Истина и заблуждение. Знание и вера

В истории философии сформировалось несколько различных концепций истины:

- соответствия (корреспондентская) (классическая), в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности (Аристотель);

- праграматитская, полагающая, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс);

- конвеяциалистская, рассматривающая истину как результат условного соглашения (А. Пуанкаре);

- когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель).

Наиболее широко распространенной и авторитетной среди них остается восходящая к Аристотелю корреспондентская теория (теория соответствия), в которой истина истолковывается как соответствие знания вешам.

Истина - это знание о мире, соответствующее миру, то есть правильное отражение действительности. Свойства истины:

- истина объективна по содержанию, то есть не зависит от человека.

- истина субъективна по форме выражения, то есть язык, понятие будут зависеть только от нас.

- истина существует как процесс.

- истина бывает относительной и абсолютной.

Относительная истина — знание, которое соответствует миру при определенных условиях.

Абсолютная истина состоит из суммы относительных истин. Это знание, которое не может быть опровергнуто.

Заблуждение - знание о мире, которое не соответствует миру, то есть искаженное отражение действительности. Заблуждение - постоянный спутник истины. Заблуждение не мешает познанию мира. Заблуждение нужно отличать ото лжи.

Ложь - преднамеренное искажение истины (дезинформация, скрытие фактов). Ложь мешает познанию мира.

По вопросу о соотношении знания и веры существует два подхода.

1. Первый подход делает акцент на религиозной вере. В данном случае говорят о религиозном интеллектуализме (А.Аврелий, Ф.Аквинский, В.Соловьев) и религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, П. Флоренский). Религиозный интеллектуализм - это признание роли разума, знания, которые должны быть поставлены на службу религиозной вере. Религиозный антиинтеллектуализм - это отрицание разума» признание слепой религиозной веры.

2. Второй подход делает акцент на понимании веры в качестве уверенности ученых в истинности того или иного положения. Наука развивается в рамках одной парадигмы. Парадигма — это научный стиль мышления. В истории наук наблюдается смена парадигм, которая осуществляется благодаря уверенности ученых в истинности и значимости новой парадигмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: