Классификация видов заграничной деловой активности

Если рассматривать деятельность международной фирмы, то можно говорить о различных формах и разновидностях заграничной деловой экономической активности. Деятельность фирмы на внешнем рынке осуществляется в различных формах, которые рассматриваются на микроуровне. В какой же их них и как происходит предпринимательская деятельность за рубежом, решается в рамках интернационализации предпринимательства. Под последней понимается перенос деловой экономической активности фирмы за границу путем экспорта или прямого частного инвестирования.

В западной экономической литературе и ранее рассматривался термин “деловая экономическая активность”. Под ней понимаются четыре различные активности: 1) производить товары и услуги; 2) получать доход и применять его; 3) образовывать имущество; 4) предлагать кредит и брать взаймы. Все эти виды экономической активности выполняют предприниматели, домашние хозяйства, государство. Единственным исключением здесь является, что такие виды деятельности осуществляются за границей. Каждый экономический сектор подчиняется специфическому обмену: домашние хозяйства свои доходы используют на потребление, предприниматели — на инвестирование. Но в процессе оборота происходит обмен. Домашние хозяйства, продав факторы производства, получают доходы, которые тратят на покупку потребительских товаров. Предприниматели же, купив факторы производства, создают потребительские и инвестиционные товары, а продав их, получают прибыль, которую тратят на расширение производства. Как домашние хозяйства, так и предприниматели осуществляют сбережения. Из единичных видов деятельности складываются макроэкономические величины. Однако в данном случае исследуется микроуровень. Все эти виды деятельности экономические субъекты выполняют за границей.

С открытием восточноевропейских рынков проблема деятельности международной фирмы приобретает особую актуальность. Количество зарегистрированных совместных предприятий в Беларуси только за период с 1993 по 1994 гг. увеличилось с 1331 до 1541 единиц. Число действующих предприятий возросло с 344 до 519, из которых 288 предприятий выпускали продукцию и оказывали услуги. Одним из лидеров по вложенному капиталу в белорусскую экономику является ФРГ. На август 1995 г. в Беларуси было создано 277 немецко-белорусских совместных предприятий, функционировало 90 немецких предприятий со 100-процентным немецким участием, 54 немецкие фирмы открыли свои представительства на территории республики. В свою очередь в ФРГ создано три белорусско-германских предприятия, что характеризует процесс интернационализации нашей экономики. За период с 1992 г. по 1994 г. товарооборот между двумя странами увеличился в 1,92 раза, причем белорусский экспорт возрос в 2,53, а импорт — только в 1,56 раза. В абсолютных цифрах товарооборот за 1995 год превысил уровень 1994 года.

Интернационализация представляет сложный динамичный процесс, который проходит различные ступени. Немецкие экономисты Майснер и Гербер для объяснения процесса интернационализации предложили многоступенчатую теоретическую модель, в которой заграничная деловая активность фирмы последовательно проходит следующие ступени: экспорт — передача лицензий — франчайзинг — совместное предприятие — заграничный филиал — собственное предприятие — дочернее общество. Процесс интернационализации здесь представлен с учетом последовательности распространения и степени сложности видов заграничной деловой активности, а также их организационно-управленческих форм. Переход от одной формы к другой означает усиление степени интернационализации фирмы, ибо за границу переносится все больше производственных мощностей, финансовых ресурсов, управленческих навыков и ноу-хау. Следует указать, что в данной модели совместное предприятие как ступень интернационализации и форма заграничной деловой активности находится в середине. Тем самым подчеркивается ее промежуточное положение, с одной стороны, между экспортом, передачей лицензий и франчайзингом, конечным результатом которых является предоставление “услуг” иностранной компанией из собственной страны местным фирмам — потребителям или домашним хозяйствам. С другой — между другими формами заграничной деловой активности, требующей самостоятельного, без участия местного делового партнера, частного прямого инвестирования за границу и, соответственно, наличия собственности компании в гостевой стране.

Вне всякого сомнения между организационно-правовой формой и инвестиционным климатом в стране существует зависимость, что подчеркивает степень доверия к стране. Если в гостевой стране создаются лишь совместные предприятия, то это характеризует предпринимательский климат в принимающей стране как удовлетворительный. В случае же создания в гостевой стране дочерних обществ с акционерной формой капитала и котировкой акций на местном фондовом рынке, то это говорит о самой высокой степени доверия со стороны иностранного инвестора к данной стране.

Интернационализация фирмы начинается с такой формы международного сотрудничества как экспорт. Фирма имеет две возможности экспортировать свой товар: через национальных и иностранных посредников или проводить экспортные операции самостоятельно.

