Проблема человека в истории философии

Первыми изучать человека стали софисты и Сократ. С этого времени антропология становится составной частью философии.

Существует три подхода к проблеме человека:

Субъективистский подход. Философы этого направления считаю, что; сущность человека определяется внутренним миром человека, а не внешними обстоятельствами (Сократ, экзистенциалисты).

Объективистский подход. Философы считают, что сущность человека определяется внешними условиями его жизни, (например, в марксистской философии сущность человека определяется собственностью на средства производства).

Синтезирующий (суммарный подход), согласно которому, сущность человека определяется суммой внешних и внутренних факторов. Например, Фромм считает, что нельзя рассматривать человека с позиции лишь одного фактора. В развитии человека определяющую роль играет государство, историческая эпоха и внутренний мир человека. Человек, получив определенную свободу от общества, н формирует свой внутренний мир.

52.Антропосоциогенез. Диалектика биологического и социального в
человеке.

Существуют различные взгляды на проблему возникновения человека;

- Теория творения. Человек создан Богом. Он самостоятельной сущностью не обладает.

- Эволюционная (натуралистическая теория). Человек возник как результат эволюции, является представителем живого» а, следовательно, ничем от животного не отличается.

- Трудовая теория, согласно которой, труд из обезьяны сделал человека. В основе лежит принцип эволюции (постепенное накопление изменений). С точки зрения трудовой теории появление человека связанно с изменениями:

а) биологическими (прямохожденис, появление второго изгиба позвоночника, изменение стопы, изменение надбровных дуг, изменение кисти руки)

б) социальныеми (появление речи, сознания, запретов (табу).

- Мутационная теория: человек результат мутации. Отвергает принцип эволюции, заявляет, что природные изменения произошли в результате мутации и позволили сформировать социальные признаки.

Ни одна из названных теорий не является общепринятой, все подвергаются критике. Критика трудовой теории заключается в том, что труд - это отличительная черта человека, а, следовательно, труд не является фактором формирования человека.

Современная наука говорит о соединении социального и биологического в человеке: «человек - это биосоциальное существо». Биологическое и социальное в человеке находятся в диалектической взаимосвязи.

Сегодня становиться общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследования: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктом общественного сознания.

Жизнь, смерть, бессмертие как философские категории

Для человека существуют главные вопросы - смерть и жизнь. Человек боится смерти, боится неизвестности.

В Древнем Мире смерть - это второе существование человека. В средние века смерть рассматривается как переход к вечной жизни. Смысл жизни сводиться к богопоклонению, аскетизму. В Новое время смерть рассматривается как естественный этап развития организма.

В конце 19 в. - начале 20 в. - смерть понималась как природный враг человека, с которым нужно бороться (Н. Федоров (представитель философии русского космизма)).

В середине 20 в. считалось, что человек не должен бояться смерти, человеку нужно напоминать о ней, чтобы он ценил жизнь (экзистенциализм).

Размышления над смертью являются исходным пунктом в выработке цели (линии, смысла жизни), которая подчиняет себе мировоззрение и поведение человека. Отклонения от намеченной линии жизни приводит, иногда к мучительным моральным коллизиям.

Проблема смысла жизни вечна и исторична.

Существуют следующие концепции смысла жизни:

- гедонизм (наслаждение, удовольствие) — главное в жизни - это получение удовольствий (Эпикур).

- эвдемонизм (блаженство, счастье) - главное в жизни - быть счастливым (Демокрит, Аристотель). Близок к гедонизму.

- аскетизм — отречение от земной материальной жизни в пользу духовного самосовершенствования (монашество).

- прагматизм — главное в жизни — достижение успеха (Ч. Пирс).

- альтруизм - главное - служение в жизни - людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: