Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности.
Переход экономики к рыночным отношениям вносит существенные изменения в содержание, направление и методы регулирования. Если в плановой экономике политика доходов и оплаты труда отождествлялась с патерналистской ролью государства, жестким централизованным распределением социальных благ, бюджетными источниками финансирования, то в последние годы все больше внимания уделяется экономическому регулированию социальных процессов, происходящих в обществе. Главной целью такой политики становится создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и своей семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства слабозащищенных групп населения. При этом в основу новых подходов положены принципы социальной ответственности всех членов общества, отказа от социального иждивенчества и перехода к социальным гарантиям, что означает прежде всего защиту прав человека на свободный труд, создание системы, обеспечивающей определенные жизненные стандарты.
|
|
Успешная реализация этих подходов возможна лишь при условии постоянного экономического роста, развития частной инициативы и предприимчивости, рыночных институтов предпринимательства, повышения производительности труда и эффективности производства на основе технологического прогресса, совершенствования и упрочения финансовой сферы. Однако начало рыночных преобразований совпало с распадом СССР, глубоким системным кризисом как в нашей стране, так и в других республиках бывшего СССР. В 1991—1995 гг. наблюдались постоянный спад производства, обнищание масс, интенсивно растущая инфляция, затухающая инвестиционная активность.
За этот период индекс ВВП снизился со 100 % (1990 г.) до 65 %, т.е. на 35 %; индекс конечного потребления — на 37 %; индекс валового накопления — на 54 %. Резко упали объемы промышленной продукции, производства товаров народного потребления и капиталовложений. Следствием указанных процессов стало систематическое снижение уровня жизни населения республики: реальные располагаемые доходы уменьшились почти на 35 %.
Снизились доля минимальной заработной платы (МЗП) в минимальном потребительском бюджете (МПБ) до 22 % (1995 г.) и реальная среднемесячная заработная плата работающих в экономике со 100 % (1990 г.) до 56 % (1995 г.), или на 44 %.
Тем не менее в этот очень трудный период государство предприняло ряд мер как в направлении макроэкономической политики, борьбы с инфляцией и финансовой стабилизации, так и в направлении регулирования доходов, создания правовой базы этой деятельности. Политика доходов была направлена на сохранение в условиях инфляции определенного уровня заработной платы низкооплачиваемым слоям населения и реальной стоимости социальных выплат путем их периодических централизованных повышений, или индексаций.
|
|
В 1991 г. в Беларуси была сделана попытка перейти к рыночным принципам оплаты труда, когда в Законе «О предприятиях» и других законодательных актах были обозначены права предприятий и определена сфера государственного регулирования оплаты труда. Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда как основному источнику доходов в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров Республики Беларусь в октябре 1991 г. С января 1992 г. вместо более 200 тарифных сеток, утвержденных бывшими союзными органами, введена в действие Единая тарифная сетка (ETC) работников Республики Беларусь с рекомендациями по ее использованию во всех производственных отраслях. В бюджетной сфере был осуществлен переход к дифференцированию оплаты труда на основе квалификационного категорирования по разрядам ETC. Это позволило полнее учитывать в оплате труда сложность и ответственность выполняемых функциональных обязанностей, деловые качества и профессионализм.
Новая Концепция реформы оплаты труда, принятая Правительством в 1995 г., закрепила механизм управления заработной платой в условиях рыночных отношений на основе сочетания государственного и договорного регулирования, что определялось Кодексом законов о труде Республики Беларусь, Законом «О коллективных договорах и соглашениях», другими нормативными документами.
Принятые в этот период законодательные и нормативные акты содействовали решению проблемы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов в наращивании объемов производства, повышению ответственности руководителей министерств, других органов управления за поддержание заработной платы на должном уровне и обеспечение ее своевременной выплаты.
В 1994 г. в Беларуси начался процесс формирования новых экономических приоритетов и механизмов экономической политики. Была принята Программа неотложных мер по выходу из кризиса, основными элементами которой являлись меры по финансовой стабилизации экономики и усилению рыночных стимулов. Этот комплекс мер стал базой для разработки и принятия Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы. Их успешная реализация стала важным этапом в обеспечении устойчивого экономического роста и повышении уровня жизни населения. ВВП за 1996—2000 гг. увеличился на 36 %, продукция промышленности — на 64, инвестиции в основной капитал — на 33 %. Производство потребительских товаров возросло на 84 %, розничный товарооборот — более чем в 2 раза. Реальные денежные доходы населения повысились на 72 %, их рост по отношению к 1990 г. составил 107 %.
Сложившиеся в этот период тенденции получили продолжение в 2001—2003 гг., когда была обеспечена положительная динамика ведущих макроэкономических показателей, в том числе реальных денежных доходов населения и реальной заработной платы. В 2003 г. рост располагаемых денежных доходов населения по отношению к 1990 г. составил около 156 %, реальная заработная плата увеличилась в 1,4 раза, а по отношению к 1995 г. — в 2,5 раза.
Денежные доходы населения включают оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; доходы от продажи иностранной валюты и др. Реальные денежные доходы — это денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги.
|
|
В 2003 г. денежные доходы населения составили около 25 421 млрд р. (в 2000 г. — 6011 млрд р.), в том числе оплата труда — 12 550 млрд р. (49,2 %), социальные трансферты — 4604 млрд р. (18,1 %), доходы от собственности — 412 млрд р. (1,6 %), доходы от предпринимательской деятельности и другие — 7897 млрд р. (31,1 %).
Анализ динамики денежных доходов населения с 1990 по 2003 г. показывает, что наиболее четкие тенденции сложились в части снижения доли оплаты труда в денежных доходах населения с 73,1 % (1990 г.) до 49,2 % (2003 г.) и увеличения доходов от предпринимательства с 8,3 % (1990 г.) и 25,6 % (1995 г.) до 31,1 % (2003 г.).
Оплата труда остается тем не менее главным фактором, влияющим на рост денежных доходов населения. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих в экономике в 2003 г. составила 253,5 тыс. р. (в 2002 г. — около 190,0 тыс. р.). Если ее среднереспубликанский уровень принять за 100 %, то выше этого уровня заработная плата в 2003 г. была в промышленности (114 %), строительстве (130 %), на транспорте (119 %) и связи (116 %), науке и научном обслуживании (130 %), в сферах финансов (185 %) и управления (142 %). Ниже среднереспубликанского уровня заработная плата была в торговле и общественном питании (76 %), отраслях социальной сферы (77—88 %): здравоохранении, образовании, культуре и др. Причем эта ситуация сохраняется с 1990 г.
Общая позитивная тенденция роста доходов населения и реальной заработной платы не снимает с повестки дня необходимость более целенаправленного решения весьма сложных и острых проблем в этой сфере:
• по-прежнему остается низкой доля оплаты труда в ВВП — 35 % в 2003 г. (36,6 % — в 2001 г.), тогда как в экономически развитых странах она составляет 50—60 %;
• реальные денежные доходы населения в 2003 г. выросли по отношению к 2002 г. лишь на 3,4 %, а реальная среднемесячная заработная плата работающих в экономике — на 3 %, что свидетельствует о медленных темпах восстановления ее главных функций — воспроизводственной и стимулирующей, которые были утрачены в кризисные годы;
|
|
• соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета в 1995 г. составило 106,8 %, в 2000 г. — 126,0, в 2003 г. — 150,7 %, что говорит о недостаточной регулирующей роли МПБ.
Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, проценты, уплаченные за предоставленные кредиты и др.), изменение задолженности по кредитам, покупку иностранной валюты, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах.
В 2003 г. денежные расходы и сбережения населения составили 25 282 млрд р., в том числе покупка товаров и оплата услуг — 18 226 млрд р. (72,1 %), оплата обязательных платежей и добровольных взносов — 2442 млрд р. (9,7 %), накопление сбережений в депозитах и ценных бумагах, покупка валюты и другие расходы — 4614 млрд р. (18,2 %). По данным табл. 6.15, в структуре расходов населения в 1995—2003 гг. резких изменений не произошло. Но по отношению к 1990 г. почти на 10 процентных пунктов снизились расходы на покупку товаров и оплату услуг и на 11 пунктов возросли накопления сбережений.
Более существенные изменения в период 1995—2003 гг. произошли в структуре потребительских расходов населения (по данным обследования домашних хозяйств). Если в 1995 г. в общей сумме потребительских расходов продукты питания составляли 60 %, то в 2003 г. — лишь около 46 %. Питание вне дома составило 1,5 % (1995 г.) и 2,1 % (2003 г.), расходы на непродовольственные товары возросли с 23,5 % (1990 г.) до 27,4 % (2003 г.), почти в 2 раза увеличились расходы на оплату услуг — с 11,6 до 22 %.
Большие изменения произошли и в потреблении основных продуктов питания в натуральном выражении. Так, начиная с 1991 г., постоянно снижается потребление мяса и мясных продуктов в расчете на душу населения (1990 г. — 76 кг, 1994 г. — 63, 2000 г. — 59 и 2003 г. — 57 кг), молока и молочных продуктов (1990 г. — 428 кг, 1995 г. — 367, 2000 г. — 295 и 2003 г. — 257 кг), яиц (1990 г. — 325 шт., 1995 г. — 297, 2000 г. — 224 и 2003 г. — 219 шт.), хлебных продуктов (1990 г. — 127 кг, 1995 г. — 121, 2000 г. — 110 и 2003 г. — 93 кг). Возросло потребление овощей и бахчевых (1990 г. — 78 кг, 2003 г. — 107 кг), рыбы и рыбопродуктов (1993 г. — 3,6 кг, 2003 г. — 14,8 кг, хотя в 1990 г. потреблялось 19,6 кг), растительного масла (1990 г. — 8,6 кг, 2003 г. — 12,9 кг). Потребление картофеля и сахара оставалось в этот период приблизительно на том же уровне (170 кг и 35—31 кг соответственно).
В целом уровень достижения рациональных норм и нормативов потребления на душу населения по большинству товаров составляет около 60—70 %. Высокая доля потребления продуктов питания (около 50 %) в общем объеме потребления обычно ассоциируется с низким уровнем жизни населения. По данным международной статистики, нормой считается уровень расходов на питание в структуре потребительских расходов, не превышающий 30 %.
Сложно дать достоверную оценку уровня жизни населения без учета уровня пенсионного обеспечения, поскольку к категории пенсионеров относится четверть жителей страны. Основная суть этой одной из самых острых социальных проблем — низкие пенсии, не удовлетворяющие социальных потребностей пенсионеров, незначительная дифференциация их размеров, высокий тариф страховых взносов при недостаточности средств для финансирования пенсий приемлемого уровня.
В 1991 —1995 гг. они протекали в рамках тех кризисных явлений в экономике, которые представлены в этом параграфе выше. В 1992 г. реальный размер назначенной месячной пенсии составил лишь 38 % уровня 1991 г. В 1995 г. средний размер месячной пенсии был равен 387 тыс. р., или 38 % номинальной средней заработной платы. Ясно прослеживается тенденция к снижению этого важного соотношения. Хотя в номинальном выражении средняя пенсия в 1995 г. увеличилась в 4,5 раза, ее реальный рост по отношению 1994 г. составил только 130 %.
Политика в области пенсионного обеспечения в 1996—2000 гг. была направлена на повышение реального содержания пенсионных выплат, усиление дифференциации пенсий в зависимости от индивидуального стажа и заработной платы в прошлом, реформирование пенсионной системы, создание предпосылок для ее устойчивого развития.
За 1996—2000 гг. средний размер назначенной месячной пенсии в реальном исчислении увеличился в 1,6 раза (ежегодный прирост составил 9,9 %). Однако тенденция роста не была стабильной, в отдельные периоды наблюдался значительно опережающий рост цен. Покупательная способность пенсий продолжала оставаться низкой.
Средний размер пенсии не превышал прожиточного минимума в среднем на душу населения и составлял около 80 % его величины. Соотношение среднего размера пенсий со средней заработной платой в 2000 г. составило 42 % (в 1996 г. — 46 %). По сравнению с экономически развитыми государствами, где коэффициент замещения равен 60—70 %, это низкий уровень.
Достаточно сложным было состояние системы пенсионного обеспечения и в 2001—2003 гг., что в значительной степени обусловлено общей экономической ситуацией. Солидарные пенсионные системы зависят от показателей, влияющих на формирование финансовых ресурсов — доходов населения, численности плательщиков страховых взносов, платежеспособности и платежной дисциплины предприятий и организаций. Пенсионный фонд недобирает значительную часть страховых взносов. Среди главных причин — большое число финансово неустойчивых и убыточных предприятий, нецелевое использование средств, увеличение нагрузки на пенсионную систему в результате ухудшения соотношения работников — плательщиков страховых взносов и пенсионеров (в 2003 г. оно составило 1,66).
С целью обеспечения своевременности выплаты пенсий Декретом Президента Республики Беларусь изменены порядок и периодичность их перерасчета в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих. Введено обязательное государственное страхование для индивидуальных предпринимателей. Эти меры позволили стабилизировать финансовое положение Фонда социальной защиты населения и обеспечить своевременность пенсионных выплат. Вместе с тем они не сняли остроту проблемы нехватки финансовых ресурсов для обеспечения заданных параметров соотношения средней пенсии по возрасту и средней заработной платы.
Соотношения, характеризующие уровень пенсионного обеспечения, в 2001—2003 гг. сложились следующим образом:
• средний размер пенсии вырос с 65 тыс. р. в 2001 г. до 114 тыс. р. в 2003 г., или в 1,75 раза;
• минимальный потребительский бюджет пенсионера увеличился за этот период с 88 до 165 тыс. р., или в 1,87 раза, т.е. рост пенсии отстает от роста бюджета;
• уменьшились доля пенсии в МПБ пенсионера с 74 до 69 %, а также соотношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы с 39 до 38 %;
• негативные процессы в пенсионной сфере выразились концентрированно в снижении темпов роста реального размера месячной пенсии: 122 % в 2001 г., 102 % в 2002 г. и 101,4 % в 2003 г.
Очевидно, что на нынешнем этапе дефицит средств, нерешенные проблемы экономического развития затрудняют поддержание пенсионного обеспечения на достаточном уровне и достижение рациональной дифференциации пенсий с учетом трудового вклада. Положение усугубляется и несовершенством самой пенсионной системы: наличие большого числа льгот по досрочному выходу на пенсию, использование неэффективных механизмов формирования финансовой базы пенсионных структур и др. Действующая национальная пенсионная система нуждается в реформировании, поскольку далее она не может способствовать социальной стабильности.
Социальной стабильности не способствуют и процессы социального расслоения по имущественному признаку, высокий уровень бедности в стране.