(Д.Кабалевского)
I КЛАСС (30 ч)
Предварительные замечания
Программа по предмету «Музыка» для I—IV классов четырехлетней начальной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством композитора Д. Б. Кабалевского. В данной редакции она претерпела некоторые изменения, вызванные объективными условиями ее реализации в образовательных учреждениях России.
Во-первых, в этом варианте программы логически соединены программа для I—III классов трехлетней начальной школы и программа для 1 класса четырехлетней начальной школы. Такое соединение не противоречит тем принципам и методам, которые изложены Д. Б. Кабалевским во вступительной статье к программе, опубликованной впервые еще в 1974 г., и, как показал опыт преподавания предмета «Музыка» в школе, широко практикуется учителями музыки, работающими в начальных классах.
Во-вторых, данный вариант программы дополнен теми направлениями музыкального развития младшего школьника, которые изложены в нормативных документах по образовательной, области «Искусство». А именно, усилен аспект изучения музыкального фольклора, духовной музыки; значительно обновлен музыкальный материал при сохранении произведений золотого фонда композиторов-классиков, обновлен песенный репертуар.
|
|
В-третьих, в данном варианте программы отсутствуют указания на конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности учащихся, что предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий, направленных на творческое развитие детей младшего школьного возраста. Это слушание музыки и размышление о ней, хоровое пение, музыкально-ритмическое движение и пластическое интонирование, игра на музыкальных инструментах, разного рода импровизации (речевые, вокальные, инструментальные, ритмические и др.).
В-четвертых, примерный музыкальный материал к каждой учебной теме подразумевает возможность включения и других произведений, отвечающих критериям художественной ценности, воспитательной значимости, педагогической целесообразности.
В основе подхода к разработке содержания программы 1 класса лежит понимание этого возрастного периода не как подготовительного к освоению программы по музыке в следующих классах школы, а как самоценного процесса вхождения в музыкальное искусство, как начального этапа систематического формирования музыкальной культуры детей шестилетнего возраста в условиях общеобразовательной школы.
Одна из центральных позиций, развивающая важнейший принцип концепции Д. Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьезной музыки и о необходимости воспитания на них духовного мира школьника, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента взращивания музыкальной культуры как части культуры духовной выступает музыка И. С. Саха. В. А. Моцарта, Э. Грига. Дж. Верди, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.
|
|
Следующая позиция — обращение к народному музыкально-поэтическому творчеству (хороводы, заклички, игры, загадки и поговорки, частушки и прибаутки). Это родные корни, основа, которую необходимо закладывать в детстве.
В качестве ведущей для музыкального развития детей выступает тема «Искусство слышать», а тема «Как можно услышать музыку» — главная тема года, которая рассматривается в каждой четверти под разным углом зрения. В ней «высвечивается» тот или иной аспект этого основополагающего умения, необходимого для постижения музыки.
Урок музыки как урок, искусства невозможно представить иначе как импровизацию на большую и важную тему, где импровизационность как принцип работы с маленькими школьниками реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. Ценность импровизации как методического приема заключается не в умении создавать музыкальные конструкции (завершенные или менее завершенные), а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления.
Следующая методическая позиция связана с важной проблемой: как естественнее, логичнее, непосредственнее ввести ребят в мир музыкальных образов и при этом максимально устранить «околомузыкальные приемы»; как сделать это вхождение желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным.
Наиболее эффективно решение этой проблемы в опоре на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому большое место на уроках отводится музыкальным играм, инсценировкам, играм-драматизациям, которые накоплены в опыте дошкольного музыкального воспитания.
Ни одна программа не может обойтись без решения вопроса о месте знаний, умений и навыков в учебно-воспитательном процессе. В данной программе во главу угла ставится задача развития личности ребенка, обогащения его духовного мира, развития способности видеть, слышать, чувствовать, думать; навыки же, как и специфические знания о музыке, формируются незаметно, как бы исподволь. Педагогическая стратегия, педагогическая мудрость уже на начальном этапе вхождения в музыкальное искусство состоит в том, что навыки должны созреть, и при этом созреть в процессе работы над музыкальными образами, над их духовным содержанием, а не над самими навыками.