double arrow

Кто такой фасилитатор


«Это профессионал, который предлагает поддержку менеджменту в контексте оперативного управления. Фасилитатор — это далеко не тренер, который скорее транслирует навыки, знания и экспертизу, и совсем не консультант, чьей основной задачей является предложение решения. Фасилитатор предоставляет метод и средство, помогающее найти ответ в сложных ситуациях, связанных с операционной деятельностью бизнеса», — считает Тони Манн, автор нескольких книг по фасилитации и ведущий мастерскую по фасилитированию в Leeds Metropolitan University.

Википедия определяет фасилитацию как средство мотивирования группы, способ ведения группы к выработке решения. Фасилитация не призвана управлять дискуссией, но она помогает контролировать процесс. Фасилитатор — нейтральный лидер, который делает процесс более легким и эффективным. Еще его называют ведущий сессии (session leader).

«Фасилитация — это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей. Процесс фасилитации приводит к повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности участников, раскрытию их потенциала, — считает Людмила Дудорова. - Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих в ежедневной практике бизнеса, часто вызывает разногласия и непонимание между участниками. Кто-то много говорит, а чьи-то идеи не услышаны; тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся основной темы встречи; решения не принимаются... Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия участников встречи. Такой процесс осуществляет фасилитатор, который управляет процессом обсуждения, вовлекает участников и структурирует работу группы».




В мире существует несколько видов фасилитации. Наиболее известные из них: групповая фасилитация, Open Space (пример из российской практики использования Open Space), World Cafe (есть примеры использования в России), онлайн модерация.

Термины, близкие к фасилитации: модерация, медиация (чаще в юридическом контексте). «В нашем представлении особой разницы между понятиями фасилитация и модерация нет, — считает Евгений Доценко. — И фасилитатор, и модератор организуют работу в группе и направляют ее к достижению поставленной цели. Есть мнение, что модератор должен в большей степени владеть предметной областью, в которой ведется обсуждение и больше вмешиваться в процесс, чем фасилитатор, цель работы которого ограничивается побуждением к действию и соблюдением регламента обсуждения».

«Хороший фасилитатор может отличить плохое решение, родившееся во время дискуссии, от блестящего, открывающего „голубые океаны“ для компании. Он может распознать решение, содержащее скрытые проблемы, от решения, которое будет работать в контексте ситуации», — описывает характеристики фасилитатора Тони Манн. Тем не менее, далеко не каждый тренер, даже очень опытный, может стать хорошим фасилитатором, потому что последнему требуется совсем другой набор навыков.



Уже упомянутый Тони Манн в своей статье о будущем фасилитации приводит 5 пунктов, на которые важно обратить внимание как самому фасилитатору, так и менеджеру-заказчику, выбирающего фасилитатора для группы.

1) Фасилитаторы не связаны с предметными знаниями, иными словами, они не должны быть экспертами в теме дискуссии, мозгового штурма, совещания и т. п. Эффективность фасилитатора зависит от его владения форматом, в котором проходит встреча, от его владения процессом. Хорошие фасилитаторы понимают, как управлять группами, и какие модели, инструменты и техники использовать для того, чтобы получить нужный результат. Формат — это способ структурирования и организации группы для выполнения конкретной задачи. Процесс — это комбинация разных моделей и техник, которые используются, чтобы добиться выработки решения.

2) Фасилиатор должен быть креативной личностью и уметь брать на себя риски. Он должен быть готов к шагу за пределы комфортной зоны для создания новой техники или адаптирования инструмента, который бы подошел ситуации.

3) Хороший фасилитатор умеет реагировать быстро. Группа может сбиться с пути в поиске решения трудного вопроса, фасилитатор для того и нужен, чтобы запустить в группе процесс по поиску решения.



4) Фасилитатор должен оставаться открытым к изменениям и стрессоустойчивым.

5) Не полагайтесь на узкоспециализированные знания, гораздо эффективнее станет широкий кругозор. Нужно аккумулировать множество аналогий и метафор, которые помогут в управлении дискуссией.

12 лет назад в Великобритании фасилитация уже активно использовалась в организациях. Тери Теннант, пишет в комментариях к статье Тони Манна о будущем фасилитации: «Как-то я наблюдал за тем, как моя коллега фасилитировала сессию 3-х менеджеров C-level. Я был поражен, насколько правильные вопросы и в правильное время она задает, подбирая при этом подходящие группе слова. Менеджеры сами проделали всю работу, она лишь виртуозно облегчала процесс, способствовала тому, чтобы участники задумались... Первое, что я вижу положительного в фасилитации, — то, что результаты выдают сами участники, т. е. они сами проделывают всю необходимую работу. Фасилитаторы только поддерживают процесс технологически».







Сейчас читают про: