double arrow

Глава 12. Нет цепей прочнее ненависти


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СТРАХА И ГНЕВА

Нет цепей прочнее ненависти...

Рассуждая о недостатках ближнего,

Ты умножаешь свои собственные.

Тебе далеко до конца пути.

Будда

И страх, и гнев представляют собой реакции на угрозу. Одна состоит в пассивном сокращении, а друга в активном взрыве. Поскольку они тесно связаны между собой, ослабление одной из них помогает ослабить другую, и предлагаемые ниже упражнения помогают справиться с ними обоими. Но прежде чем работать с этими двумя конкретными эмоциями, важно осознать нашу способность преобразовывать эмоции, как таковые.

Упражнение 1: ИЗ ЖЕРТВЫ СТАТЬ ТВОРЦОМ

Большинство людей живут в плену убеждения, что они – беспомощные жертвы своих эмоций. Чтобы преобразовывать эмоции, нам сперва нужно осознать свою роль в их создании. Данное упражнение позволяет непосредственно ощутить эту возможность.

Потратьте мгновенье, чтобы полностью осознать, как вы себя чувствуете. Отметьте эмоции, которые вы испытываете. Потом подумайте о ком-то, кто вам нравится, или зрительно представьте себе этого человека. Обращайте внимание на любые эмоции, которые при этом возникают. Теперь проделайте то же самое в отношении человека, который вам антипатичен, и понаблюдайте за игрой соответствующих эмоций.




Затем просто поднимите вверх уголки рта и улыбнитесь. Заметьте, что за этим сразу же следует ласковая волна счастья. Это упражнение занимает всего лишь несколько секунд, но и этих секунд достаточно, чтобы вы ощутили вкус своей силы.

ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЕЗНЕННЫХ ЭМОЦИЙ

Я вовсе не хочу сказать, что мы можем преобразовать все свои эмоции моментально или без усилий. Хронические эмоциональные привычки, складывавшиеся на протяжении большей части жизни, вырабатывают огромную умственную инерцию. Однако, путем последовательной духовной практики можно постепенно перестраивать наши эмоциональные реакции на более жизнеутверждающий и любовный лад.

Это происходит не сразу. Хотя такие болезненные эмоции, как страх и гнев, с практикой уменьшаются, они начинают полностью исчезать только на высочайших стадиях духовной зрелости. Жизненно важная проблема психологического и духовного роста состоит в том, чтобы научиться сознательно переживать трудные эмоции, продолжая при этом жить полной и достойной жизнью. Мы не должны искоренять страх, но нам нужно научиться действовать надлежащим образом, вопреки страху. Даосизм и конфуцианство кратко сформулировали эту задачу, указав, что мудрец "имеет эмоции, а не обольщения" и "реагирует на разные вещи, но не обольщается ими". Это частный случай более общего принципа: "совершенный человек – хозяин обстоятельств, а несовершенный – их раб".



Думая о том, как справиться со страхом и гневом, мы зачастую воображаем, что боремся с ними и принуждаем их к подчинению. Порой такой подход может быть ценным, но он таит в себе коварство. Например, если мы нападаем на гнев и на самих себя, за то, что мы его испытываем, легко может оказаться, что мы громоздим один гнев на другой. Как ясно показал Будда:

Ненависть никогда не рассеивает ненависть

Только любовь рассеивает ненависть

Таков закон, древний и нерушимый.

Духовные традиции обычно рекомендуют более мягкие подходы. Они предполагают понимание трудных эмоций и постепенное лишение их основы за счет их внимательного переживания и исследования – либо путем противодействия им добротой и великодушием.







Сейчас читают про: