Понятие переходного процесса при смене экономических порядков

Переход от централизованно регулируемой к рыночной эк-ке, как и любой переход от одного эк-ого порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями эк-кой деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и гос воздействия на эк-кую деятельность, но и структура пр-ва и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.

Переходный период включает три направления преобразований:

• первое — демонтаж старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;

• второе — становление нового экономического порядка, цель которого — создание необходимых условий, способствующих зарождению новых структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;

• третье — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.

Таким образом, под переходным и следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации эк-кой деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутр и внешних рынков, что обусловлено изменениями эк-ого, гос-ого и общественного порядка.

Характер переходных процессов определяет два типа переходной эк-ки. Первый тип базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается по принципу «разрушения всего старого» (эк-ка Польши, России).

Имеющийся опыт реализации этих процессов показывает, что первый путь менее разрушителен, требует более низких трансакционных издержек, в социальном плане не вызывает резких социальных потрясений и обнищания народа.

Эволюционный путь развития определяется специфической закономерностью функционирования переходной экономики — инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, которые предопределяют невозможность быстрой замены существующих форм другими. Такая замена деформирует производственный процесс, ведет к спаду производства.

Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике старых экономических структур и механизмов, и прежде всего прежних структур производства и управления, преобразование которых также требует времени. Не могут быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества, деятельность существующих институтов, хозяйственный механизм и другие составляющие экономики.

Огромное влияние на переходные процессы оказывает состояние кадров. Для них также характерна инерционность, так как кардинальные изменения в содержании знаний и навыков работы кадров невозможно осуществить быстро.

Важной закономерностью переходной экономики является также зарождение и интенсивное развитие новых форм и отношений. Ими могут быть как не свойственные господствовавшей прежде системе формы и отношения (например, институты рыночной экономики), та к и возникающие путем изменения содержания старых форм (например, государственная собственность в новой форме акционерных обществ, ассоциаций, унитарных и других предприятий или планирование в форме индикативного, не директивного, а рекомендательного в виде государственных прогнозов и программ).

Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:

• ликвидировать негативные последствия эк-кого кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технич, инновационный и кадровый потенциалы страны;

• обосновать перспективную модель национальной экономики;

•создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;

• либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство, малый и средний бизнес;

• обеспечить равноправие всех форм собственности;

• сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры — валютной, фондовой и товарных бирж, а также многообразие финансовых учреждений;

• провести структурную перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику;

• использовать преимущества глобализации для становления национальной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

• изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;

• значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;

• разработать и реализовать эф-ую систему соц защиты населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль государственных минимальных социальных гарантий и поэтапно приблизить их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию групп населения по уровню доходов;

• повысить эф-сть методов гос регулирования эк-кой деятельности, особенно на начальных этапах переходного периода (правовое обеспечение, установление гибких и стимулирующих параметров бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики, активизация внешнеэк-кой деятельности и м/н сотрудничества с различными финансовыми организациями Европы и мира, решение проблем занятости, рационального использования прир ресурсов и охраны окружсреды).

Решение данных проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему.

35. Проблемы переходного процесса национальных экономик России и стран Восточной Европы. Источник: Банкаўскi веснiк, СТУДЗЕНЬ 2009

На рубеже 1990-хгг. в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и бывшего Советского Союза начался процесс системного перехода от командно-административной к рыночной экономике. В этой связи эти страны стали называться переходными, трансформационными, транзитивными, или странами с переходной, трансформационной, транзитивной эк-кой. Под переходной экономикой можно понимать совокупность общественных эк-ких отношений, возникших в среде эволюционного исторического процесса перехода от старой к новой социальной системе.

Переходный период включает в себя два этапа: адаптацию экономики к новым рыночным условиям и ее развитие.

Адаптационный этап к новым условиям в переходной эк-ке занимает временной промежуток от 3 до 5 лет, а затем эк-кая система приобретает новое подвижное равновесие на пути к рыночной эк-ке. Этап адаптации можно считать завершенным при достижении критической массы преобразований, после которой проявляется положительный эффект от проводимых реформ для всего общества и государства.

Общие особенности внешнеэк-кой деятельности и внешних дисбалансов транзитивных стран на этапе адаптации характеризуются рядом следующих эк-ких явлений, кот были свойственны странам с переходной эк-кой на начальном этапе адаптации.

1. Внешняя конкуренция. В связи с высокой гос монополизацией в производстве и торговле конкуренция между республиками бывшего Советского Союза и странами СЭВ была практически минимизирована. Например, традиционно крупнейшимипроизводителями в СССР были Россия (61,1% союзного ВВП), Украина (16,2%), Казахстан (4,3%) и Беларусь (4,2%). Продукция этих стран централизованно распределялась между другими республиками Союза. Кроме того, отдельные крупные заводы были монополистами в этом регионе.

Так, в 1991г. один из белорусскихзаводов производил 90% всего советского полиэстера, а автомобильный завод в Тольятти—58% всех союзных автомобилей. Разрыв старых торгово-экономических связей вызвал необходимость освоения новых рынков и противостояния конкуренции на внешних рынках. В 1990-хгг. с началом трансформационных процессов в странах ЦВЕ наблюдалась переориентация внешнеэкономических связей с традиционно сложившегося в условиях старой системы восточного направления на западное. Кроме того, общей чертой в формирующейся системе управления внешнеэкономическими связями ряда переходных стран стала высокая степень либерализации экспорта и импорта. Например, в Чехии уровень государственного лицензирования экспорта былснижен до 15%, в Румынии—до 20%. Это открыло доступ высококонкурентным товарам из развитых стран. Внешняя конкуренция, которая потребовала модернизации механизмов хозяйствования в долгосрочном периоде, вызвала ухудшение торговых балансов большинства трансформационных стран в краткосрочном периоде. В 1993г. Внешнеторговый дефицит был зафиксирован в Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Польше, Литве, Румынии, Словакии, Словении, Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстане, Таджикистане.

2. Дефицит внешнего капитала. Трансформация внешнеэкономической деятельности транзитивных стран предполагала не только торговую, но и финансовую либерализацию. В период существования Советского Союза мобильность капитала преимущественно приобретала форму распределениягосударственных доходов. Так, такие менее развитые республики, как Киргизия и Узбекистан, ежегодно получали более 10% своего ВНП от других союзных республик. В то же время одни из самых развитых республик Союза Азербайджан и Беларусь порой отдавали более 20 и 15% своего валового национального продукта соответственно. В связи с тем, что иностранные инвесторы рассматривали переходные страны как страны с высоким риском капиталовложений,полноценного замещения внутреннего советского капитала внешним не произошло.

3. Становление национальных валютных систем. Введение национальных валют в бывших республиках Советского Союза предоставило властям возможность проведения девальвации для поддержки национального экспорта в условиях высокой конкуренции и существенных различий в структурах экономик стран—торговых партнеров.

Однако нехватка валютных резервов и отсутствие опыта управления обменным курсом привели к обесценению национальных валют, высокому уровню цен, снижению реальных доходов населения.

4. Высокая инфляция. Страны СНГ в связи с либерализацией цен столкнулись с высочайшим уровнем инфляции. Так, в 1991г. индекс цен производителей промышленной продукции по сравнению с 1990г. в среднем по содружеству вырос в 2,4 раза, а в 1992г. по сравнению с 1991г.—в 21 раз. Инфляция в начале 1990-хгг. в транзитивных странах имела ряд особенностей. Во-первых, недостаточно сильная финансовая инфраструктура столкнулась с большим спросом на кредитные ресурсы. При этом заемщики чаще всего оказывались неплатежеспособными, что заставило банковские институты приостанавливать свои обязательства. Центральные банки в целях предотвращения системного банковского кризиса предоставляли финансовые ресурсы с помощью эмиссии денежных средств. Во-вторых, либерализация цен привела их к уровню мировых. В этих условиях зарубежные экономические субъекты, обладая более высокой покупательной способностью, через повышение платежеспособного спроса вызывали инфляцию. Инфляция в переходных странах делала импортные товары более привлекательными, а также повышала себестоимость экспортируемых товаров, что приводило к внешнеторговому дефициту.

5. Мобильность трудовых ресурсов. Распад Советского Союза и высокая инфляция привели к падению реальных доходов населения, что стало основной причиной оттока рабочей силы из бывших советских республик, особенно среднеазиатских. Кроме того, военные действия в некоторых республиках повысили количество беженцев из этих стран. Кроме того, часть населения эмигрировала в США, Канаду, страны Западной Европы. В 1990— 1991гг. 610тыс. русских евреев эмигрировали в Израиль, что привело к приросту населения этой страны на 7%.

6. Приватизация как стимул развития внешнеэкономической деятельности. Процесс приватизации проходил параллельно с либерализацией и финансовой стабилизацией. Наиболее демонстративно приватизация прошла в России, где программа ваучерной приватизации привела к тому, что к концу 1993г. более 89 000 предприятий оказались приватизированы, в Чехии в 1992г. было приватизировано 988 компаний, в 1994г.—861,в Словакии—503, в Польше— 512, в Словении—1543. Вместе с тем некоторые республики Советского Союза столкнулись с проблемой оценки государственной собственности, и поэтому процесс приватизации у них был менее динамичным.

Развитие внешнеэкономической деятельности транзитивных стран проходило в условиях глобализации. И чем выше степень открытости переходной экономики, тем она более подвержена глобализационным процессам.

36. Политические и социально-экономические предпосылки построения перспективной модели экономики.

По временному фактору следует выделить две группы содержательных предпосылок — нацеленных на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Краткосрочная экономическая политика призвана решать неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить. К текущим задачам относятся:

· реакции на тенденции и циклы рыночной конъюктуры;

· краткоср мероприятия и проекты, рассч-ные на быструю отдачу вложенных ср-в;

· максимальное использование наличных производственных мощностей;

· совершенствование традиционных технологий и методов ведения хоз деят-сти;

· ориентация фин сферы, денежной п-ки на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление нац валюты без должного учета долговр интересов реального сектора эк-ки;

· сосредоточение структур эконом управления преимущественно на решении оперативных вопросов сбыта продукции, пополнение оборотных ср-в, преодоление убыточности и неплатежей.

Долговременными явл инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от кот имеет большой временной лаг. Поэтому данные инвестиции должны носить упреждающий характер.

В число позитивных предпосылок и конструктивных факторов формирования перспективной модели экономики входят:

· выгодное экономико- географическое положение Беларуси;

· развитые системы транспортных коммуникаций и пр-ной инфраструктуры в целом;

· значительные земельные, водные, лесные р-сы, запасы важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для пр-ва строительных мат-лов и др.);

· достаточно мощная строительная база;

· значительный научно- технический потенциал;

· многоотраслевой промышленный комплекс;

· высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

· комплексность развития территорий и сформированность межотраслевых комплексов;

· многовекторные внешэк связи, способствующие расширению внешних рынков;

· совершенствующаяся в проф отношении система государственного управления.

В качестве барьеров выступают:

· несовершенство законодательно- нормативной базы, сохраняющей преобладание административных рычагов и бюрократических препон в управлении экономикой;

· недостаточное развитие конкурентной среды на внутр рынке Т и У, капиталов, рабочей силы;

· критический ур-нь износа активной части осн пр-ных фондов и устаревшие в большей части пр-ные технологии, неразвитость инновац- и информационно- коммуникационной инфраструктур;

· недостаточный ур-нь менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях;

· чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей;

К числу внешних предпосылок относятся прежде всего учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации и информатизации, интеграция и сотрудничество в мировом и региональном масштабах.

Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:

· построение социального правового демократического государства;

· эволюция общ-ных структур в направлении институтов современного гражданского общества;

Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразование в действующей экономической системе страны (системные условия):

· в реальном секторе — создание эф-ной и кокурентоспособной эк-ки на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологич базы пр-ва, выпуска высокотехнологич наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;

· в фин секторе — формир фин стр-р и механизмов, ориентир-ных на выживание (быстроокупаемые проекты), на долгоср крупные проекты нац и м/н масштабов;

· институционн правовой сфере — построение системной законодат основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной эк-ки;

· внешнеэк сфере — ориентация на принципы открытости нац эк-ки внешнему миру, многовекторности внешней п-ики, учитывающей первичность суверенитета нации и гос-ва, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;

· области управления и регулирования соц-эк процессов — гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решение текущих и перспективных задач на основе новых информац технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров.

Важными внутрисистемными предпосылками построения ПМЭ явл поддержание здоровой эк среды, обеспечение стабильного эк роста, повышение благосостояния населения и целенаправленное совершенствование в связи с этим макроэк п-ки (бюджетно-налоговой, денежно - кредитной, валютной, ценовой и т.д.)

Приоритетными предпосылками и направлениями преобразований долговременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются:

· построение структурного и институционального каркаса ПМЭ;

· создание национальной инновационной системы;

· реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства;

· развитие человеческого потенциала;

· оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы;

Представление о том, что либерализация и рыночная свобода быстро приведут к созданию нормальных рыночных отношений, оказалось глубоко ошибочным. Поэтому при переходе к рыночной эк-ке в решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа стартовая роль должна отводиться гос-ву. Его стратегич цель в переходной период — содействие системному формированию новых эк отношений, создание реальных условий для дальнейшей либерализации и дебюрократизации эк-ки, устранение административных барьеров при организации и ведении бизнеса. Вместе с тем гос-во должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение хоз-щими субъектами законод-ва, регламентирующего права собственности и правил поведения на рынках.

Т.обр., базовые принципы модели свидетельствуют о том, что наша страна отвергает крайности либерализма, огосударствление эк-ки, выбирает собственный путь построения будущей эк системы с сильным гос-вом, эф-ным рыночным механизмом и его соц ориентацией. Определение новой роли гос-ва и общ-ва, развитие демократии и общ-ных отношений повысят эф-сть механизмов соц взаимодействия, трансформации эк-ки и соцсферы как важных предпосылок построения перспективной модели эк-ки.

37. Основные черты и этапы соц.-перспективной модели эк-ки.

Все страны стрем. к общим целям разв-ия общ-ва, но идут к ним своим путем(исходя из нац.интересов, тер-рии, насел., прир. рес-сов, историч. пути и др.)Путь, избран. РБ: построение соц. ориентир. рыноч. (смешан.) эк-ки.

Соц. ориентир. рын. эк-ка: высокоэффектив. эк-ка с развитым предприним-вом и рын. инфраструк-рой, действенным гос. регулир-ем распредел-я доходов, заинтересов-щим предприн-лей в расшир. и совершенс-нии пр-ва, а наемных раб-ков в высокопроизводительн. труде.

Она гарантирует высок. ур. благосост. добросовестно раб-щим членам общ-ва, достойное соц.обеспеч. нетрудосп-ным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящ. в отпусках по уходу за детьми, эффективн. охрану жизни, здоровья, прав и свобод всем гражданам. Бел. модель разв-ия формир-ся с переходом от команд.-администр. сис-мы к рын. отнош., наход-ся на начальн. этапе становл., но уже сегодня ясно проступают основ. черты, кот. определ. ее общность с рыноч. и переходн. к рынку моделями эк-ки и одновременно ее специфику.

Президент страны в 1 из своих выступлений охарактер-вал бел. модель разв-ия и подчеркнул черты этой модели:

1) сильн. и эффектив. гос.власть, обеспеч-щая политич. стабильность, безопасность, соц. справедливость и обществ. порядок;

2) равенство различн. форм собственности, в основе кот. лежит глав. критерий разв. эк-ки: эффективность ведения хоз-ва. Т.е., приватизация рассматр-ся как ср-во поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;

3) многовекторность внешнеэкономич. политики страны в усл. глобализации;

4) актив-ция интеграц. процессов со странами СНГ и РФ;

5) сильн. соц. политика гос-ва, инвестиции в здоровье, образование, проф. и культурное развитие личности, адресная соц. помощь.

Модель бел. эк-ки содерж-ся в стратегич. док-тах: Нац. стратегия устойчивого развития до 2020 г. и Концепция соц.-эк. развития РБ до 2015 г. Перспективная модель эк-ки должна обеспечивать:

1. преемственность действующей бел. модели развития и ориентация на мировой опыт;

2. единство соц. и эк-го, сочетание эк. эффект-ти и соц.справедливости;

3. единство частн. собств. и интересов гос-ва, ответств предпринимателя перед обществом;

4. эк-кую свободу чел. и свободу эк.о выбора;

5. равенство гос. и частных субъектов рыноч.отнош.;

6. эк. и соц. партнерство;

7. ориентацию на жизнен. потребности населения и рост его благосост.;

8. стабильность стратегич. курса на соц.правовое государство;

9. приоритет прав граждан;

10. ответственность гос-ва перед гражданами и соц. защиту;

11. ограничение сфер действия административ. мех-зма гос. регулир-ния;

12. сочет. свобод. конкур-ции с регулир-ем;

13. взаимодействие институтов труда и капитала в рамках соц. партнерства.

Наша страна отвергает крайности и либерализма, и огосударствленной эк-ки, выбирает свой путь построения будущей эк.сис-мы с сильным гос-вом, эффективным рыночным механизмом и его соц. ориентацией. Роль гос-ва в управлении эк-кой при переходе к рынку во многом возрастает: как политич. руководителя переходных к рынку процессов; гаранта соц. защищен. малоимущих слоев общ-ва, в т.ч. от коррупции, криминальной среды; обеспеч. роста благосост. народа, финанс. и ценовой стабильности и др. Эти основные хар-ки перспективной модели эк-ки РБ как рыночной эк-кой сис-мы соц. ориентированного типа наполняются реальным жизненным содержанием в ходе реализации стратегич. и тактич.программ соц.-эк-ого развития страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: