в скольких странах выполняется каждый вид деятельности, включающий источники конкурентного преимущества. Вторая стратегия называется координацией, что подразумевает как согласовывается рассредоточенная деятельность, выполняемая в разных странах.

Конфигурация имеет три стратегии. Первая рассматривается как сосредоточение деятельности. Это получается в тех отраслях, в которых конкурентное преимущество получают сосредотачивая деятельность в какой-либо в одной стране и уже готовую продукцию и детали вывозя за рубеж. Такая ситуация получается тогда, когда конкурентное преимущество фирмы состоит в эффекте масштаба, выгодном размещении взаимосвязанных видов деятельности. Вторая стратегия — рассредоточение деятельности, что применяется в тех отраслях, в которых высокие расходы на транспортировку, связь, хранение, а также, когда различаются местные потребности в разных товарах, что снижает эффект масштаба. Третий вид стратегии состоит в размещении деятельности, что обуславливает выбор страны базирования, в основе чего лежит меньшая стоимость факторов производства.

Глобальная координация включает в себя обмен информацией, распределение ответственности и согласование усилий фирмы. С помощью координации возможно лучше реагировать на изменения курсов валют, обслужить много национальных клиентов, эффект масштаба может получиться от конкретных заданий филиалам. Для начала глобальной конкуренции необходимо, чтобы какие-либо фирмы добились в своих странах преимущества, позволяющего им выйти на зарубежные рынки. Конкурентного преимущества, достигнутого исключительно в стране базирования фирмы, вполне достаточно, чтобы началась глобальная конкуренция. Однако со временем глобальные фирмы будут сочетать преимущества. Единого типа глобальной стратегии нет. Есть множество способов конкурировать, оптимально сочетая торговлю и прямые зарубежные инвестиции. Процесс глобализации отрасли происходит потому, что изменение технологии, государственной политики, инфраструктуры дает возможность фирмам “уйти в отрыв” от конкурентов и повышает значение преимуществ.

Глобальные фирмы создают альянсы, что представляет собой первый переход от микромодели интернационализации к макро модели. Под альянсами понимается ряд видов сотрудничества, таких как совместные предприятия, продажа лицензий, долгосрочные соглашения о поставках. Компании вступают в альянс ради получения преимуществ. Одно из них — эффект масштаба или сокращение времени и издержек на освоение продукции, достигаемые совместными усилиями в маркетинге, производстве комплектующих или сборке определенных моделей готовой продукции. Другое преимущество альянсов заключается в доступе к местным рынках, необходимым технологиям или удовлетворении требований правительства страны, в которой действует компания. Еще одно преимущество альянсов — это раздел риска. Многие фирмы прибегают к альянсам, чтобы влиять на характер конкуренции в отрасли, имея передовую технологию.

Следующее объяснение интернационализации строится на поведенческих мотивах предпринимателей, менеджеров и собственников. Например, прямое инвестирование объясняется личными целями менеджера, его престижем. Для других мотивом для инвестирования является стремление получить более высокий процент на вложенный за границу капитал. Это во-первых. Второе направление в рамках поведенческих подходов исходит из стремления менеджера-руководителя получить “вознаграждение” следствие того, что предпринимательство стало мультинациональным и появляется больше возможностей оптимального распределения имеющихся ресурсов в плоскости всего мира. Такие взгляды относятся к традиционной неоклассической теории месторасположения, которая понимается и исследуется как теория пространственного равновесия, когда внутри закрытой системы обнаруживается оптимальное распределение производства в пространстве.

Третье направление связано с классической проблемой разделения собственности и распорядительной власти, на основании которой возникает специфическое объяснение интернационализации, которое связано с идеей отделения капитала — собственности от капитала — функции. В соответствии с этой концепцией менеджер объективно стремится к большему игровому пространству, чтобы спокойно достигать своих индивидуальных целей в области доходов и безопасности. В этом плане прямое зарубежное инвестирование очень выгодно, так как за границей уменьшается степень контроля со стороны собственника за менеджером.

Четвертое направление разрабатывается в рамках теории международных предприятий и теории издержек при транснациональных операциях. Так, предполагается, что высокие организационные расходы рынков и их несовершенства выступают стимулом к интернационализации товарных потоков в форме экспорта за границу.

Пятое направление связано с концепцией жизненного цикла продукта. Интернационализацию рассматривают как следствие жизненного цикла продукта, так как в результате открытия дополнительных заграничных рынков может быть преодолена фаза дегенерации или этап упадка продукта.

Отечественный подход к интернационализации показывает, что процесс монополизации привел к возникновению относительно небольшого количества крупнейших компаний “однородного промышленного профиля”. В этих условиях на первое место выдвинулась проблема концентрации капитала уже не в узких национальных рамках, а в масштабах всего мирового хозяйства.

Дальнейший рост активов крупнейших компаний на национальной почве возможен конечно, в форме вертикальной концентрации капитала и диверсификации производства. Однако при этом утрачиваются многие преимущества достигнутой специализации. Отсюда их стремление выйти за пределы национальных границ, так как в этом случае обеспечивается сохранение крупномасштабного специализированного производства. Монополии ищут и новые рынки сбыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: