В истории философии сформировалось несколько различных концепций истины:
- соответствия (корреспондентская) (классическая), в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности (Аристотель);
- праграматитская, полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс);
- конвеяциалистская, рассматривающая истину как результат условного соглашения (А. Пуанкаре);
- когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель).
Наиболее широко распространенной и авторитетной среди них остается восходящая к Аристотелю корреспондентская теория (теория соответствия), в которой истина истолковывается как соответствие знания вешам.
Истина - это знание о мире, соответствующее миру, то есть правильное отражение действительности. Свойства истины:
- истина объективна по содержанию, то есть не зависит от человека.
- истина субъективна по форме выражения, то есть язык, понятие будут зависеть только от нас.
|
|
- истина существует как процесс.
- истина бывает относительной и абсолютной.
Относительная истина — знание, которое соответствует миру при определенных условиях.
Абсолютная истина состоит из суммы относительных истин. Это знание, которое не может быть опровергнуто.
Заблуждение - знание о мире, которое не соответствует миру, то есть искаженное отражение действительности. Заблуждение - постоянный спутник истины. Заблуждение не мешает познанию мира. Заблуждение нужно отличать ото лжи.
Ложь - преднамеренное искажение истины (дезинформация, скрытие фактов). Ложь мешает познанию мира.
По вопросу о соотношении знания и веры существует два подхода.
1. Первый подход делает акцент на религиозной вере. В данном случае говорят о религиозном интеллектуализме (А.Аврелий, Ф.Аквинский, В.Соловьев) и религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, П. Флоренский). Религиозный интеллектуализм - это признание роли разума, знания, которые должны быть поставлены на службу религиозной вере. Религиозный антиинтеллектуализм - это отрицание разума» признание слепой религиозной веры.
2. Второй подход делает акцент на понимании веры в качестве уверенности ученых в истинности того или иного положения. Наука развивается в рамках одной парадигмы. Парадигма — это научный стиль мышления. В истории наук наблюдается смена парадигм, которая осуществляется благодаря уверенности ученых в истинности и значимости новой парадигмы.