России, начавшей в последнем десятилетии прошлого столетия продвижение по пути включения в мировое хозяйство, естественно, приходится в полной мере сталкиваться со всеми проявлениями (как положительными, так и отрицательными) процесса глобализации.
В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века в России была ликвидирована монополия государства на внешнюю торговлю и валютные операции, осуществлен демонтаж системы жесткого директивного управления внешнеэкономическими связями, сняты многочисленные существовавшие ранее административные ограничения на участие во внешнеэкономической деятельности. Россия начала взаимодействовать с международными экономическими институтами, играющие важную роль в многостороннем регулировании международных потоков товаров, услуги капиталов - Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития, Всемирной торговой организацией и др.
Однако стартовые условия для интегрирования России в глобальную экономику оказались крайне неблагоприятными. Ход интеграции национальной экономики в мировое хозяйство выявил ограниченность возможностей приспособления к мировым тенденциям еще не вышедшего из кризиса народного хозяйства страны. И дело не только в том, что за 90-е годы объем производства сократился вдвое, упал жизненный уровень, ухудшилась эффективность экономики, снизилась относительная конкурентоспособность продукции, которая и в Советском Союзе была невысокой. Сегодня Россия после семи десятилетий самоизоляции и противостояния "мировому капитализму" вынуждена врастать не просто в мировое рыночное пространство, а в сложную геоэкономическую систему. И в этой системе Россия все еще остается в значительной мере аутсайдером. Сложившаяся структура внешнеэкономических связей не создает основы для долговременной экономической кооперации, которую было бы непросто разорвать. И в настоящее время пока крайне низок объем западных инвестиций в российскую экономику, и, следовательно, у иностранных инвесторов нет долгосрочной заинтересованности в экономической и политической стабильности в России. Олигархи России не вписываются (за редким исключением) в высшую экономическую элиту мира, у которой нет доверия ни к нашим олигархам, ни к правительству.
Задача нашей страны в новом веке - преодолеть деформации, сложившиеся в ее внешнеэкономических связях. России предстоит найти свое место в глобальной экономике, используя для этого сильные стороны своего экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала.
Ключевую роль в решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное предпринимательство: на мировых рынках, как известно, конкурируют не столько страны, сколько конкретные фирмы и корпорации. Именно от деятельности отечественного бизнеса в первую очередь будут зависеть успех или неуспех технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления. Точно так же и обновление внешнеэкономической специализации, и укрепление позиций России на внешних рынках, в конечном счете, будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесное взаимодействие с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и др. При этом вряд ли будет оправданным пытаться навязать бизнесу сверху какие-то приоритеты будущей международной специализации российской экономики.
Отечественный бизнес, естественно, заинтересован в том, чтобы в ходе дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство были бы должным образом защищены его интересы. Решить эту задачу можно будет лишь при устойчивой и эффективной политической власти в России. Это подтверждается и мировым опытом. За последние полвека успешные и продолжительные периоды развития всегда происходили в странах с сильными правительствами, будь то послевоенная Германия или Япония, Южная Корея, Малайзия или Китай.