Первый случай представляет собой косвенный, непрямой экспорт — сбыт, при котором товаропроизводитель не сам контролирует вывоз товаров за границу и не сталкивается с зарубежными условиями бизнеса, сводя свой предпринимательский риск к нулю. Второй вид деятельности называется прямым экспортом. При последнем сбытовая деятельность отечественного производителя заканчивается отправкой товара, в то время как сопровождением и реализацией товарной продукции, как правило, занимаются сотрудники заграничного торгово-сбытового филиала совместно с его иностранными торговыми партнерами.

По данным опроса германского экономиста Вальдорфа, 76% из каждых 100 ответивших немецких фирм отдают предпочтение прямому экспорту, удельный вес которого зависит от размера предприятия. Так, к прямому экспорту прибегает 92% крупных, 88% средних и только 67% мелких фирм. Это связано с тем, что прямой экспорт требует дополнительных затрат, создания за рубежом собственного торгового аппарата, вложенных средств в торговые и складские помещения, а также усилий по налаживанию за границей сети контактов и каналов сбыта, что для мелких фирм сделать весьма сложно. Высокая доля прямого экспорта свидетельствует, что фирмы не от случая к случаю проводят экспортные операции, реализуя лишь свои излишки, а занимаются регулярно и активно сбытом своей продукции.

Непрямой экспорт практиковало 64% фирмы. В стратегическом плане к косвенному экспорту, т.е. через посредников, прибегают фирмы, которые только начинают свою экспортную деятельность. При этом они стремятся свести риск к минимуму, для чего и предпочитают пользоваться услугами специализированных фирм-экспортеров. Однако это вовсе не означает, что крупные предприятия отказываются от услуг посредников, которые специализируются на определенных рынках сбыта. Поэтому не удивительно, что 79% крупных немецких компаний не брезгуют услугами посредников. Относительное уменьшение по сравнению с прямым экспортом для крупных фирм составляет 13 пунктов. Отсюда можно предположить, что прямой экспорт доминирует на самых важных для фирмы и перспективных зарубежных рынках.

Однако только 64% средних предприятий прибегают на зарубежных рынках к помощи посредников, в то время как прямому экспорту отдавало предпочтение 88% опрошенных средних фирм. Относительное снижение в данном случае составляет почти 24 пункта. Что касается мелких фирм, то 60% из них практикуют реализацию своей продукции через посредников. Это всего лишь на 7 пунктов меньше по сравнению с прямым экспортом. Интересно, что 56% опрошенных фирм прибегает к услугам иностранных фирм-экспортеров и только 35% отдает предпочтение немецким, т.е. отечественным компаниям-экспортерам.

В целом в зависимости от своего размера фирмы в большей степени стремятся к прямому экспорту путем налаживания за границей собственной сбытовой сети и системы каналов распределения, но в то же время не отказываясь и от экспортных как отечественных, так и иностранных посредников.

Что касается форм заграничной экономической активности западных фирм на российском рынке в начале 90-х годов на основании опросов 120 предпринимателей, то она выглядела следующим образом. Все 120 предпринимателей занимаются экспортом, 37 - импортом, еще 32 - компенсационной торговлей,18 - совместным предпринимательством, 16 - передачей лицензий, 11 - производством по контрактам, а 11- другими видами предпринимательской деятельности. Таким образом, именно торговля остается доминирующей формой германо-российского экономического сотрудничества. Однако в целом продажа в ФРГ изготовленных в России товаров не влияет на объем и структуру российского экспорта. При этом увеличении валютных поступлений достигается лишь в том случае, если продажа изготовленных в России продуктов рентабельна в валюте, а достичь этого порой весьма трудно. Кроме этого, эффект от трансфера новейших западных технологий при чистой торговле был незначителен из-за недостатка валюты и без дополнительных инжиниринговых услуг.

К более сложной ступени интернационализации относится передача лицензий, к которой прибегало 16% немецких фирм. Данный показатель занимает третье место среди 8 выделенных видов заграничной деловой активности.

Введение лицензионного продукта на зарубежные рынки достигается при минимальных издержках по сравнению с прямым экспортом и прямыми инвестициями, а кроме этого, результативнее и быстрее.

Лицензионное соглашения применяются в том случае, если иностранной фирмой преследуются следующие цели: преодоление тарифных, нетарифных и административных препятствий, введение лицензионного продукта на рынок при меньших издержках, уменьшение заграничных, рыночных рисков, и, наконец, расширение собственных мощностей через передачу лицензий.

