Программа «музыка»

(Д.Кабалевского)

I КЛАСС (30 ч)

Предварительные замечания

Программа по предмету «Музыка» для I—IV классов четы­рехлетней начальной школы представляет собой вариант про­граммы, разработанной авторским коллективом под руковод­ством композитора Д. Б. Кабалевского. В данной редакции она претерпела некоторые изменения, вызванные объективными ус­ловиями ее реализации в образовательных учреждениях России.

Во-первых, в этом варианте программы логически соедине­ны программа для I—III классов трехлетней начальной школы и программа для 1 класса четырехлетней начальной школы. Такое соединение не противоречит тем принципам и методам, кото­рые изложены Д. Б. Кабалевским во вступительной статье к про­грамме, опубликованной впервые еще в 1974 г., и, как показал опыт преподавания предмета «Музыка» в школе, широко прак­тикуется учителями музыки, работающими в начальных клас­сах.

Во-вторых, данный вариант программы дополнен теми на­правлениями музыкального развития младшего школьника, ко­торые изложены в нормативных документах по образовательной, области «Искусство». А именно, усилен аспект изучения музы­кального фольклора, духовной музыки; значительно обновлен музыкальный материал при сохранении произведений золото­го фонда композиторов-классиков, обновлен песенный ре­пертуар.

В-третьих, в данном варианте программы отсутствуют ука­зания на конкретные виды музыкально-практической и твор­ческой деятельности учащихся, что предполагает широкую па­литру использования разнообразных форм музыкальных занятий, направленных на творческое развитие детей младшего школьного возраста. Это слушание музыки и размышление о ней, хоровое пение, музыкально-ритмическое движение и пластичес­кое интонирование, игра на музыкальных инструментах, разно­го рода импровизации (речевые, вокальные, инструментальные, ритмические и др.).

В-четвертых, примерный музыкальный материал к каждой учебной теме подразумевает возможность включения и других произведений, отвечающих критериям художественной ценнос­ти, воспитательной значимости, педагогической целесообраз­ности.

В основе подхода к разработке содержания программы 1 класса лежит понимание этого возрастного периода не как подготови­тельного к освоению программы по музыке в следующих клас­сах школы, а как самоценного процесса вхождения в музыкаль­ное искусство, как начального этапа систематического форми­рования музыкальной культуры детей шестилетнего возраста в условиях общеобразовательной школы.

Одна из центральных позиций, развивающая важнейший принцип концепции Д. Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьезной музыки и о необходимости воспитания на них духовного мира школьника, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента взращивания музыкальной культу­ры как части культуры духовной выступает музыка И. С. Саха. В. А. Моцарта, Э. Грига. Дж. Верди, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Следующая позиция — обращение к народному музыкаль­но-поэтическому творчеству (хороводы, заклички, игры, загад­ки и поговорки, частушки и прибаутки). Это родные корни, ос­нова, которую необходимо закладывать в детстве.

В качестве ведущей для музыкального развития детей высту­пает тема «Искусство слышать», а тема «Как можно услышать музыку» — главная тема года, которая рассматривается в каждой четверти под разным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необхо­димого для постижения музыки.

Урок музыки как урок, искусства невозможно представить иначе как импровизацию на большую и важную тему, где импровизационность как принцип работы с маленькими школьни­ками реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. Ценность импровизации как методического приема за­ключается не в умении создавать музыкальные конструкции (завершенные или менее завершенные), а в потребности, готовно­сти к выражению душевного состояния, важной мысли, впечат­ления.

Следующая методическая позиция связана с важной проб­лемой: как естественнее, логичнее, непосредственнее ввести ребят в мир музыкальных образов и при этом максимально уст­ранить «околомузыкальные приемы»; как сделать это вхождение желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным.

Наиболее эффективно решение этой проблемы в опоре на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании ситуаций, требующих от детей перевоплощения, ра­боты фантазии, воображения. Поэтому большое место на уроках отводится музыкальным играм, инсценировкам, играм-драматизациям, которые накоплены в опыте дошкольного музыкаль­ного воспитания.

Ни одна программа не может обойтись без решения вопроса о месте знаний, умений и навыков в учебно-воспитательном процессе. В данной программе во главу угла ставится задача раз­вития личности ребенка, обогащения его духовного мира, раз­вития способности видеть, слышать, чувствовать, думать; на­выки же, как и специфические знания о музыке, формируются незаметно, как бы исподволь. Педагогическая стратегия, педа­гогическая мудрость уже на начальном этапе вхождения в музы­кальное искусство состоит в том, что навыки должны созреть, и при этом созреть в процессе работы над музыкальными образа­ми, над их духовным содержанием, а не над самими навыками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: