Социальный императив: сущность, содержание

Социальный императив по своей сущности является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации государственной политики вообще и в регулировании экономического развития в частности.

Термин «социальный» имеет многозначное толкование в зависимости от базовых концепций предмета исследования и традиций употребления в практических ситуациях. В прямом переводе с латинского он означает «общественный», «относящийся к обществу как целому». Общество в данном случае — это совокупность людей (индивидов), находящихся в системе отношений, определяемых системой законов, политическим строем, экономическим устройством, нормами гражданских отношений, т.е. всем тем, что позволяет им жить вместе. В философском плане «социальный» противостоит «индивидуальному», «эгоцентрическому». С точки зрения различия рыночных экономических моделей общества, термин «социальный» употребляется в сочетаниях «социальное рыночное хозяйство», «социальное государство», «государство всеобщего благосостояния». Им противостоят различные модели либерального рыночного хозяйства. Разделяет их именно степень «социальности», социальной ориентации (подробнее см. подпараграф 5.3.1).

Центральное место в развитии цивилизации, ее социальном компоненте занимают права и свободы человека. Последовательное осуществление прав и свобод на практике — основной показатель демократичности, гуманности и цивилизованности общества. Права человека на жизнь, на свободу и неприкосновенность, на труд являются необходимыми условиями полноценной жизни каждого человека.

Основным гарантом всего комплекса прав и свобод человека — гражданских, политических, экономических, социальных и культурных — выступает государство. Без создания социального государства декларируемые права и свободы человека остаются идеалом, не реализуемым в действительности.

Приоритет социальных целей, выдвижение на первый план развитие человека как цели прогресса, рассмотрение уровня развития человеческого потенциала как меры зрелости общества, государства, его социально-экономической политики — все это и образует содержание социального императива государственного регулирования экономического развития.

Непосредственно природа социального начала раскрывается с помощью таких категорий, как социальная сфера, социальный потенциал, социальная структура, социальная безопасность, социальная политика, социальные индикаторы и др. Эти категории трактуются по-разному различными научными школами. Следует выделить два сформировавшихся подхода — экономический и социологический.

Экономический подход прослеживает эволюцию термина «социальная сфера» от понятия «непроизводственная сфера народного хозяйства СССР», использовавшегося в статистике баланса народного хозяйств (БНХ), к нынешнему структурному содержанию социальной сферы, когда БНХ был замещен системой национального счетоводства (СНС). Критериями отнесения отраслей к социальной сфере служил способ обслуживания населения, т.е. социальными считались блага, которые за счет фондов общественного потребления распределялись на основе полной или частичной «неплатности».

С социологической точки зрения, функция социальной сферы определялась ранее как социальное воспроизводство человека в качестве производительной силы и личности в такой схеме дифференциации общественной жизни: экономическая, или материально-воспроизводственная; социальная, политическая и духовная (культурная) сферы. Иногда выделялась семейно-бытовая сфера.

Социальная сфера в своем функционировании предстает как сложноструктурированная на различные, социально неравные классы, слои, группы людей, связанные между собой отношениями собственности, трудовыми и иными социальными взаимодействиями в формах сотрудничества, взаимопомощи, соперничества, конфликта, распределительными отношениями, реализующимися в различных формах и уровнях дохода, богатства, бедности, семейно-бытовыми и рекреационными отношениями, способами организации рабочего и свободного времени, проведения досуга.

Именно здесь прокладываются самые мощные каналы взаимодействия экономической сферы с социальной, что реализуется в рамках экономической и социальной политики с помощью социального механизма развития экономики.

Главная идея, на которой базируется представление о социальном механизме развития экономики, состоит в том, что результаты экономического развития являются следствием не прямого действия органов управления, а опосредуются деятельностью, активностью социальных групп. Эта активность зависит от следующих видов регуляторов:

• мотивационного;

• статусного;

• культурного;

• управленческого.

Своеобразие действия социального механизма проявляется в том, что он, передавая импульсы развития из сферы социальных отношений в экономическую сферу общества и обратно, создает социальные условия, необходимые для эффективного использования всех видов ресурсов производства (природных, финансовых, людских и др.), с целью повышения эффективности экономической деятельности, роста производительности труда, улучшения качества продукции. Передача этих импульсов осуществляется через творческую активность социальных групп, действующих в системе экономических отношений и б то же время являющихся субъектами социальных отношений, которые занимают то или иное положение в социальной структуре данного общества.

В XX в. в развитых странах социальная сфера чрезвычайно расширилась, если принимать во внимание ее долю в национальном доходе и государственных расходах, характер социальных институтов, а также объем и качество социальных услуг. Наряду с традиционными видами социальных услуг — образованием и здравоохранением, которые в определенной мере содержались за счет государства и прежде — получили развитие такие элементы социальной сферы, как социальное обеспечение и социальное страхование. Социальные расходы (социальное обеспечение, социальное страхование, жилье, здравоохранение и образование) в развитых странах колеблются от уровня чуть ниже половины всех бюджетных расходов центрального правительства (в Канаде, Великобритании, Соединенных Штатах Америки) до более двух третей во Франции и Германии.

Одновременно развивался еще один подход к определению социальной сферы как к объекту социальной политики и социального управления, где она часто трактуется как область деятельности социального государства.

Как объект социального управления и социальной политики социальная сфера включает отрасли: культуры; образования; здравоохранения; труда (ресурсы, демография, занятость и миграция); жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства; физической культуры и спорта, туризма; системы социальной защиты и социального страхования; пенсионного обеспечения. Она охватывает также комплексы социальных проблем: семьи, молодежи и других социальных групп, тендерные и др. (см. параграфы 4.6 и 4.7),

Собственно социальная политика представляет собой деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе: росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны. Социальная политика как инструмент реализации социального императива охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения. Она призвана противодействовать таким негативным явлениям, как безработица, резко выраженная социальная дифференциация, антиобщественные явления (преступность, наркомания, беспризорность и др.).

Социальная структура общества и ее элементы дифференцируются по ряду базовых признаков: классовому, демографическому, профессиональному и др. Влияние классовых и демографических параметров общества на экономику, или так называемых социальных факторов, раскрывается посредством специальной категории социальный капитал, характеризующей вклад социальной организации общества в общественное производство путем образования новых классов («среднего класса») и оптимизации распределения доходов и собственности.

В американской экономической литературе и официальных документах термин «социальный капитал» трактуется как совокупность человеческого, природного и физического (произведенного людьми) капиталов. Человеческий капитал в свою очередь определяется как совокупность знаний, навыков и состояния здоровья отдельных людей.

Социальная безопасность как важный компонент национальной безопасности определяется характеристиками состояния и динамики социальной сферы, социальных проблем с точки зрения соблюдения предельных значений области безопасного функционирования и развития, выход за границы которой под воздействием деструктивных факторов ведет к разрушительным процессам. Это могут быть процессы депопуляции, деформации половозрастной структуры, ухудшения здоровья нации, девальвации традиционных духовных ценностей, обострения проблем семьи, нравственной деградации личности, ухудшения криминогенной ситуации и т.д.

Социальные параметры являются индикаторами и показателями, характеризующими уровень экономического развития страны в социальном плане. Набор показателей и их динамика отражают ход реализации социальной политики, фиксируют достижения и сигнализируют об угрозах социальной безопасности.

Система агрегированных индикаторов благосостояния общества охватывает следующие направления: занятость, безработицу и мобильность населения; характер, условия и оплату труда; здоровье и образование; жилищные условия, состояние среды обитания; безопасность личности, отношения между людьми. Значения этих индикаторов характеризуют качество жизни — материальное благосостояние и психологический комфорт. Социальные индикаторы и нормативы должны отражать и негативные социальные характеристики: преступность, смертность, несчастные случаи, число самоубийств, заболеваемость, алкоголизм, наркоманию, разводы и т.д.

В качестве международного обобщающего социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень развития человеческого потенциала, выступает агрегированный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) как среднеарифметическое суммы трех индексов: продолжительности жизни, достигнутого уровня образования и скорректированного реального ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС) (подробнее см. параграфы 2.7 и 3.3).

В настоящее время в условиях переходного периода социальная политика государства строится на основе следующих принципов:

• социальной справедливости;

• индивидуальной и социальной ответственности;

• социальной солидарности и партнерства;

• равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;

• социальных гарантий.

Основными целями социальной политики, реализующими данные принципы, являются обеспечение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, гарантии на медицинскую помощь, полноценное питание, образование, социальную защиту и др.

Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:

• Государственная программа «Культура»;

• Республиканская программа «Здоровье»;

• Национальная жилищная программа;

• Государственная программа развития спорта и туризма;

• Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;

• Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;

• Президентская программа «Дети Беларуси» (в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания») и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: