Структурная перестройка нац. эк-ки. Диверсификация эк-ки

РБ после распада СССР стала самост. суверен. гос-вом и получ. в наследство развитую эк-ку с многоотрасл. стр-рой, где преимущ. роль играли: машиностр-ие, хим. и нефтехим., лесн. и деревообраб., легк. и пищ. пром-ть, животновод., льновод. и картофелевод. В первые годы струк-ные преобраз. осуществ. стихийно, с помощью либер-ции хоз жизни, приватиз., жестк. Д-К политики, что не привело к ожид.результ.

Надо использ. инвестиц. как важнейш. рычаг структур. преобраз. и повыш.роли гос-ва в их осуществ. на основе разработки и реализ. эффектив. инновац.-инвестиц. политики, учит-щей специфич. особен. страны и мир. опыт структур. преобразов.

Структур. деформации в эк-ке: несоответств. струк-ры произ-ва внутр. и внеш. спросу;высокие энерго- и материалоем. произв-ва, его сильн.завис. от импортн. поставок топливно-энергетич. и сырьев. рес-ов; высок. ур. физич. и моральн. износа актив. части основ. производств. фондов;недостаточ. разв. наукоемк. экспорт. произ-в, имеющ. высок. долю добавл. стоим.

Ближайш. 2-3 пятилетия ключевые для эк-ки РБ. Д.б. сформир-ся стр-ра произ-ва, отвечающая долгосрочным целям страны, завершены начатые институцион. преобразования, создана адекватная рыночнымм усл-ям сис-ма мотивации поведения предприним-ей и наемного персонала, достигнуто радикальн. повыш. уровня жизни населения. Надо с учетом нац. особен. оптимально встроить бел. эк-ку в мир.хоз-во, используя двусторон. и многосторон. связи; обеспеч.модернизацию стр-ры эк-ки в направлении роста ее наукоем-ти, экологич. сбалансир-ти и энергоэффектив-ти; перевести сис-му управления эк-кой на корпоратив. принципы и обеспечить формирование качественно новых стимулов инновац.активности. Надо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводств., отрасл. и технологич. стру-ры эк-ки, набор инструментов, стимулирующих работу п/п.

При преобразов.стр-ры эк-ки предстоит усоверш. межсектор., межотрасл. и межрегион. пропорции:

· м/у гос. и частн. секторами эк-ки;

· произв-вом, потреблением и накоплением;

· м/у отрасл. специализации, ориентированных на экспорт прод-ции, и вспомогательными и обслуживающими произв-ми;

· пром-тью и с/х;

· отрас-ми, производящими товары, и сферой услуг;

· м/у круп. и мелк. бизнесом;

· оптимизировать пропорции в ур. соц.-эк. развития обл. и г. Минска;

· усилить соц. ориентацию преобраз-ий.

Перед сис-мой гос. регулир. возник. новые задачи:

· •структур. модерниз. эк-ки;

· •полноценное включение мех-мов рын. конкуренции и мех-ма коммерц-ции нововведений, что обеспечит долгосроч. рост конкурентоспособности бел. эк-ки.

Принципы структурн.преобразов.:

•многоукладн. эк-ки, равные усл. хоз-ния всем юр. и физич. лицам;

•концентрац. рес-в на эффектив. использ.;

•постепен. трансформация отношений собс-ти, развитие предпр-ства, либерализация всех видов эк. деят.;

• переход на инновац. путь разв-я эк-ки;

• соц. ориентация перспективной стр-ры эк-ки, ускорен. развитие сферы услуг;

•приоритет разв-я наукоемк., высокотехнологич., конкурентоспособ., экспортоориентир. и импортозамещающ. нересурсоемк. отраслей и производств с высок. долей добавленной стоимости;

•учет факторов глобал-ции эк-ки, регион. интеграц. в первую очередь с РФ и СНГ;

•гармонизац. разв-я круп. произ-ва (создание нац. и вхожд. в транснацион.корпоратив. стр-ры) и малого предприним-тва;

•обеспеч. рациональн. использ. природно-эк., демографич. и др. местн. рес-ов;

• комплексн. разв. Производительных сил страны и ее регионов;

• экологизация эк-ки, сохранение окруж. среды для нынешнего и будущ. поколений;

• рациональн.сочетание сис-мы гос. регулир. и рыноч. саморегулир., гос.поддержки наиб. эффектив. п/п.

Опыт многих стран свидетельст. о необход. примен. различ. стратегий структурных преобразов.: стратегии использ. местных прир. рес-сов с привлеч.иностр. инвестиций и последующее направл. получение доходов на разв-е др. отраслей; стратегии «преследования», ориентир. на освоение конкурентоспособ. прод-ции развит. стран, но с более низк. ценами; стратегии «передовых рубежей», разработ. и созд. нов. продуктов и технологий на основе достижения НТП.

Целесообраз. отрасли подразделить на группы:

1. Отрасли и произ-ва по использ. региональн. фактор. усл. и рес-ов; ввозим. рес-ов(специализир. отрасли и произ-ва АПК:животновод. и др.;лесн., деревообраб. и др.; хим. и нефтехим. пром-ть; транспорт). Направл. структур. перестройки: наращ. объем. пр-тва конкурентосп. прод-ции путем модерниз. пр-тва, внедр. прогрессив. технолог. и техники, привлеч. ПИИ.

2. Традици. отрасли пром-ти, обладают большим науч.-технич. потенциалом и способность. в относительно коротие. сроки повысить ур. конкурентоспособ. выпускаемой прод-ции и создать ее нов. виды, соответствовать потребительским св-вам мир. и внутр. рын., но нуждающиеся в гос. поддержке (трактор. и с/х машиност., автомобилест., станкост., и т.д., черн. металлург., легк. пром-ть). Направл. структур. перестройки: модерниз., переспециализ. пр-ва на осн. соврем., в т.ч. заимствов. технологий и закупки нов. оборуд., выпуск нов. конкурентосп. видов прод-ции.

3. Наукоемк. экспортоориент. отрасли и производства, реализовывают передовые достиж. НТП и используют чел. потенциал. Включ. пр-ва и отрасли, основанные на разработке и использовании новейш. и высок. технолог., относятся: лазерные, электронно-плазмен., техн-гии, основанные на применении нов. видов сырья, конструкционных материалов; пр-ва по выпуску м-лов для микро- и наноэлектроники, композиц. м-лов; п/п по хим. и биолог. синтезу фармацевтич. ср-в и пищ. добавок и т.д. Надо примен. комплекс методов гос. регулир.: сниж. налог. нагрузки, льгот. кредитование, прямые гос. инвест. и субсидии и др. Важнейш. организац стр-ми должны стать транснац., межгос., межотрасл., отрасл. и территор. корпоратив.стр-ры в форме ТНК, ФПГ и др. Это обеспеч. сниж. издержек пр-ва, привлеч. инвест., в т.ч. зарубеж. и повыш. конкурентоспособ. прод-ции.

Цель структурной перестройки эк-ки: сниж. доли и масштабов энерго- и материалоемких производств, замена неэффектив. произ-тв на высокотехнолог. Приоритет:информатиз., ПО, нанотехн-гии и наноматериалы, модерниз. энергетич. отрасли, биотехнолог. и генетика. В эк-ке РБ активно идет процесс диверсифик.: расшир. ассортимента, измен. вида продукции, производимых п/п, фирмой, освоение нов. видов производств и переориентация рынков сбыта с целью повыш. эффективности производства, получ.эк. выгоды, предотвращ. банкротства.

41.Гос. регулир. эк-ки – фактор развития нац. эк-ки.

Гос-во, его институты и струк-ры играют исключ. важную роль в эк-ке кажд. страны. Одним из принцип. вопросов явл. соотнош. рын. и гос. регуляторов. Мир. разв-ие эк-ки в XX в. свидетельств. о чередов. периодов усиления рын. и гос. регулир. В эк. теории и политике преобл. то концепц. усиления роли гос-ва в эк-ке (прежде всего кейнсианство, господств. как в эк. теории, так и практике хоз. регулир. вплоть до к. 70-х гг.), то концепция неогранич. возможностей рын. регуляторов эк. развития (монетаризм, неолиберализм и др. теории, ставшие наиб. влиятельными в 80-90-е XX в.). Что касается бывшего СССР и большинства соц. стран, то в них гос-во определяло практически все соц.-эк. процессы путем разработки и реализ. директивных планов, использ. административ.-команд. методов управл.

На соврем. этапе в преобл. большинстве стран усил. регулир. роль гос-ва по отнош. как к гос., так и к частн. сектору эк-ки.Гос. регулир. эк-ки, независ. от того, командно-распредел. или рыноч. она явл-ся, объективно необходимо для люб. правительства. Эк. политика гос-ва важн. элемент рын. сис-мы. Гос-во прямо или косвенно определяет важнейш. параметры рынка, устанавл. ориентиры деят-ти отдельн. фирм и предпринимателей. Оно формир. общее эк. пространство, устанавл. ограничения для общественно опасной деят-ти. Гос. регулир. эк-ки: сис-ма мер законодательного, исполнит. и контролир. хар-ра, осуществляемых гос. учреждениями с целью обеспеч. устойч. соц.-эк. разв-ия страны. Эк. политика гос-ва должна способств.укрепл. финансов субъектов хоз-ния и домаш. хозяйств, накоплению отеч. капитала, повышению доступности кредит. рес-ов отечеств. товаропроизводителям.

Конкрет. направл., формы, масштабы гос. регулир. эк-ки определ-ся особен-ми соц.-эк. развития страны в данный период.

Глав. задача гос. управл.в эк. сфере: обеспеч. роста матер. производства с целью удовлетвор. все возрастающих потребн. насел. Процесс управл. эк-кой предполаг. решение многих вопросов: повыш. эффектив-ти и конкурентоспособ. нац.эк-ки, рациональн. использ. внутр. рес-сов, развития науки и инновац. деят-ти, формир. оптимальной стр-ры хоз. комплекса, его соц. ориентации, поддержки экспорта, обеспеч. занятости населения и т.д.

В этом вопросе Сачёк сказал, упомянуть функции гос-ва, они расписаны в вопросе 42


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: