Р. Псыш - р. Зап. Кара-Джаш)

Пропуска в погранзону

История случилась просто потрясающая! Пропуска в погранзону мы решили оформить по всем правилам. Примерно за месяц до выезда мы собрали все документы. И, хотя уже знали, что адрес погранотряда меняется (а нового не нашли), все равно выслали их почтой в погранотряд г. Черкесск по адресу: ул. Леонова, 2.
По приезду в Черкесск рано утром водитель убедил нас, что нужно ехать прямо в Архыз - там, мол, оформляют все быстро и без проблем. Так и сделали. Добравшись в Архыз, сообщили в погранотряде, что высылали письмо с документами для оформления пропуска, и дали список группы и маршрут. Через 20 минут мы были очень удивлены (приятно:)), поскольку нам вынесли пропуск-разрешение на весь маршрут, без изменений. И мы радостно решили, что наше письмо очень поспособствовало - ведь нам оформили пропуск так быстро впервые. Кульминация этой истории ждала нас дома после похода... в почтовом ящике мы нашли сообщение о том, что наши документы ждут нас на почте в связи с выбытием адресата. Документы в погранотряде не получили. А значит - лишь сила убежденности и позитивного мышления убыстрила процесс оформления пропуска!

Состав группы Сергей Котюх, Людмила Котюх, Павел Котюх, Таисия Котюх, Евгений Котюх. Как видно:), поход получился совсем семейным.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Пос. Архыз - по р. Псыш)

Поезд остановился. На перроне вокзала нас ждал водитель заказанного через Интернет микроавтобуса. Быстро и комфортно нашу группу доставили в пос. Архыз к домику КСС. К нам вышел Тохтар, мы поговорили про маршрут, обсудили некоторые особенности. Тохтар зарегистрировал нашу группу и оставил свой номер телефона. После этого нам в погранотряде за 20 минут выдали пропуск в погранзону и мы вышли на маршрут.

По дороге вдоль р. Псыш мы дошли до поляны Таулу, где стоит множество лотков с едой и разнообразными сувенирными товарами. На поляне нам загнули такую сумму за возможность дальнейшего продвижения на авто, что мы без колебаний решили идти дальше пешком. Перейдя на правый (ор.) берег реки Псыш, наша группа двинулась дальше вдоль реки. Вскоре дошли до знака, который гласил о запрете дальнейшего проезда на транспорте. Еще несколько часов пути - и мы дошли до левого притока р. Псыш, переход через который произвели по поваленному дереву-мостику. За рекой большая поляна с несколькими кострищами. Выбрав местечко подальше от местных отдыхающих, наша группа расположилась на первый свой ночлег, пособирав предварительно ягод (малина и земляника) на компот.

р. Псыш - р. Зап. Кара-Джаш)

фото 1.1. Долина р. Псыш

Свершаем попытку подъема в 6 утра. Темно и холодно, но нужно вырабатывать режим. Дежурные продирают глаза в 6.20, в 8.30 наконец выходим вверх по долине. Сегодня рюкзаки кажутся немного (но лишь немного!) легче. По плану мы должны дойти до р. Зап. Караджаш, оставив по пути заброску у пограничников перед р. Аманауз.

Движемся по хорошей грунтовке, вверх-вниз, вниз-вверх. К 10.00 (с одним привалом в 9.20) доходим до р. Белая. В попытке найти бревнышко уходим с дороги направо, доходим до начала крутого взлета в долину р. Белая, а бревнышка не находим. Возвращаемся к дороге и бродим [10.15] Белую, затем еще что-то (наверное, второй рукав). Вскоре дорога переходит в набитую тропу, проходим какую-то халупку (сделана из того, что под руку попало – вроде временного базового лагеря) и тропа сразу выводит на каменный простор у реки [10.45], где теряется. Отсюда открывается величественный вид на верховья долины (фото 1.1). Прыгаем по камушкам, фотографируем и так и сяк, и с рекой и без, настроение хорошее.

фото 1.2. Мост через р. Псыш

Тропа снова появляется и выводит нас [11.15] прямо к подвесному мосту через р. Псыш. А где же погранцы? Их пост по всем описаниям находится перед мостом… Замечаем сразу за мостом справа хижину. Хозяин – пастух Валера – рассказывает, что та халупка, которую мы проходили, и была постом погранцов. Странно, что на нас никто даже не обратил внимания.

Оставляем заброску в хижине пастуха, переходим по мосту на правый (ор.) берег р. Псыш (фото 1.2), откуда по тропе почти сразу выходим к более солидной хижине. Надпись гласит: Хижина Басмача. Сам Басмач, видимо, сильно занят – занимается рубкой леса.

Стоит сказать, что рубка леса в данном районе (между прочим – серьезнейший заповедник, даже грибы собирать низяяяя) ведется совершенно безбожная и безобразная. Везде, где позволяет техника (а она позволяет вылазить на совершенно, казалось бы, недоступные склоны) все вокруг разрыто-перерыто, валяются бревна, мусор, железяки. Эти шрамы еще надолго останутся. А это жаль:(.

В 12.15 от хижины Басмача уходим по лесовозной дороге, траверсируя левый (по ходу) склон долины. Почти сразу сворачиваем с дороги (которая забирает слишком влево и вверх) и спускаемся на тропу, затем на размытую дождями дорогу у самой реки (по дороге течет ручей). По пути собираем малину. Вскоре от дороги (камень с пирамидкой) влево отворачивает лесовозная траншея и довольно набитая тропа. По тропе идем по лесу до мощной поляны лесорубов, где тропа теряется среди множества дорог и траншей. Здесь обедаем, ищем тропу (находим ее прямо над поляной) и [14.30] уходим резко вверх.

Через метров 50 есть смысл кинуть рюкзаки и сбегать от тропы траверсом вправо (5 минут), чтобы попасть к грандиозному водопаду (фото 1.3), не отмеченному на картах. В этом месте мы построили справа от тропы пирамидку, увенчанную зеленой пластиковой бутылкой.

фото 1.3. Безымянный водопад

Вообще, стоит сказать, что найти начало тропы у поляны лесорубов оказалось довольно сложной задачей. Во-первых, все перерыто лесорубами; во-вторых, мы пришли к выводу, что на карте не совсем верно отмечены правые притоки р. Псыш. На фрагменте карты я отметил примерную картину, которая предстала перед нами во время получасовой разведки. Тропа начинается сразу за рекой, отмеченной зеленым, но это не та река, которая берет начало в долине перевала Караджаш (та река более мощная и на ней находится вышеупомянутый водопад). Река с перевала Кара-Джаш (синим на карте) впадает в Псыш чуть дальше (после характерного резкого поворота Псыша влево). Водопад на ней виден, если выйти из леса и подойти к р. Псыш по камням. Тропа на перевал проходит между реками, отмеченными зеленым и синим. Она виляет, подходя то к одной, то к другой реке. Вскоре левая (по ходу) река теряется, а вдоль правой мы будем идти до самого перевала.

Наверх идем круто три перехода (привалы 15.25-15.35 и 16.15-16.25-на обзорной площадке). В 17.30 выходим из леса и сразу ставим лагерь на лугу (справа от тропы), недалеко от кошары. В кошаре нас угощают блюдом "жаркое" с картошкой, мясом и печенью тура. Вечером покупаем у них же свежее молоко.