Конкуренция – экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли.
Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была установлена еще в XVII веке Адамом Смитом в его знаменитом принципе «невидимой руки», в соответствии с которым, конкуренция является важнейшим механизмом обеспечения эффективности, пропорциональности и динамики рыночной экономики.
Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка, как форма выражения процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.
Конкуренция представляет собой одно из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, использования достижений НТП, роста качества товаров и услуг, удовлетворения меняющихся запросов потребителей. Потребителя (покупателя) интересует полезность той или иной вещи, т.е. потребительная стоимость. Когда две какие-либо компании предлагают абсолютно одинаковые изделия, они вступают в конкуренцию друг с другом за тех потребителей, которые хотят иметь именно это изделие.
|
|
Исследование деятельности конкурирующих фирм представляет собой системное исследование, состоящее из трех этапов:
· выявление действующих и потенциальных конкурентов;
· анализ показателей деятельности, цели и стратегии конкурентов;
· выявление сильных и слабых сторон конкурентов.
Выявление конкурирующих фирм производится на основе двух подходов: первый подход связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами; второй ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, применяемой ими.
Можно выделить следующие основные группы конкурентов:
1) фирмы, предлагающие аналогичный вид продукции на тех же рынках;
2) фирмы, обслуживающие другие рынки аналогичной продукции, выход которых на данный рынок является вероятным;