Безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. Способность музыки описать, нарисовать, выразить, передать состояние человека и т. д. Осознание особенностей музыкальной ткани в ее выразительных значениях.
Первое прикосновение к освоению музыкального языка — характер, темп, мелодия, ритм, интонация и обобщенное обозначение их в условной записи, в поэтическом слове, рисунке, линии, пятне. Составление цветовых графических партитур.
Зима — весна. Закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. Русские обряды: «Масленица» с забавами, потехами, зимними играми; весенние заклички. Песни и игры разных народов, посвященные весеннему обновлению жизни.
Примерный музыкальный материал
Фрагменты из балета П. Чайковского «Щелкунчик» с чтением сказки Гофмана. «Зима из цикла «Времена года А. Вивальди. Пьесы: мазурки М. Глинки и Ф. Шопена; «Смелый наездник», «Дед Мороз», «Веселый крестьянин» Р. Шумана; «Весной» и «Холдинг» Э. Грига; «Адажио» и «Подражание народному» А. Хачатуряна; «Ходит месяц над лугами», «Дождь и радуга» С. Прокофьева.
|
|
Песни: русские народные — «Вспомним, братцы, Русь и славу», «Славны были наши деды», «Вот уж зимушка проходит»; «Соловьи»
B. Соловьева-Седого; «Мороз», «Сорока», «Забавная» А. Лядова; «Баба-Яга» В. Кикты; «Феечки» и «Кап-кат 3. Левиной; «Птичий дом» Ю. Слонова; «Подснежник» Д. Кабалевского; «Жила-была работа» В. Усачевой.
Самостоятельное сочинение детьми музыкальной сказки «Зимняя дорога»; складывание «Сказки о громком барабане»
C. Могилевской и В. Усачевой; сочинение песенки для мамы.
Обобщение темы «Как можно услышать музыку»
В размышлениях, слушании и исполнении детьми музыкальных сочинений акцентируется внимание на том, что же такое МУЗЫКА. Музыка входит в детскую жизнь народной песней, мелодиями Чайковского, Моцарта, Глинки, Баха, Верди, Прокофьева, Глиэра, Кабалевского... Великие творцы, для которых очинять музыку — значит полноценно прожить жизнь.
Маленькие-великие: Моцарт, Чайковский, Прокофьев, Рахманинов и др., когда они были маленькими — сверстниками учащихся — с увлечениями, проказами, играми.
Музыка И. Саца к спектаклю «Синяя птица» по сказке М. Метерлинка. Проблемы живого и неживого, одушевленного и неодушевленного, проблема счастья в музыке и в жизни.