Положение | Краткая характеристика |
Устойчивое развитие России – новое качество социально-экономических механизмов развития | - образование как ведущий механизм воспроизводства общественного интеллекта России; - закон опережающего развития качества человек; - планово-рыночная экономика; - всеобщее управление качеством жизни; - широко разветвленная законодательная система по качеству и безопасности |
Тотальная квалитативизация социума, экономики, экологи, управления, образования | - высший приоритет государственной политики качества, придание ей тотального характера; - рассмотрение качества жизни как критерия качества всей государственной внутренней и внешней политики, проводимых реформ; - организация всеобуча по качеству на всех уровнях управления; - синтез обучения качеству и качество образования |
Качество декларируется как главная цель государства и проводимых реформ | - формирование доктрины и концепции нового качества обучения и воспитания в системах дошкольного и школьного, а также высшего образования на основе учета национальных традиций и истории; - разработка и реализация комплекса программ, направленных на сохранение сети метрологического обеспечения и сертификационных центров; улучшение технологического базиса экономики; обеспечение и улучшение качества здравоохранения и питания населения |
Политика качества в России должна исходить из тенденции роста наукоемкости качества | - формирование антикризисных программ по сохранению научного и образовательного потенциала России, по созданию системы мониторинга качества научного и образовательного потенциалов |
Политика качества должна охватывать информационную среду и духовную сферу российского общества | - разработка программ по улучшению духовной и информационной среды общества |
Политика качества должна охватывать управление. Качество управления – доминирующая цель государственной политики качества | - формирование управленцев новой формации, владеющих современными технологиями проектирования оргструктур; - создание технологии повышения эффективности функционирования и развития общественного интеллекта в стране и др. |
Государственная политика в России должна востребовать отечественный научный потенциал, который достаточен для формирования такой политики | - политика должна опираться на национальные духовность, культуру, менталитет, традиции, науку, образование, особенности России как уникальной цивилизации в мире |
В феврале 1998 года Правительство РФ приняло постановление «О некоторых мерах, направленных на совершенствование систем обеспечения качества продукции и услуг». В соответствии с ним в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг важнейшей задачей федеральных органов исполнительной власти считается поддержка субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе государственных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000.
|
|
|
|
В начале 2000-х годов был проведен глубокий анализ состояния дел с управлением качеством в России. На его основе была выработана «Концепция национальной политика в области качества».
Работа над Концепцией продвигалась непросто: сталкивались иногда противоположные точки зрения, буквально начиная с постановки цели. Так, одни считали, что это должна быть политика, сфера действия которой ограничивается вопросами качества и конкурентоспособности продукции и услуг. Другие полагали, что проблема носит более сложный характер, поэтому необходимо разрабатывать политику в области качества жизни.
Одним из ярких представителей последней точки зрения является А. И. Субето, который еще в середине 1990-х годов выдвинул основные положения доктрины государственной политики качества в России. Подход, предложенный ученым, может представлять, по мнению ряда российских ученых, основу государственной политики в области качества. Положения данной доктрины обобщены в таблице 12.1.
В результате многочисленных дискуссий появился проект «Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг». В соответствии с последним вариантом (от 25 декабря 2000 года) эта концепция представляет собой систему официальных взглядов на:
- роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России;
- цели национальной политики России в области качества продукции и услуг;
- основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг.
Исходя из роли качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России, цель национальной политики в Концепции определена как подъем качества для:
- достижения конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках и обеспечения на этой основе устойчивого развития отечественной экономики и интеграции ее в мировую экономику; выпуска высокоэффективных и надежных средств производства для развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;
- удовлетворения постоянно растущего спроса населения на качественные и безопасные продукцию и услуги, увеличения трудовой занятости, повышения платежеспособного спроса и в конечном счете – повышения качества жизни;
- обеспечения необходимого уровня качества военной техники и вооружений для повышения обороноспособности страны, защиты ее независимости;
- упрочения позиции Росси как экономически развитой и сильной военной державы и укрепления ее положения в мировом сообществе;
Таблица 12.2
Основные разделы «Концепции национальной политики России в области качества продукции и услуг»
Раздел | Составляющие раздела |
1. Общие положения | 1.1. Понятие качества продукции и услуг 1.2. Качество продукции спрос 1.3. Качество и конкурентоспособность продукции 1.4. Качество продукции и ее безопасность |
2. Роль качества продукции и услуг в реализации национальных интересов России и цели настоящей Концепции | 2.1.Сфера экономики 2.2. Социальная сфера 2.3. Военная сфера 2.4. Международная сфера 2.5. Информационная сфера 2.6. Экологическая сфера |
3. Основные направления национальной политики в области качества продукции и услуг | 3.1. Пропаганда идей и стимулирование повышения качества продукции и услуг 3.2. Внедрение на предприятиях эффективных систем качества и прогрессивных методов управления качеством 3.3. Политика создания для предприятий организационно-технических условий, способствующих подъему качества продукции и услуг 3.4. Политика учета фактора качества продукции и услуг при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики |
4. Реализация национальной политики в области качества продукции и услуг | 4.1. Реализация с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на развитие российской экономики 4.2. Создание координационного совета по реализации Концепции 4.3. Формирование политики в области качества в федеральных округах и регионах России 4.4. Необходимость формулировки каждым федеральным органом исполнительной власти своих задач и стратегии действий, вытекающих из Концепции |
- обеспечения развития современных информационных технологий и индустрии информации;
|
|
- решения задач сохранения окружающей среды и обеспечения экологической безопасности страны.
В соответствии с этим подходом выделены основные разделы Концепции, составляющие которых, приведены в таблице 12.2.
Отмечая достоинства разработанной Концепции, можно назвать наиболее важные из них:
- формирование положения о том, что всеобщее повышение качества отечественной продукции и услуг должно стать национальной идеей России;
- определение значения качества в различных сферах национальных интересов России;
- уделение внимания проблеме воспитания культуры качества с детских лет;
- акцент на пропаганду идей, а также стимулирование качества продукции и услуг;
- включение политики в образовательной сфере как неотъемлемой части политики в области качества;
- значительная роль субъектов РФ в реализации основных положений политики.
В целом, государственная политика по управлению качеством предусматривает:
- разумное квотирование товаров по выбранным стратегически важным направлениям;
- целевые инвестиции через федеральные программы создания новой техники и высоких технологий;
- содействие привлечению иностранного капитала;
- развитие системы государственных гарантий частным инвесторам, вкладывающим свои средства в стратегически важные сферы деятельности;
|
|
- льготное кредитование мероприятий в области качества;
- льготное налогообложение предприятий, имеющих реальные возможности в наиболее короткие сроки реализовывать свои цели в повышении качества и конкурентоспособности продукции.