Суть производства по контракту (подрядное производство) состоит в том, что юридически самостоятельный производитель чужой страны на основе контракта и полученных технологий и ноу-хау, например, с немецким предприятием, перенимает определенные ступени изготовителя конечного продукта. В основе производства по контракту лежит кооперации и специализации производственной деятельности в международном масштабе. Производство по контракту для иностранного партнера как форма заграничной деловой активности может рассматриваться в качестве разновидности прямого импорта во взаимосвязи с передачей лицензий. Иностранные фирмы идут на данный вид заграничной деловой активности в силу более благоприятных условий (например, низкие издержки) в стране-партнере, поднятия своего имиджа на сбытовом рынке, необходимости преодолении импортных ограничений принимающей страны, а также по соображениям безопасности и минимизации риска.

Суть совместного предпринимательства состоит в объединении усилий иностранных и местных вкладчиков капитала для организации производственно-хозяйственной деятельности. Часто в основе СП лежит передача зарубежным партнером технологии, ноу-хау, производственного оборудования и опыта. Создание СП может происходить с нуля или путем приобретения доли в уставном капитале местной или иностранной фирмы. Основанием для выбора совместного предпринимательства как формы интернационализации могут быть различные мотивы. Что касается стран Восточной Европы, то во многих из них был ограничен доступ зарубежных компаний на рынки, запрещено функционирование предприятий со 100-процентным иностранным участием. В этом случае только путем создания СП возможно было вхождение на рынки восточноевропейских стран. Совместное предпринимательство явилось и выгодной на первых этапа формой заграничной деловой активности. Так, иностранные фирмы не знали в достаточной мере политико-экономических и правовых условий ведения бизнеса в Восточной Европе. Поэтому они нуждались в местных партнерах, которые готовы были разделить предпринимательские риски и инвестировать капитал в совместные проекты.

На долю совместного предпринимательства, как уже отмечалось, приходится всего 1,3% в общем объеме заграничной деловой активности немецких предприятий. Интересно, что в индустриальных странах СП не получили широкого распространения. Так, для ЕС данный показатель был равен 0,4%, для западноевропейских стран - не членов ЕС - 0,5%, а для США и Канады он составил 0,7%. В то время как три первых места заняли следующие регионы: Дальний Восток - 4,4%, Латинская Америка -4,0%, Ближний и Средний Восток - 3,6%. Далее следуют восточноевропейские страны, в которых на долю СП в общем объеме всех видов заграничной деловой активности приходилось 2,8%, что почти в два раза больше от среднего значения.

Создание совместных предприятий имеет больше положительных эффектов для принимающих стран, ибо происходит рост экспорта, увеличение валюты, расширение западно-восточного трансфера технологий, менеджмента и ноу-хау. Благодаря тесному сотрудничеству двух сторон интенсивно развивается производственная кооперация, в том числе и в управленческой сфере. Помимо данных положительных эффектов ввозится в принимающую страну также дополнительный иностранный капитал. Возможен благоприятный вариант, при котором полученная западным партнером прибыль вновь вкладывается в развитие производства, а не вывозится за границу.

При помощи 100-процентного иностранного капитала создаются за границей либо сборочное, либо заграничное производство. Причем в общем объеме заграничной деловой активности немецких компаний на долю сборочного производства приходится 1,5%, а на долю собственно заграничного производства - 2,5%, аналогичный же показатель для совместных предприятий составил только 1,3%. Причем, 7,3% немецких компаний имели сборочные предприятия за границей, а 9,6% - заграничное производство.

Суть сборочно-монтажного производства за границей состоит в том, что на собственном заграничном филиале материнской компании осуществляется последняя стадия многоступенчатого производственного процесса, а именно: монтаж и сборка конечного продукта из компонентов и полуфабрикатов материнской компании, а также его упаковка и рыночное оформление. В этом случае речь идет об интернационализации производства как процесса переплетения производственно-хозяйственных связей двух стран, об интеграции усилий материнской компании и ее дочернего филиала. При собственно заграничном производстве дочерняя фирма осуществляет самостоятельно все фазы и стадии производственно- технологического процесса: производство, добыча и обработка исходного сырья и упаковочных материалов, изготовление полуфабрикатов и комплектующих, их сборка или монтаж, упаковка и рыночное оформление товаров. При этом дочерняя фирма ориентируется, как правило, на местный рынок факторов производства, в меньшей степени зависит от поставок материнской компании, а тем самым достигается высокая автономия в области производственного процесса.

Учреждение 100-процентных иностранных фирм в Восточной Европе преследует главную цель - увеличение сбыта собственной продукции на восточноевропейских рынках, что способствует их насыщению. При прямых иностранных инвестициях происходит трансферт современных западных технологий (при поставках соответствующего оборудования). Невелико и косвенное воздействие иностранных компаний на улучшение менеджмента и организации на восточноевропейских предприятиях. В этом плане совместные предприятия дают больший эффект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: