Привлечь внешнего и внутреннего фасилитаторов одновременно

Совместная работа внутреннего и внешнего фасилитаторов несколько усложняет ведущим исполнение своих ролей, в то же время позволяет участникам мероприятия получить самое лучшее и от того и от другого. Если выбранный план мероприятия предполагает большое количество групповых сессий или подробные беседы, а также если организация территориально рассредоточена, то привлечение внешнего фасилитатора и/или нескольких внутренних, может быть полезна для компании.

При выборе внешнего фасилитатора не забудьте использовать следующие этапы оценки:

— провести предварительный подбор кандидатов

— запросить письменные предложения (от потенциальных консультантов)

— провести начальное интервью

— проверить рекомендации

— провести финальное интервью и сделать выбор

Решатель (пользователь) → Преподаватель → Разработчик методик → Творческая Личность

Г.С. Альтшуллер неоднократно отмечал: «...из 10 слушателей получается 1 преподаватель, из 10 преподавателей получается 1 разработчик» (Как стать гением, с. 375).

В последние годы жизни Г.С. Альтшуллер, на основании гигантской статистики, разрабатывал т.н. Жизненную стратегию творческой личности (ЖСТЛ), обобщая опыт сотен выдающихся людей. Но здесь мы переходим от обсуждения семинаров к обсуждению свободы выбора, стиля жизни. Сходной проблематики коснулись братья Аркадий и Борис Стругацкие, скажем, в повести «Миллиард лет...», но у Г.С. Альтшуллера это сделано на порядок подробнее.

Возвращаясь к продвинутым семинарам, обращаю внимание на переход N 1:

Решатель → Преподаватель

Известны случаи: человек образован, начитан, но... перехода N 1 не происходит. Каковы здесь барьеры? Можно ли ими управлять? Свой вариант ответа Г.С. Альтшуллер дал в тексте ЖСТЛ.

Переход N 2 является ещё более сложным:

Преподаватель → Разработчик методик для Пользователей и Преподавателей.

Поэтому предлагаю следующее рабочее определение семинара для преподавателей:

При выполнении следующих условий:

· известная исходная квалификация обучаемых,

· наличие у них желания учиться,

· качественное выполнение ряда работ, предусмотренных программой обучения (например, в ТРИЗ подобными работами обычно являются значительные объёмы домашних заданий, решение примерно 200 творческих задач и т.п.),

· квалифицированная работа ведущего (ведущих)

задаются предпосылки (увеличивается вероятность) перехода на следующий профессиональный уровень, но гарантий этого, увы, нет. Более того, некоторые познавательные барьеры, похоже, ещё не выявлены. Аналогичное определение можно дать и семинару для разработчиков.

Еще раз подчеркну: отвечая на вопрос N 1, я имел в виду передачу знаний, умений, освоение методик».

Вопрос N 2. Что нового - исходя из Вашего опыта - "Тренинг для Тренеров" может дать человеку, имеющему высшее педагогическое образование и опыт нескольких лет работы?

«1) Приличные выпускники педагогических ВУЗов знают ряд педагогических подходов к обучению детей; владеют системой планирования, подготовки, проведения и анализа урока. Это очень полезно.

Выпускники педвузов имеют шанс повысить свою квалификацию и овладеть подходами к обучению не только детей, но и взрослых.

Постараюсь расширить рамки вопроса. Что получит человек с высшим образованием, посетив серию семинаров для преподавателей? При названных выше условиях он, вероятно, увеличит число освоенных им моделей, которые позволяют решать задачи определенных классов. О различных барьерах, которые мешают этому, есть небольшая статья: Викентьев И.Л., Почему так редко создаются новые ТРИЗ-методики?

2) Да, есть барьеры в обучении: возрастные, культурные, гендерные, профессиональные (насколько понимаю, об этом и был вопрос) и т.п.

Хотелось бы отдельно проакцентировать один барьер, характерный для перехода N 2 (ПреподавательРазработчик) и о котором обычно не хочется ни слышать, ни думать. Для создания качественной разработки по ТРИЗ нужно затратить от сотен до десятков тысяч квалифицированных (!) человеко-часов. Напомню: в месяце примерно 180 рабочих часов.

С такими затратами, например, делался семинар, а позже - крупнейшая база риторических приемов русского языка – Приемы журналистики. Глубина поиска 150 лет, проработано 12 500 источников. Она сделана с прогностической прочностью минимум 15-20 лет и перекрывает целый пласт задач: мы уже давно не можем найти ни в прессе, ни в литературе, ни в Internet новых текстов, формул которых ещё нет в нашей базе...

В большинстве случаев переход N 2 оказывается непреодолимым. Под него пытаются «подлезть» – независимо от базового образования и даже при наличии научных степеней – комбинаторикой из модных терминов, переименованием известных терминов, внешне кипучей деятельностью и т.п.

Вопрос N 3. Какие отрицательные моменты на сегодняшний день не преодолены на рынке "Тренингов для Тренеров"?


Есть старая шутка: у Советского Союза никогда не было несложной международной обстановки...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: